2248
Иллюстрация Виктора Королькова

Не буду ходить вокруг да около и отвечу сразу: из статьи «Белорусские народные предания», написанной в XIX веке писателем-этнографом Павлом Михайлович Шпилевским под псевдонимом П. Древлянский.

Чем примечательна вышеупомянутая статья? Тем, что в ней вымышленные автором существа и сущности перемешались с реальными представителями белорусского фольклора.

Собственно, вот что написал в «Белорусских народных преданиях» господин Шпилевский-Древлянский:

Вази́ла – покровитель лошадей. Белорусцы представляют его в человеческом образе, с лошадиными ушами и копытами; в одежде, впрочем, человеческой, – для отличия от Кумельгана, который весь покрыт лошадиною шерстью. По понятию белорусцев, всякий хозяин имеет своего Вазилу, который заботится о размножении лошадей и предохраняет их от болезней и припадков. Вазила, говорят, большею частью живёт в хлевах лошадиных, но также всегда присутствует и на так называемых ночлегах, когда лошади пасутся большими табунами. На этих ночлегах особенно необходимо присутствие Вазилы как для предохранения лошадей от нападения волков и других хищных зверей, так – главное – для защищения их от ухищрений непримиримого врага его Кумельга́на. Вследствие такого поверья, Белорусские пастухи часто беззаботно проводят ночлег в гулянках или спят, вовсе не присматривая за вверенным им табуном хозяйским и предоставляя лошадей заботливости и бдительности Вазилы. Они обыкновенно вколачивают на месте ночлега огромный шест и втыкают на него костяк лошадиной головы, думая, что это символическое изображение Вазилы спасёт табун от всех могущих встретиться опасностей. Говорят даже, будто в случае нападения какого-нибудь зверя и даже Кумельгана на табун, лошади по какому-то инстинкту сбегаются на то место, где вколочен шест с головою Вазилы, и здесь находят себе спасение: потому что ни зверь, ни Кумельган не смеет подойти к этому месту. Белорусские хозяева до того уверены в покровительстве Вазилы, что часто оставляют лошадей своих на поле, ночью, одних без пастуха, думая, что Вазила будет пасти их. Вазила паведзе́ (Вазила будет водить, руководствовать), говорят обыкновенно в этом случае.​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​​‌‌‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​​‌‌‌ ​​‌‌‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌Белорусцы особенно уважают Вазилу (отчего он, может быть, и называется – Вазила ) за то, что он, будто бы ночью, привозит на себе какую-то особенную траву и мешает её в корм лошадиный, от которой лошади крепнут и делаются сильными и рослыми. Не один белорусский хозяин часто уверяет другого, будто он находит траву эту в яслях и имеет её на всякий случай... Рассказывают также много случаев, что Вазила, будто бы найдя Кумельгана в хлеве, беспощадно его мучит, и что слышен бывает ужасный стук и топот, происходящий от драки Вазилы с Кумельганом. Вазила в большом уважении в Белоруссии, но он не везде известен под одним и тем же именем: где называют его Канькачо́м , где – Хле́вником , где – Табу́нником , а где – Ви́сусником . Поговорки: «Спабра́вся, як Вазила з Кумельганом» – Сцепился (т. е. дрался), как Вазила с Кумельганом; «Навази́вся без Вазилы» – Намучился без (помощи) Вазилы; «Ничавосяньки, бадай Вазила» – Ничего, лишь бы (был здесь) Вазила.​

2244
Иллюстрация Михаила Чернодедова

2245
Иллюстрация Валентина Дельвесто

2246
Иллюстрация Валерия Славука

2247
Иллюстрация Владимира Аржевитина

О Кумельгане тот же источник сообщает следующее:

Кумельга́н злой дух в виде человека и лошади. Белорусцы представляют его с человеческим туловищем, покрытым лошадиною шерстью, и такими же руками и ногами; с лошадиною головою и такими же копытами на руках и ногах, и верят, что он ходит иногда, как лошадь, на четвереньках, а иногда, подражая человеку, на задних ногах. Кумельган, говорят они, как злой дух находится во враждебных отношениях с Вазилою. Назначение его всегда пользоваться минутною неосмотрительностью Вазилы и тут же, по возможности, вредить намерениям своего врага: мучить, портить, ранить лошадей, подмешивать в их корм какое-нибудь ядовитое растение и т. п. Ещё хорошо, говорят, что Кумельган слаб; не то он мог бы передушить всех лошадей; к счастью, его силы не устоят против нескольких лошадей, и потому две или три лошади могут смело вступать с ним в бой. Зато Кумельган много выигрывает ловкою своею увёртливостью: забравшись в хлев (разумеется, во время отлучки Вазилы) ночью, он обыкновенно вспрыгивает поочерёдно на каждую лошадь, отделённую одна от другой перегородками, и всячески её давит, жмёт и корчит в три погибели до тех пор, пока, наконец, лошадь не выбьется из сил и не упадёт замертво; потом забирается в другое, третье стойло и т. д. и, таким образом, в продолжение ночи успевает замучить всех лошадей, несмотря на своё бессилие. Хозяева белорусские стараются подтвердить это своими наблюдениями: говорят, будто они сами слышали, как лошади иногда как-то дико ржут в хлеве и чуть не опрокидывают своих перегородок; но стоит только войти в хлев нескольким человекам, и Кумельгана как не бывало. Не менее вредным находят белорусцы Кумельгана и во время ночлегов лошадиных на полях. Кумельган, говорят, воспользовавшись отсутствием Вазилы и беспечностью пастухов, отводит из табуна по одной лошади в глубь леса и там мучит их так же, как и в хлеве. Кумельган также отводит жеребят от кобыл; но не мучит их, а оставляет на добычу хищным зверям. Причина, почему Кумельгану часто удаётся пробираться в табун лошадиный, не будучи никем замеченным, та, по словам белорусцев, что он совершенно похож на лошадь; к тому же он может принимать любой цвет шерсти и таким образом обманывает хозяев: принявши масть лошади какого-нибудь хозяина, он спокойно входит в хлев, не встречая со стороны хозяина никакого препятствия; иногда даже хозяин сам отпирает ему хлев, принимая его за свою лошадь. Слово Кумельган происходит от кумель, или камель, нижняя часть туловища животных, задние ноги, лапы, или от кумельганиць становитися на задние лапы. Отсюда Кумельган значит животное, которое ходит на задних лапах. Поговорки: «Кумельган уна́дзився» Кумельган начал пробираться в хлев, то есть пошёл падёж на лошадей; «Сабака служиць, як Кумельган» собака стоит на задних лапах, как Кумельган; «А штоб на табе Кумельган езьдзив, а не добрые людзи» пусть на тебе ездит Кумельган, а не добрые люди (ругательства погонщиков белорусских, когда лошадь дурно везёт).​

2249
Иллюстрация Михаила Чернодедова

2250
Иллюстрация Артура Басака

2251
Иллюстрация Валерия Славука

У Шпилевского-Древлянского вазилу позаимствовал легендарный собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев и включил в свои знаменитые «Поэтические воззрения славян на природу»:

Вазила (от глагола возить) есть дух – покровитель лошадей; его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет своего вазилу, который живёт в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табуне – удаляет от них хищного зверя.‌‌‌‌

‌‌А у Афанасьева эстафету переняли угадайте кто, мои дорогие и уважаемые постоянные читатели?​ ‌‌‌‌‌Правильно, Елена Грушко и Юрий Медведева со своими «Русскими легендами и преданиями».

Авторы-составители скармливают непритязательной аудитории якобы старинную легенду, которую назвали «Добрый и злой»:

Как-то раз один злой дворовый дух вазила позавидовал своему соседу, доброму: у того и коровы сыты, и у лошади шерсть лоснится. А добрый вазила был своему хозяину сильно предан и за хозяйским добром смотрел в оба глаза, даже сам воду в конюшню по ночам возил.Тогда злой вазила провертел дыру в чане.Привёз добряк чан на реку к проруби в полночь, как водится, лил, лил в него воду, всё ждал, когда она сравняется с краями, да так и не дождался: настал рассвет, ударил мороз и вазила наш примёрз к чану сосулькой.Но была та сосулька не простая, а напоминала маленького сгорбленного человечка в шерсти и с лошадиными ногами.И лишь когда грянула оттепель и сосулька растаяла, смог, наконец, добрый вазила высвободиться из ледяного плена.И уж тогда-то злому вазиле не поздоровилось!

Вазилу Грушко-Медведев характеризуют так:

Вазила дух-покровитель лошадей, подобие дворового.Вазилы бывают злыми и добрыми, ссорятся между собой, мирятся, а случается, враждуют не на жизнь, а на смерть. По представлениям белорусов, они выглядят как люди, но с конскими ушами и копытами. Вазила живёт на конюшне, всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, от хищного зверя.

Профессиональные исследователи славянской старины обоснованно считают вазилу авторским вымыслом Шпилевского.

Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская (жду традиционного комментария от нашего подписчика!) в своей работе «Механизмы создания мифологических фантомов в „Белорусских народных преданиях“ П. Древлянского» сообщает:

Как видно из приведённых выше материалов, большинство имён из «пантеона» Древлянского принадлежат реальному белорусскому языку. Однако лексические источники для ряда «персонажей» Древлянского нам найти пока не удалось, а для некоторых из них, вероятно, и не удастся. Сюда относятся Вазила, Жыцень, Ваструха, Любмель, Цеця, Бордзя, Кумельган, Яркун, Гарцуки. Можно предположить, что конструируя мифологические образы, Древлянский не отказал себе в удовольствии «сконструировать» и названия для некоторых из них по ассоциации с реальными словами (ср.: Ваструха и острый, Вазила и возить, Жыцень и жито, Бордзя и борзый, Яркун и ярый, Гарцуки и гарцевать, Любмел и любить).

Поиск

Журнал Родноверие