Последняя фундаментальная тема, которую хотелось бы обсудить в рамках азбуки — это, собственно наша речь. Язык которым мы общаемся и слова, которые мы воспроизводим. Это будет не разговор о ритуальном языке богослужения, а о том, что вылетает из наших ртов постоянно.

Дело в том, что сейчас очень многие люди очень легкомысленно относятся к словам. Речь как о произнесении, так и о написании.

Ощущение, будто слова воспринимаются как только средство донесение информации. Хотя и с этой задачей в современности люди справляются довольно плохо, все мы знаем что одни и те же слова сейчас каждый наделяет какими-то собственными смыслами, и «О терминах не спорят, о них договариваются». С донесением информации наши современники (и я тоже) справляются довольно бестолково, настолько, что у многих уже вошло в привычку искать подтексты и читать между строк, как-будто простого прочтения мало. Но проблема куда глубже.

Я не буду тут разводить попсовое «Слова материальны», так как сам в подобную чушь не верю. Если вы тысячу раз с выражением произнесёте «Апельсин», он у вас в руке не появится. Но считаю безусловным то, что человеческая речь отражает внутренний мир человека, и в какой-то мере формирует его. По используемым словам и речевым оборотам можно понять как характер человека, так и его настроение в данный момент. Если вы начнёте без конца сквернословить через каждые два слова (или закончите, наоборот), спустя пару недель ваш характер неминуемо поменяется. Это важный момент.

Можно было бы вспомнить забавную привычку молодых, новообращённых, язычников, которые принципиально говорят «благодарю», вместо «спасибо» и исключают из своей речь «слава богу» и «о господи». Да, начинание довольно наивное, но с другой стороны полезное, как раз как костыль в сепарировании себя от христианства. Поначалу кому-то действительно может помочь. Но это сугубо психологический момент, попытка через слова изменить себя (нет, эгрегоры в этом процессе совсем не при чём).

В этом психологическом процессе со словами крайне любопытно наблюдать, как некоторые язычники изобретают какие-то свои собственные «языческие» языки, для общения, для богослужения, для проповеди. Куда может завести язычество, начинающееся с вранья? Речь как об искусственном удревнении своей речи, чтобы «казаться круче». Родноверческие волхвы раньше имели привычку формировать свои сообщения в каком-то нарочитом «славянском стиле», при чём вся его славянскость была родом из советских мультфильмов. Все мы знаем очень популярную в нулевых привычку ПиСать ЗаБорЧикОМ, некоторые язычники страдают этим до сих пор. Ну и, конечно, изобретение и активное использование некоей «Буквицы» идёт в ту же копилку. Начинание любопытное, но, в итоге-то, скорее вредное, чем полезное.

Есть также слова не очень хорошие. Использование которых человека не красит. Есть слова, которые как собачий хуй — не очень хотелось бы, чтобы они оказались в твоих устах. У меня есть довольно объёмный список слов, которыми я принципиально не пользуюсь, потому что они «грязные». Помимо такого списка слов самих по себе я, например, применительно к себе запретил полностью любую хулу на богов. То, что меня удивляет и встречается повсеместно — язычники горазды хулить богов чужих культур и пантеонов направо и налево. Мне даже причина этого не ясна. А есть уникумы, которые и богов собственного пантеона способны поносить на чём свет стоит.

Я очень осторожно отношусь к пожеланиям и проклятиям. Не то что я такой крутой язычник, меня родители так воспитали. Я бы, вероятно, имел такие привычки и будучи атеистом, просто не знал бы зачем они нужны и какой у них исторический бэкграунд. Желать другому человеку каких-то неприятностей, или озвучивать эти желания (проклинать, в общем-то) — не очень хорошая привычка, которая портит и «загрязняет» тебя самого.

Ну и конечно нужно затронуть тему архаичных времён.

Тогда к словам относились как к немногому священному, что способен сотворить человек. Были слова полностью запретные (имена богов, имена злых сил, даже имена некоторых животных). Именно по этому мы совершенно не знаем имён богов, только эпитеты, титулы, прозвища. Ну и про «медведя» все в курсе, лучше не произносить его по имени, а то придёт ещё, ненароком. Кстати о «придёт», это касается и имён богов. Их тоже, без особого повода, старались не звать.

Было убеждение, что знание слов даёт силу (например знание настоящего имени даёт власть над его обладателем). Это обильно встречается и в мифах, и мы помним, что во многих культурах у человека было по несколько имён. Тайное, неизвестное никому (чтобы не давать власть над собой), и более поздние вторые/третьи имена.

Люди, умеющие оперировать словами почитались за волшебников (те, кто умел складывать слова в стихи и заклинания). Всякие сказители, скальды, барды, филиды… Они могли сложить как песнь восхваления, так и сатиру. И в древности сатира полагалась чем-то ужасным, чем-то, что способно разрушить жизнь человека. В принципе оно и сейчас так работает, благо мало кто умеет этим пользоваться.

Существовали слова, которые можно только произносить, но нельзя записывать. Были, наоборот, слова, которые можно записывать, но ни в коем случае нельзя произнести.

Правил архаичного человека вокруг речи столько, что невольно задумываешься — что-то в этой теме есть, что-то они знали, по какой-то причине уделяли так много времени вылетающим из своих ртов звукам. Почему сейчас не так?

Поиск

Журнал Родноверие