2241
Скульптура босорки в Братиславе работы словацкого скульптора Тибора Бартфая

Мы рассмотрели этимологию слова «босорка», обозначающее отдельный вид нечистой силы, что водится на территории Карпат, а также образ сего фольклорного персонажа в румынской мифологии.

Что нам осталось?

Правильно, рассмотреть образ босорки в славянской мифологии.

А внимательным и думающим читателям предлагается сравнить образ босорки у славян и румынов самостоятельно.

Немного о формах и производных

Форм названия «босорка» и производных от него у славян я насчитал больше, нежели чем у румын, причём они есть как женского, так и мужского рода.

Женские

Моравские и словацкие: bosorka, vozorka.

Польские: bosiorka, bosorka.

Украинские: босо́рка, бісурка, босирка, босорка́ня, босурканя, босурга́ня, пошурканя.

Мужские

Словацкие: bosorák, bosoroš, bosorkáň.

Украинские: босоркун; босуркун, босюркун, босуркач, босорка.

Босорки-женщины

В Закарпатье под босорками, в основном, понимались просто колдуньи и знахарки; также в верованиях означенной местности босорки сближаются с упырицами (или же становятся ими после смерти). Умирают босорки – характерный мотив для ведьм и колдунов – тяжело.

У бойков и гуцулов бытовал уже более зловещий образ – ведьмы, выдаивающей чужих коров.

2239
Изображение босорки на иконе «Страшный суд» (Восточная Словакия, XVII век)

Численность представителей рассматриваемого вида нечистой силы в народе оценивалось как существенное: от двух до десяти-пятнадцати в каждом селе. Также в фольклоре Закарпатье упоминаются некие места, где достаточно свистнуть в пальцы – и явится сколько угодно босоркань.

У босорки может быть от одной до трёх душ – и чем больше у неё душ, тем она сильнее и зловреднее.

Кто становится босоркой? Седьмая девочка в семье или та, в кого вселился дух мёртвого.

Днём босорка может выглядеть привлекательной девушкой-красавицей, ночью же лицо её делается сморщенным, рот кривым, а ноги волосатыми. Иначе она описывается как плоскогрудая женщина в белом с длинными и тонкими руками-ногами, куриными лапами, хвостом. Ну а чаще всего в мифологических рассказах босорка предстаёт в образе пожилой женщины.

2240
Марка Украины «Железноносая босорканя». Художник Владислав Ерко. 2012 год

Босорка – оборотень, превращается как в животных (в жабу, в змею, в кошку, в курицу, в летучую мышь, в свинью, в серну, в собаку, в сыча), так и в неодушевлённые предметы (в валёк для стирки, в колесо, в кочергу). Способна делаться невидимой, разбирается в травах, используют их волшебные свойства в своих целях.

Босорки собираются на особые сборища, шабаши. Происходит это в каждое новолуние или на исходе месяца в пустых домах, в оврагах или на горных вершинах (например, на горе Бужоре – высочайшей вершине Вулканического хребта в Украинских Карпатах). Дабы попасть на сходку, босорка вылетает через трубу, оседлав бочку, веник, кочергу, лопату, метлу, мялку, помело, превращённого в коня человека (иногда собственного мужа). Некоторые перемещаются в возке, запряжённом чёрными кошками. В пути их сопровождает сильный ветер.

Босорки – большие любительницы потанцевать в лунном свете.

Чем занимаются босорки? Отбирают молоко у коров и рожениц, делают привороты и отвороты, насылают порчу, накладывают сглаз, устрашают и сбивают людей с пути, заманивают и губят молодых парней, подменяют человеческого ребёнка своим – плаксивым и уродливым, живущим не более семи лет, управляют погодой (как во вред селянам, так и во благо).

Оберегами от босорки служили борона, веники, венок колосьев, колючие растения, петрушка, соль, чеснок.

Коров оберегали от проделок босорки, давая съесть специальный хлеб, испечённый с сушёными травами или плодами боярышника, тёрна, шиповника.

Чтобы босорка не испортила молоко, его ритуально солили, клали в него трижды проколотый кусок хлеба. Водянистое молоко или молоко с кровью процеживали через вилку с ножом, лежавшие крест-накрест, либо били его веткой тёрна.

Ребёнка защищали от босорки, вешая ему на шею волчий зуб или мешочек с солью либо с чесноком, а также выворачивали рубашку наизнанку, клали в колыбель железные предметы.

Для защиты дома использовали ветки бузины, вяза, крыжовника, тёрна.

Босоркун

Если босорка сочетает в себе ряд черт, присущих восточнославянской ведьме, то босоркуна определённо можно сравнить с ведьмаком.

В фольклоре Украинских Карпат босоркун – персонаж куда более положительный, нежели босорка. Собственно, босоркам, как вредительницам и погубительницам, он зачастую и противостоит, причём сила его после смерти только увеличивается.

Список использованной литературы

Валенцова М. М. Особенности демонологических представлений словацкого Замагурья: универсальное и локальное в языке и культуре

Босорка / В. В. Усачева // Славянские древности: Этнолингвистический словарь

Потушняк Ф. М. Вѣдьма и еѣ признаки // Ворожкы осüйськых босоркань

Левкович Н. Жіночі демонологічні персонажі українців Карпат

Левкович Н. Народна метеорологія бойків: магічні обрядодії впливу на атмосферні явища

Поиск

Журнал Родноверие