800px romuva sanctuary
Изображение Ромовы в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684 г.

Прусское языческое святилище в Ромове, основанное легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном (когда неизвестно, по крайней мере в 8 веке оно уже существовало) по свидетельству немецких хроник («Прусская хроника») было общебалтским культовым центром и очень почиталось в том числе и у язычников — литовцев.

Много столетий назад в местечке Рикойто, или Ромова, рос огромный дуб. Название поселения произошло предположительно после того, как пруссы вернулись из похода на Рим (Rom) и в память об этом событии основали город, назвав его Римом (Rom или Romahoon). В Ромове рос огромный дуб. Этот дуб — святилище был шириной в шесть локтей, крона была столь густой, что не пропускала ни дождя, ни снега. Листья не опадали даже зимой. В стволе было 3 ниши, в которых находились изображения 3-х главных богов. Вероятно, было три ветви, которые срастались выше в одну. Предполагается, например, что название Ромове происходит от слова “ruomot”, что в переводе со старо-прусского обозначает “срастаться”.

1262878669 2
Прусский прапор. Полотнище состоит из чёрной, красной горизонтальных полос. В центре изображена стилизованная налобная конская подвеска с изображением ворона, найденная в могильнике Ирзекапинис. Цвета флага символизируют полуночное небо над Балтикой, цвет красной полосы — цвет крови жертвенного животного на его чёрной шкуре.

По легенде святилище в Ромове было основано легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном . Когда это произошло точно не известно. Но одно можно сказать точно, в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных балто-славянских племён, как следует, например, из “Прусской хроники”.

Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики — прежде всего, балто-славянское население — воспринимало Ромову как главное свое святилище ( И на самом деле, связь Ромовы , к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными литвинскими-белорусскими топонимами — названия типа “Ромава”, “Раманава” и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами; к тому же, если прусск. Ramawa значило "Ромова", то ramawan — священный лес вообще, — ред.), что ставит ее, как минимум, на уровень великих святилищ Европы — таких, как Аркона, Уппсала, или Ретра. Однако, Ромову отличает от других великих святилищ местонахождение: Ромува — святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но — “главное” капище Европы…

1262878679 3
Криве-Кривайтис и вейделотки

Исторически достоверные сведения о начале Ромовы весьма скудны. Мы знаем, что, также, как в Арконе, с этим святилищем была связана мощная жреческо-воинская организация.

Как пишет В.И.Кулаков, руководитель Балтийской археологической экспедиции:

“вся мощь, проявленная прусской дружиной в битве с аварами, стала, видимо, приписываться покровительству богов, жертвы им заменили дань, которую дружина получала от окружающих побежденных племен”

Во главе этой сакральной организации стоял верховный жрец, Криве-Кривайтис, фактически бывший главой государства, т.е. языческая древняя Пруссия являлась теократическим гоударством, до прихода в Пруссию Тевтонского Ордена. Любопытно, что титул (или, скорее, сакральное имя) верховных жрецов Ромовы — Криве — совпадает с самоназванием ближайших славянских соседей балтов — кривичей (т.е. “потомков Криве”). Более того, это слово — krive — до сих пор означает “русьский” в балтских языках. (В частности по латышски Россия будет Кривия)

1262878763 4
Пиколс, Перкунс, Потримпс

Итак, по описаниям хронистов, в первой нише священного Дуба Ромовы находилось изображение бога смерти Пиколса (Патолс) — он глядел исподлобья, бледный лик бога обрамляла длинная седая борода, голову его короновал скрученный белый плат. В жертву ему приносили головы скота или в исключительных случаях людей, а во время больших праздников в сосудах плавили сало. По поверьям Пиколс приходил по ночам в дома богатых, если те, после смерти одного из членов семьи, скупились на жертвенные приношения. Если он являлся в третий раз, приходилось жертвовать человеческую кровь. Тогда вайделот (волхв) рассекал себе руку. Если после обряда из дуба доносилось ворчание, оно воспринималось как знак того, что бог удовлетворён жертвой.

1262878734 5
Капище в современной Литве. Слева на право — Потримпс, Перкунс, Пиколс. Возможно так выглядели резные изображения Богов в Ромове.

1262878723 6
Диевас

Изображение Перкунса, бога грома, находилось во второй нише. Его вид вызывал священный ужас – чёрная кучерявая борода, красное, как огонь, лицо, вместо волос на голове — языки пламени. Грозный взгляд его был направлен в сторону бога Потримпса. Перед изображением Перкунса необходимо было постоянно поддерживать сухими дубовыми ветками огонь, в котором сжигали жертвенные приношения. Если огонь гас, вайделот, поддерживавший его, должен был умереть на костре.

В третьей нише дуба стояло изображение бога Потримпса. На вид это был молодой безбородый мужчина, который радостно улыбался. На голове его был венок из колосьев. Перед изображением Потримпс стоял большой горшок со змеёй, которую вайделоты поили молоком. Горшок был накрыт снопом пшеницы. В жертву богу приносили воск и ладан.

В трёх шагах от дуба, между шестами, высотой в семь локтей, были растянуты красивые полотнища. Никто, кроме жрецов, не имел права подходить к дубу. Если кто-то приходил с жертвенными дарами, Криве-Кривайтис (верховный жрец) провожал его до полотнищ. Занавесь чуть-чуть приподнималась, так, чтобы можно было только заглянуть за неё. Жилища Криве-Кривайтиса и вайделотов располагались рядом с дубом, вокруг него.

1262878729 7
Современный литовский жертвенник.

Ромова — это последнее европейское великое святилище. Уппсала пала в начале XI века, Аркона и Ретра — в середине XII века, Ромова же держалась до конца XIII века, причем жречество Ромовы функционировало — пусть и на новом месте, в Вильно, в течение еще двух столетий после захвата Пруссии крестоносцами. По некоторым преданиям, именно на капище Ромовы был перенесен священный огонь из Арконского храма после разграбления Рюгена королем Вольдемаром и крестоносцами.

Ромова была долгое время столицей древней Пруссии. В 1015 году Болеслав Храбрый, король Польши, вступил с войском на территорию Пруссии и разорил Ромову. Он предал огню изображения богов и святынь, но после отступления поляков пруссы всё восстановили заново.

Дуб оставался ещё долгое время на этом месте. Даже после того как язычники пруссы были обращены крестоносцами в христианство, они тайком молились у дуба. Люди верили – если человеку или животному надеть на шею кусочек коры или лист дуба, то никакая напасть ему не страшна. Чтобы положить конец столь нехристианским обычаям, епископ Эрмланда приказал магистру Винриху Книпроде срубить священный дуб. На его месте Петрус фон Зор построил монастырь Св. Троицы.

Несмотря на то, что дуб был уничтожен, место, на котором он некогда рос, в течение долгого времени считалось проклятым, вероятно потому, что здесь была пролита кровь многих человеческих жертв. Иногда люди слышали шелест листьев и свист рассекающих воздух ветвей, словно дуб всё ещё был здесь. На этом месте часто разражались сильные грозы. Помимо прочего здесь видели разных страшных существ, показывавшихся то в облике леших, то драконов, змей или огненных шаров. По легендам в монастыре временами неистовствовал, пугая монахов, сам Сатана. Из Германии был приглашён экзорцист. Он изготовил крест из чистого золота, в палец длиной, и треугольное кольцо, на котором написал таинственные слова. Обе эти вещи он закопал под угловым камнем церкви. С тех пор "сатана" покинул местность и оставил монастырь в покое.

Позднее монастырь был разрушен. В 1708 году владельцем этих земель был барон фон Килитц, по приказу которого были удалены остатки стены. Под руинами-то и были найдены крест и кольцо. Дворянин подарил оба предмета городу Кёнигсберг. Письмена же, начертанные на кольце, никто так и не смог расшифровать. На этом история сего места заканчивается...

Однако память о святилище в Ромове сохранилась до наших дней. В 1929 г. литовец Домас Щидлаускас основал новое святилище Ромува на северо-западе Литвы, а сейчас словом «Ромува» обозначается союз приверженцев старой балтийской веры, действующий в Литве.

1262878749 8
Обряд Ромувы.

1262878742 9
Литовская фолк-группа Кульгринда. Ромува.

1262878701 10
Глава Ромувы Йонас Тринкунас ведёт Обряд.

В материале использованы статьи: "Ромува — святилище в центре Европы" А.Платов, и "Священный дуб в Ромове"

Поиск

Журнал Родноверие