scale 2400 14
В качестве иллюстрации использована работа художника Константина Васильева

О том, что в славянской мифологии есть бог по имени Водан (или Во́да) мне поведала... догадались? Конечно же книга «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева (я её ещё долго поминать буду!).

Авторы-составители сообщают:

При назывании этого загадочного и всеми забытого божества важно помнить, что в большинстве славянских языков ударение в нём на первом слоге, и с этим именем связаны слова «водит», «воевода».Когда на Руси появились княжеские дружины, он был именно богом воинства, покровителем военачальников и полководцев, изображался в виде сильного мужа в военных доспехах. Однако в древнейшие времена Водан имел отношение и к водной стихии, был покровителем морских и речных глубин. Он и есть тот самый «дядька их морской», о котором пишет А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане»: именно воевода, который выходит с тридцатью тремя витязями из «вод ясных», чтобы обходить дозором царство князя Гвидона.Рассказывают также, что Водан (вместе с Вием, древнейшим богом ураганов) участвовал в насылании на землю Всемирного потопа.

Привязка к творчеству Александра нашего Сергеевича выглядит смешно и наивно, а главное – ничем не доказывается. «Он и есть» – и точка!

Забавно (и вместе с тем страшно, если бы этакое происходило наяву) выглядела бы такая доказательная база в суде. Представьте, судья даёт слово адвокату, тот про своего подзащитного говорит: «Он и есть потерпевший». Гособвинитель рвёт в клочья сто томов уголовного дела, судья стучит молоточком – и, скажем, убийцу отпускают на свободу.

Притянуто за уши? Ну такая логика, если это логика, как-то так для меня и выглядит.

Хочется спросить авторов-составителей: вы там про то, что покровителем княжьей дружины, военачальников и полководцев был Перун, не запамятовали часом?

А источники? Упоминание бога Водана, скажем, в летописях, поучениях против язычества, на худой конец, топоним какой-нибудь соответствующий?

Нет?

«Он и есть» – и точка!

А потом упоминание о славянском боге Водане я встретил в книге «Языческие боги славян» Дмитрия Гаврилова (он же Иггельд) и Алексея Наговицына (он же Велемудр):

Западно-славянский бог, согласно «Хронике всего света» Матвея Меховского и «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» (XVI век записи), известно изображение сего бога в виде одетого в доспех мужчины. Иногда называется в польских средневековых источниках сыном Живы и братом Перуна с неким Пекленецом. Возможно, заимствованный у германских народов бог Один, который так же носил имя Водан, водитель ратей.

Хм... ну, тут хотя бы два источника конкретно названы. Вот только «Хронику всего света» написал не Матвей, а Марцин Меховский, это первый в польской литературе обзор всемирной истории... и, подозреваю, с объективной точки зрения источник этот сомнительный.

Текста ни означенной «Хроники», ни «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» я, признаюсь, не нашёл, но учитывая, что оба этих произведения были написаны в XVI веке... Допустить, что на страницы и впрямь попали крупицы истины о делах давно минувших, разумеется, можно, но вот мне кажется, если и есть там упоминание о славянском боге Водане, попахивает там кабинетной мифологией.

Поиск

Журнал Родноверие