Со всеми этими минутками потешки, шутками да прибаутками могло создаться впечатление, будто бы я уже и забыл, что канал «Заметки Моргора» вообще-то позиционируется как «канал автора, глубоко влюблённого в славянскую мифологию (ну и историей увлекающегося, конечно же)».

Разумеется, это не так.

Скучали по теме низшей славянской мифологии, уважаемые читатели?(Напишите в комментариях, не в службу а в дружбу – буду знать, сколько человек интересуется.)

Сегодня поговорим о водяном. Не вкратце. Так что впереди ждёт пресловутое «много букв».

Хочу представить Вашему вниманию материалы из нескольких источников, авторы которых, во-первых, учёные мужи и дамы (в основном), а во-вторых, пишут довольно понятно для широкого круга.

Почему в основном?

Потому что я хотел бы начать нашу компоновку с популярной энциклопедии «Мы – славяне!» Марии Васильевны Семёновой (а у неё, писательницы и литературного переводчика, учёного звания-степени, вроде бы, нет):

Итак, вода – как и другие природные сути – была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, подобно всем стихиям, заставляла обращаться с нею на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв. Могла смыть весенним разливом деревню, поставленную «без спросу» – мы сказали бы теперь, «без знания местности». Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озёр и ручьёв, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо, опытные жители леса заблудиться боялись всё-таки меньше, чем утонуть. Поэтому и Водяной в сказаниях выглядит в общем опаснее Лешего.

Иногда Водяного представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и «ластоногого». В других случаях он был вполне похож на человека и от обычного «доброго молодца» отличался в основном тем, что с левой полы его одежды постоянно стекала вода…

«Страшных» историй про Водяного я здесь пересказывать не стану. И не потому, что боюсь кого-нибудь испугать. Просто, как и в случае с Лешим, для нас, живущих в эпоху могущества Человека, важнее рассказы, где люди и Водяной умеют поладить, выручить друг друга из беды. Таких, по счастью, народная память сохранила тоже немало. Например, о том, как жене Водяного, Русалке, наступил срок разрешиться от бремени и взволнованный муж кинулся на берег – звать прохожую пожилую женщину на помощь жене. Или о том, как Водяной из запруженного ручья попросил человека передать его жалобу своему дядьке – Морскому Хозяину. Или ещё о том, как пришлые Водяные пытались выдворить из омута его исконного обитателя и как опять-таки люди помогли отстоять справедливость…

Эти рассказы хранят для нас древнюю мудрость, великую и простую науку жить во взаимопонимании и мире с природой.

12
Иллюстрация Ивана Билибина

Это у нас будет своего рода присказка, а теперь, так сказать, передаю слово специалисту по традиционной славянской культуре, доктору филологических наук Елене Евгеньевне Левкиевской (материал взят из её замечательной книги «Мифы русского народа»):

В каждом водоёме – реке, озере, пруду живёт свой хозяин, которого обычно называют: водяной, водяник, водяной хозяин, водяной чёрт, дедушка водяной или же топельник, волосатик. Поверья о водяном широко распространены в богатых водоёмами и болотистых Белоруссии и северо-западных районах России, а в засушливых и степных районах Украины почти не известны.

В древнерусских памятниках сведения о водяном, как и о других духах-«хозяевах», весьма скупы: встречаются упоминания о водяных бесах и водяных богах, в которых верят язычники. Откуда взялись поверья о водяных, доподлинно не известно. Однако есть основания считать, что порождены они древними языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать в воде свой век.

Подобные верования до сих пор встречаются в некоторых местах Полесья. Ну и, конечно, согласно поздней легенде, водяные произошли из тех отпавших от Бога ангелов, которые, будучи низвергнутыми с неба, попали в воду.

Водяной – это старый плешивый дед с длинной седой бородой и большим брюхом, часто нагой, горбатый, облепленный грязью и тиной, или одетый в красную рубаху. Нередко в поверьях облик водяного напоминал облик утопленника – он появлялся как худой посиневший старик, облепленный речными водорослями.

В облике водяного не редкость звериные или рыбьи черты – рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Голова или шапка у водяного, как и у большинства демонов, вытянутая и остроконечная. Полагали, что водяной может оборачиваться кем и чем угодно – женщиной, ребёнком, утопленником, господином с тросточкой; может стать невидимым или обернуться рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, уткой, гусем, петухом. Водяной мог явиться и бараном, свиньёй, чёрной собакой, кошкой, коровой.

Водяной живёт в омутах, водоворотах, в не замерзающих зимой участках водоёмов, на старых пустых водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть роскошный дворец. Он может показаться ночью на берегу, вблизи глубоких мест, на камнях, мельничных колёсах, на мосту. Водяной любит высовываться по пояс из воды, шлёпать руками по воде, хлопать в ладоши, хохотать, ржать, как лошадь, кричать выпью, блеять бараном.

Время водяного – полдень, после захода солнца, полночь, а также при луне. Он особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. Поэтому в такие дни, а также перед грозой запрещалось купаться. Но есть в году период – от Крещенья до Пасхи, – когда водяной не может вредить людям.

Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно – ломает лёд и мучает рыбу.

В белорусских поверьях водяные бывают разные: тот, кто живёт в омуте, зовётся омутником, кто в водовороте – вирником (от белорусского вир – «водоворот»), кто в стоячей воде – тихоней. А на Русском Севере считают, что над всеми водяными царствует водяной царь – старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озёра. Его называют царь Водяник или Водян царь. Иногда поверья приписывают ему жену – царицу Водяницу или царицу морскую. Впрочем, тут ясности нет: в одних местах считают, что водяной холост и вступает в любовную связь с русалками; в других – что у водяного есть семья и дети, а его жена водяниха, или водяница, уродливая женщина с огромной грудью, происходит из утопленниц или проклятых девушек. Дети водяного – водянёнки – забавляются тем, что обрывают сети у рыбаков. Считалось, что если поймать водянёнка и вытащить на берег, отец даст за него богатый выкуп рыбой. Свадьбами водяных обычно называли весенние разливы рек, половодья и наводнения, во время которых новобрачные перебирались жить в новый водоём.

Когда случались наводнения, говорили, что водяной одного озера или реки проиграл в карты рыбу другому водяному и теперь перегоняет ему рыбу. Русские полагали, что водяной враждует с домовым, зато дружит с полевым и лешим. Есть рассказы и о том, как водяные ссорились между собой и даже обращались за помощью к священникам.

Водяной злобен и враждебен людям. Из всех духов-«хозяев» он ближе всех стоит к чёрту, а во многих местах Полесья считают, что чёрт и водяной – одно и то же. Водяной топит людей, затягивает и заманивает их в воду.

Утопленники считались добычей водяного. Верили, будто водяной садится на плечи утопающему в виде гуся, петуха или барана, не даёт ему спастись и не подпускает спасателей. Поэтому тонущих иногда боялись спасать, чтобы не рассердить водяного и не погибнуть от его рук самим. Если человеку удавалось выплыть, о нём говорили, что он спасся потому, что «водяного не было дома». Когда человек заходил в воду, он должен был «попроситься» у водяного: «Хозяин, хозяюшка, спасите меня». Чтобы не разгневать водяного, запрещалось набирать воду ночью, если всё же это приходилось делать, то обязательно спрашивали разрешения: «Хозяин и хозяюшка, разрешите мне водички взять».

Водяной часто пытается перевернуть, затопить лодку с людьми.

Чтобы заморочить человека и заманить его в реку, водяной хитрит, притворяется взывающим к помощи тонущим или плачущим ребёнком. Иногда же он просто шутит, глумится над человеком. Для этого он попадается человеку на глаза в виде утки, гуся, слишком близко держащейся к берегу крупной рыбы, которых, кажется, очень легко поймать. Но всякий раз непонятным образом такой «утке» или «рыбе» удаётся избежать сетей, и измученный человек начинает понимать, что дело нечисто.

Водяной владеет всем, что есть в воде и на воде, он охраняет водоплавающих птиц и рыбу и переманивает её из других водоёмов. Рыба – это его скот, особенно сомы, налимы, угри и раки, которых в некоторых местах так и называют «рыба водяного» и поэтому не употребляют в пищу. А в подводном царстве у него много скота – стада коров и лошадей, которых он лунными ночами выгоняет на прибрежные заливные луга. Коровы водяного всегда чёрные, без единого белого пятнышка, и очень молочные.

Плотогоны и рыбаки почитали и боялись водяного: проплывая над местом, где могло быть его жилище, они снимали шапки. Полагали, что почитающих его рыбаков и моряков водяной оберегает: спасает во время бури, помогает при ловле рыбы. Чтобы задобрить водяного, рыбаки приносили ему в жертву первую пойманную рыбу, бросали в воду соль, табак и лапти с портянками и кричали: «На тебе, чёрт, лапти, загоняй рыбу!» С водяными делились собственной едой и даже чаем, отливали немного в воду. Рыбак мог заключить договор с водяным, и тот обязывался доставлять человеку много рыбы и вообще служить ему. Но условия были жестокими: рыбак должен был бросить в воду нательный крест и отречься от родни. Такой рыбак рано или поздно тонул, а его душа поступала в распоряжение нечистой силы.

Мельники также старались не ссориться с водяным, ведь тот может отомстить: откроет шлюзы, начнёт понапрасну вертеть колёса и жернова, а то и вовсе разрушит мельницу, плотину, запруду и не даст построить новые. Мельники приносили ему в жертву дохлых животных, кидали в омут хлеб и лили водку, а осенью опускали под колёса мельницы кусок сала или часть свиных кишок, чтобы водяной не слизывал смазку с мельничных колёс. Если водяной доволен приношениями, он помогает: пускает воду на мельничные колёса в засуху и даже чинит мельницу. При сооружении новой мельницы также приносили дар водяному, о чём свидетельствует русская пословица: «С каждой новой мельницы водяной свою подать возьмёт».

С водяным старались дружить и пасечники: они считали его покровителем пчёл. Согласно легенде, первый рой пчёл отроился от лошади, заезженной водяным. Поскольку недовольный водяной мог затопить ульи, которые часто ставили на прибрежных лугах, или же наслать на пчёл сырость и этим погубить их, то накануне первого, или медового, Спаса (14 августа ст. ст.), когда начинали вынимать соты с новым мёдом, пасечники «кормили» водяного мёдом и дарили воском понемногу от каждого улья. В этот же день первый рой пчёл и первые соты топили в ближайшем пруду в дар водяному. Считалось, что если пасечник заключит договор с водяным, тот даст ему кукушку, которую следует посадить в отдельный улей. Пока такая кукушка живёт у пасечника, у него пчёлы дают много мёда, но стоит её выпустить, как следом за ней улетит весь рой. Однако мёд от таких пчел не слишком хорош и вкусен, а отличить его можно по тому, что обычные пчёлы строят соты крестиками, а пчёлы водяного – кружочками.

Водяной часто бывает причиной несчастий, болезней и стихийных бедствий. Он устраивает водовороты, наводнения, поднимает сильный ветер, затопляет луга и поля, смывая посевы. Он досаждает пьяным, заводя их в грязь, часто губит скотину, особенно лошадей, заманивая их в топкие места, а оседлав коня или корову, загоняет их насмерть. Чтобы умилостивить водяного, на Русском Севере весной, в апреле, когда вода освобождалась от льда, в реку бросали муку и другую еду, а также табак и просили водяного: «Храни, паси нашу семью». В других областях России жертву водяному приносили в день св. Марии Египетской (14 марта ст. ст.), когда водяной пробуждается от зимней спячки. За несколько дней до праздника рыболовы покупали, не торгуясь, самую негодную лошадь и откармливали её. В день жертвоприношения лошадь намазывали мёдом, украшали ей гриву красными лентами и топили посредине реки. При этом старший рыболов выливал в реку масло и говорил: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Второй раз жертву водяному приносили осенью – в день св. Никиты (28 сентября ст. ст.) – в реку бросали мёртвого гуся в благодарность водяному за то, что всё лето он надзирал за гусями.

Чтобы уберечься от водяного, необходимо соблюдать правила поведения на воде: не купаться в неположенное время, заходить в воду с крестом и молитвой, просить у водяного разрешения искупаться и набрать воды. Считалось, что водяной не может утопить человека, съевшего кусок хлеба из муки, смолотой в ночь на Ивана Купалу. Водяной не переносит золы, высыпаемой по утрам в воду, от этого он мечется и разбивается о подводные камни. Водяной, как и леший, не любит свиста и гневается на того, кто свистит.

13
Иллюстрация Михаила Чернодедова

А вот – тоже строки пера Левкиевской, из книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:

Водяной – мифологический персонаж, который обитает в воде и топит людей, хозяин и покровитель водного пространства. Водяной происходят из душ утопленников, в частности тех, чьи тела не были похоронены, из утонувших или проклятых матерью детей, из плода утонувшей беременной женщины. По другим поверьям, Водяные – это души злых, грешных людей, отбывающих наказание в воде. Согласно восточнославянским и словацким легендам, Водяные произошли из восставших ангелов, сброшенных Богом в воду. В наибольшей степени представления о водяном развиты у восточных и западных славян, хотя типологически они различаются. Восточнославянский водяной осмысляется как хозяин водоёма, всей рыбы и животных, которые в нём обитают. У западных славян водяной не имеет статуса хозяина водоёма: он там просто живёт, зато подчёркивается его происхождение из утопленников. У южных славян образ водяного духа развит слабо и ассоциируется с дьяволом, сидящим в воде, или с неким духом-хозяином озера, имеющим облик коня, барана, жабы или железного человека.

Восточные славяне представляют водяного в виде древнего старика, западные – в виде взрослого мужчины, чехи – в виде маленького мальчика, а поляки и словаки часто считают, что водяной невидим. В поверьях подчёркиваются аномальные черты в облике водяного: он очень высокий или очень маленький, по западнославянским поверьям, у него очень длинные и худые ноги, огромная голова остроконечной формы; русские считают, что он горбат, поляки – что он ходит боком так, что невозможно увидеть его лицо. По общеславянским поверьям, водяной лохматый и волосатый, оброс тиной, водорослями и мхом, у него зелёные волосы, длинная борода. Одежда водяного преимущественно красного, чёрного или зелёного цветов. Часто водяной имеет зооморфные черты: у него конская голова; чехи считают, что вместо волос у водяного рыбья чешуя; русские, поляки, сербы и чехи полагают, что у него на ногах копыта, перепонки между пальцами; русские и сербы считают, что у водяного есть хвост. Водяной может превращаться в любую рыбу или животное, а также в предметы: камень, дерево, бревно и пр. Характерные звуковые проявления водяного – громкий смех, хлопанье в ладоши, шлёпанье по воде. Типичный признак западнославянского водяного – вода, постоянно капающая с его волос, шляпы, одежды, когда он выходит на берег.

Часто считают, что у водяного есть семья. Согласно восточнославянским и польским верованиям, водяной берёт в жёны русалок, утонувших девушек, западные славяне считают, что он сватает девушек в деревнях. Чехи полагают, что его жена имеет облик женщины с зелёными волосами; согласно севернорусским поверьям – это уродливая женщина с огромной грудью, она заботится о душах утопленников, стирает, рожает детей. По некоторым русским и белорусским представлениям, водяной холост.

Места обитания водяного – глубокие водоёмы, водовороты, омуты, запруды, плотины и мельницы. Водяной показывается человеку и на берегу: на камнях, мельничных колёсах, плотах, мостах, стогах сена.

Время наибольшей активности Водяного – полдень, полночь, время после захода солнца, лунные ночи. Водяной особенно опасен во время больших праздников: в ночь на Ивана Купалу, в субботу перед Троицей, а также в период цветения ржи. Зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля, ломает лёд, мучает мелкую рыбу.

Основная вредоносная функция водяного – заманивать людей и животных в воду и топить их. Украинцы считают, что он топит тех, кто плавает над его жилищем; с точки зрения поляков, его нападениям подвергаются те, кто сквернословит, работает в воскресенье, не соблюдает постов; по восточнославянским и сербским поверьям, водяной топит тех, кто не перекрестился, входя в воду, а согласно словацким – тех, кто смеялся над ним. На Русском Севере и в Польше полагают, что водяной каждый год должен получать своего утопленника.

Водяной бывает причиной несчастий, болезней, он устраивает водовороты и наводнения, вызывает сильный ветер, затопляет луга, губит посевы на прибрежных полях. Западнославянский водяной ходит в гости к людям, посещает ярмарки, участвует в сватовстве и присматривает себе жену, заманивая девушек яркими лентами.

Согласно восточнославянским поверьям, водяной охраняет рыбу и птицу, переманивая её из других озёр; пасёт табуны своих лошадей и стада своих коров на прибрежных лугах. Плотогоны, мельники и рыбаки его почитают и боятся. Чтобы умилостивить водяного, ему делали приношения: бросали в воду дохлых животных, жертвовали первый улов рыбы, хлеб, соль, водку, деньги. Мельники приносили в жертву водяному сало или внутренности свиньи. Чтобы водяной не разрушал плотину, в её основание закапывали череп.

Средства защиты от водяного: чеснок, папоротник, верёвка, сплетённая из девяти полос липового лыка, пуговица от свадебного наряда, святая вода. Водяной не может утопить человека, съевшего хлеб из муки, смолотой в ночь на Ивана Купалу. Чтобы избавиться от водяного, следует загадать ему загадку или задать вопросы, на которые он не сможет ответить.

14
Иллюстрация Лидии Магоновой

Мифологический словарь Мелетинского характеризует водяного следующим образом:

Водяной, водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик (чеш. vodnik, серболужиц. wodny muz, wodnykus, словен. povodnj, vodni moz и др.) в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами.

Женские духи воды – водяницы (чеш. vodni panna, серболужиц. wodna zona, словен. povodnja devica и др.) увязываются, как и русалки, с представлениями о вредоносных покойниках – «заложных покойниках», становящихся упырями и злыми духами; на них женятся водяные. Водяные соотносятся с чёрным цветом; им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному.

По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде – в сказках, в частности серболужицких, урочище Черна Вода служит местом встречи с водяным. С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего и другой нечистой силы). Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся.

Эти поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п.).

15
Иллюстрация Михаила Чернодедова

Ну и напоследок позвольте представить довольно обширный материал из «Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой:

Водяной, воденик, водовик, водыльник, водя́ник, водяни́к, водяной дедушка, водяной дьявол (дедко водяной дьявол), водяной лембой, водяной леший, водяной хозяин, водяной царь (воден-царь, царь-водяник), водяной шишок, водяной шут – дух, обитающий в воде; «хозяин» воды; чёрт (дьявол, бес), живущий в воде.

«Воденики есть в каждой воды. Чого у нас небольшая копань (пруд), а и тут е воденик» (Петербургская губерния); «Машозерский водяник проиграл в карты Онежскому всю ряпуху» (Олонецкий край); «В чистом поле бежит река чёрна, по этой реке чёрной ездит чёрт с чертовкой, а водяной с водяновкой в одно весло не гребут, одной думы не думают, совет не советуют» [из заговора] (Архангельская губерния, область); «Когда пьёшь квас, считается предосудительным глядеть в это время в поверхность его, или смотреть в колодец, ведро, вообще в воду, потому что может сказаться водяной и напугать своей чёртовой образиной» (Вологодская губерния, область); «Вышел к ним старшой водяник и девку с собой вывел: хорошая такая девушка, в богатом снаряде…» (Олонецкий край); «Цариця по утрам стряпала, а девоцька вокруг ей кружилась да мешала стряпать. Мать раз и скаже: „На те воденник!“» (Архангельская губерния, область).

Образ водяного – один из наиболее распространённых и «любимых» на Руси. Он сложен и полисемантичен. Водяной может быть и «живой» водной стихией, и «хозяином» воды (реки, озера и т. п.), и обитающим в воде нечистым духом, часто именуемым чёртом.

Водяной – «живая» стихия воды – выглядит и ведёт себя в общем-то так же, как озеро, река или пруд: он просыпается весной (по поверьям некоторых районов России – 16 апреля); радуется весной новоселью (Тамбовская губерния, область); когда вода в реке рябит – это сердится водяной (Тамбовская губерния, область), наводнение – свадьба водяных; мутный вал, несущийся по реке, – их лошади: «Водяные любят иногда пошалить. <…>

Вощерма [река] вдруг зашумела, поднялась, вышла из берегов, и пошёл по ней страшный вал, который на пути своём прорвал все плотины на мельницах, сорвал все мосты. Мужички поглядят на все разрушения по Вощерме да и примолвят: „Дьяволы эти водяные! Небось не по-нашему разгулялись со свадьбой-то, да и поезд-от, знать, через горлышко хватил; вишь как разомчался“» (Вятская губерния).

Наводнение 1800 г. под Петрозаводском было, по мнению местных жителей, «не чем иным как свадьбой в водяном царстве», а гул перемешанной с песком и глиной воды – «музыкой водяных» <Барсов Е. В. Северные сказания о лембоях и удельницах>.

Иногда водяной словно являет собой всю реку: пена – это у водяного слюна со рта бежит, а тина – «это волосья евоныи, он как осерчает, так и зачнёт волосы-то выдирать с головы да с бороды, только клочья летят. Лохматый-прелохматый, волосья-то предлинные, длинные. Станет он свои кудри расчёсывать чесалом (гребнем), ну и запутляется, потому горазд кудрявый уродился… Сучья-то чесало, самое и есте, ему таким не дойдёт, как у нас бабы да девки чешутся, потому башка больно неохватиста, что твой котел… Ну вот, как он это чесанёт себя с сердцов-то… волосья на сучьях и остаются. <…> Он вытащит-то прядь, а на место её чуть что не копна вырастет» (Новгородская губерния, область).

Жители Восточной Сибири рассказывали, что у водяного борода «как трава-то растёт, тина-то сама. Вот с этой тины борода длинная. Волосы большие тоже с этой тины. Тело такое, переливается, как рыбья чешуя, но это не чешуя <…> а руки-то, как у лягушки – четыре пальца» (Читинская область).

Рыба – традиционный облик водяного, хотя чаще всего он то рыба, то человек; и рыба, и человек или ездит на рыбе. Любимый «конь» водяного – сом (Тамбовская губерния, область) <Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка>. «У водяного есть своя рыба, называемая лешня или чёртова рыба (подкамешник). В некоторых местах и налим считается чёртовой рыбой и потому его не едят» (Вологодская губерния, область).

Водяной может быть «щукой без наросного пера» (Вятская губерния), может «напоминать налима» (Вологодская губерния, область), быть просто «громадной рыбой» (Вологодская губерния, область) или рыбой, ведущей себя необычно: «Один мельник ловил рыбу ночью. Вдруг к нему в лодку вскочила большая рыбина. Мельник догадался, что это водяной, и быстро надел на рыбу крест. Рыба жалобно стала просить мельника отпустить её… Наконец он сжалился над водяным, но взял с него слово никогда не размывать мельницу весною» (Новгородская губерния, область).

По общерусским поверьям, водяной может быть человеком с рыбьим хвостом вместо ног. Водяной-полурыба имеет особое название – «навпа» (Смоленская губерния, область) или «павпа» (Костромская губерния, область, Смоленская губерния, область, Нижегородская губерния, Томская губерния, область, Якутия) <Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера>.

Кроме рыбьих обликов, водяному свойственны и птичьи. Чаще всего водяной бывает именно обитающей на воде птицей – лебедем (Тульская губерния, область, Олонецкий край), селезнем (Юг России), гусём, точнее, человеком с гусиными руками и ногами (Олонецкий край).

В рыбьих и птичьих обликах водяного отразились естественные представления о том, что рыбы и водяные птицы – «хозяева» воды. Ещё в I тысячелетии н. э. восточные славяне «нарицали реку богиней», а «зверя, живущего в ней», – богом.

Водяной может быть и собакой (Архангельская губерния, область, Петербургская губерния), чёрной кошкой (Вологодская губерния, область), свиньёй (Новгородская губерния, область).

Одно из самых излюбленных обличий водяного (точнее, его любимое животное) – лошадь (реже – корова); водяной появляется в виде лошади, коровы, старика или женщины с длинными волосами (Олонецкий край, бассейн р. Северная Двина, Ленинградская область, Вологодская губерния, область, Новгородская губерния, область, Костромская губерния, область, Тверская губерния, Пензенская губерния, область).

По распространённым поверьям, водяной «хорошо держит коров» (бассейн р. Оять), имеет табуны и стада, которых время от времени (например, на Новый год) выпускает пастись к устью реки (Русский Север, Сибирь).

Если приметить такое стадо и успеть обежать его с иконой, то можно получить коров водяного. Крестьяне Архангельской губернии считали, что подходить к стаду водяного опасно – завербует себе в прислужники. В рассказе, записанном в Поволжье, водяной с арканом бегает по острову за белой лошадью: «Горбоносый старый старик, волосы до пят, всклокочены, бородища по пояс, глаза так и искрятся, как звёзды, то затухнут, то загорятся. Сам такой грязный, зелёный, волосы как бодяга!» Лошадь (живая или сдохшая) или лошадиный череп, которые бросали в воду, были традиционными жертвами, подарками водяному.

Водяной хозяин часто предстаёт и человеком. Он «ходит нагой или косматый, бородатый, в тине, иногда с зелёной бородой» <Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка>; водяной похож на обычного человека (Архангельская губерния, область), он как человек, но почернее (Олонецкий край), у него очень длинные волосы (Вологодская губерния, область). Водяной может быть и ребёнком, «недоросточком с пёстрыми волосами» (Олонецкий край, Вятская губерния). Появляется он и высоким здоровым мужиком, который «с лица чёрен, а голова как сенная копна» (Олонецкий край).

Как и русалки, водяные женщины, водяной хозяин любит расчёсывать свои длинные волосы (почему иногда именуется «кум Гребень») <Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей>. Такое расчёсывание, видимо, колдовское занятие, связанное со способностью водяных хозяев повелевать стихиями.

В XIX в. среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне водяного (о гребне русалки, водяной женщины); нашедший такой гребень должен был вернуть его водяному, иначе его ждали беды.

Иногда водяной принимает облик «бабы с гребнем», показывается в женском обличье, напоминающем водяниху, русалку (точнее – облики этих водяных духов в поверьях смешиваются).

В Тульской губернии рассказывали, что водяной хозяин подобен лешему, только шерсть у него белая. Архангельские крестьяне, напротив, полагали, что он «такой же чёрный и мохнатый как и леший». Водяной – косматый, чёрный, «волосья длинны, черны и по самую з…» (Восточная Сибирь). Он может быть схож с чёртом: «мохнатый как метла» (Новгородская губерния, область); с длинным хвостом (Восточная Сибирь); чёрный, в шерсти (Новгородская губерния, область); с рогами (Тульская губерния, область); лохматый, чёрный, с хвостом (Архангельская губерния, область). Часто он прямо именуется чёртом (Мурманская область, Вологодская губерния, область, Архангельская губерния, область, Костромская губерния, область, Нижегородская губерния, Орловская губерния, область, Вятская губерния).

Один из наиболее распространённых обликов водяного – старик с длинной седой или зелёной бородой (Мурманская область, Архангельская губерния, область, Олонецкий край, Вологодская губерния, область, Новгородская губерния, область, Тульская губерния, область, Тамбовская губерния, область); водяной – дед в красной рубахе (Ярославская губерния, область). В Олонецкой губернии лембой – царь водяной – невысокий старик с седыми распущенными волосами и длинными руками. Он ходит с палицей. В Архангельской губернии водяной хозяин – дедушко водяной с бородой по пояс. Ряд исследователей считает, что в этом облике водяного отразилось представление о нём не только как о «хозяине» стихии в человеческом облике, но и как о «водяном деде, прадеде», то есть о предке. На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в неё кусок хлеба с поклоном, произносил: «На море, на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришёл он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повинною. Прости меня, матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил».

В человеческом образе водяного, видимо, отражены и представления о нём как о покойнике; по общераспространённым поверьям, водяной хозяин «утаскивает к себе» тонущих людей; некоторые из них впоследствии также становятся водяными.

Показываясь людям, водяной может принимать и обличье их знакомых, соседей, родственников.

Водяной часто имеет «смешанный» облик: у него собачьи ноги и туловище с шерстью как у выдры (Сургутский край); днём он рыба (сом), а ночью – старик с длинной зеленоватой бородой и сосновой плесой (Тамбовская губерния, область). Водяной имеет «коровье брюхо, лошадиные ноги, островерхую шапку» (Вятская губерния). Водяной хозяин высокий, оброс мохом и травой, у него чёрный нос величиной с рыбацкий сапог, глаза большие, красные; он может принимать вид толстого бревна с небольшими крыльями и летать над водою (Вологодская губерния, область), у водяного борода и волосы зелёные, а на исходе луны – белые (Орловская губерния, область). Водяной – одетая моховым покровом щука, которая держит морду по воде (Новгородская губерния, область), у водяного – длинные пальцы, вместо рук – лапы, на голове – рога; или коровьи ноги и хвост (Смоленская губерния, область). Водяной с длинными волосами (или с небольшими рогами), тело его в чешуе, пальцы рук и ног длинные, между ними – перепонки (Вологодская губерния, область, Восточная Сибирь).

В рассказе рыбака с Ильмень-озера облик водяного пугающе расплывчат: «В Вишере мы ловили раз рыбу; поймали её много; пудов тридцать одних щук буди. Вдруг сделалось холодно, а мы и потянули нивод, да вдруг вытащили что-то тяжёлое; думали, стирва, – ан что-то чёрное, да так и ворочается, а от него холод. Да ещё прежде в лису откликивалось, ажно нас страх взял. Мы, вишь ты, как его вытащили, так вси и убижали на гору да ну хреститься. Один догадался: накинул на ниго питлю, что на щук накидывается. С полчаса лежал он на земли, а как только солнце стало подыматься, он давай поворачиваться, да окунываться, да окунываться, да с бродцом-то в воду вниз и ушёл. Мы до солнца и не вытаскивали бродца, а потом как вытащили, то уж ничего и не было, а только холод пошёл от бродца, а вода стала горячая. Нам, слышь ты, после старец сказывал: знать это он рыбу-то заганивал».

Особо склонный к метаморфозам водяной, который, образно говоря, «плещется то человеком, то рыбою», – воплощение своенравной стихии воды: «Мужики деревни Заватья рассказывают, как они ежедневно, в продолжение двух недель, были свидетелями игры водяного. Смотрят на реку – тихо: вдруг вода заклубится, запенится и из неё выскочит что-то такое, чего нельзя назвать ни человеком, ни рыбой. Чудо скроется, и опять всё тихо, а в полверсте от того места клубится и пенится вода и выскакивает опять то же чудо» (Архангельская губерния, область).

Тем не менее, при всём кажущемся многообразии обликов водяного, набор их, в общем-то, ограничен. Водяные – это и наиболее почитаемые, отмеченные в поверьях существа, связанные с водой, – некоторые рыбы, водяные птицы. Водяной – «хозяин» дарующей жизнь и урожай воды, соответственно, и «хозяин плодородия». Он может принимать традиционный облик «индоевропейского демона плодородия» – коня <Лосев А. Ф. Демон // Мифы народов мира>. По своей независимости, коварству, непредсказуемости водяной в поверьях соотнесён с чёртом (и, видимо, с обликами чёрта, нечистого духа – собакой, кошкой). Многоликий образ водяного как бы одновременно содержит в себе все стадии формирования представлений о водяном хозяине (от «живой» стихии и «бога-зверя в ней» – к «хозяину» стихии в человеческом облике). Само название «водяной» появилось в России, видимо, не ранее XVII в. До XVII в. водяному соответствовали водяной нечистый, водяные демоны средневековых житий, повестей, лешая и водяная сила в заговорах XVII в.

Семью водяного крестьяне обычно не описывают подробно. Иногда говорится, что «водяные живут домохозяевами, с семьёй» и у них есть жёны, которые безобразны (Архангельская губерния, область, Вятская губерния). Есть у водяных и дети, которых порою ловят и отпускают за выкуп рыбаки.

Мужики, «неводя рыбу, вытащили из озера сетьми ребёнка; ребёнок резвился, играл, когда опускали его в воду, и плакал, томился, если вносили его в избу. Мужик-рыболов, поймавший ребёнка, сказал ему однажды: „Слушай, мальчик, больше тебя томить я не буду, пущу к отцу в озеро, только услужи и ты мне: я по вечеру расставлю сети, нагони, дружок, в них побольше рыбы“. Ребёнок, сидевший на шестке, задрожал, и глазки его засверкали.

Мужик расставил крепкие сети на озере, посадил ребёнка в ушат и, вынесши на берег, бросил в воду.

Поутру приходит мужик осматривать сеть: полна рыбы!» (Архангельская губерния, область).

Обитатели дома водяного – чертенята (Вятская губерния), у хаты водяного множество детей-чертенят, шумно, играет музыка (Тульская губерния, область). Правда, по сообщению из Архангельской губернии, своих детей у водяного нет, и поэтому он топит купающихся ребятишек. В повествовании из Новгородской губернии работник видит, как водяной с семейством обедает под мельничным колесом. Жён водяных иногда именуют «водянихами» и «русалками», но, по общераспространённым поверьям, водяные обычно женятся на утопленницах или «отсуленных» им девушках.

Жители Архангельской губернии рассказывали о тоскующей по земле девушке, ставшей женой водяного, которая пыталась вернуться домой и погибла. В тех же местах записан и другой сюжет – о том, как девушка влюбляется в водяного, ходит к речке и в конце концов он берёт её к себе. Среди вятичей бытует своя версия о женитьбе водяного: он женится на девушке, «отсуленной» ему матерью. Мать долго не может выдать дочь замуж и сетует: «Хоть бы водяной женился». Водяной в облике зажиточного мужика приезжает и увозит дочь, которая затем живёт у него и умирает после родов.

Популярен среди русских крестьян XIX–XX вв. и сюжет о старушке, принимающей роды у жены водяного.

Иногда водяной пытается ходить (и ходит) к понравившимся или заклятым девушкам, женщинам, вдовам. Один из жителей Олонецкой губернии предлагал известному собирателю П. Н. Рыбникову познакомить его с бабой, «к которой и о сю пору похаживают водяники. Чего-чего не делали сродники <…> и заговаривали её, и ведунов к ней водили, – ничто не берёт: сначала как будто полегчает, а немножечко погодя, смотришь, к ней опять лезут из воды незваные гости» <Рыбников П. Н. Заонежские поверья>. В Олонецкой быличке водяной живёт со вдовой, а затем уносит свою «некрещёную» половину умершего ребёнка. Такие сюжеты напоминают средневековую «Повесть о бесноватой жене Соломонии», где водяные демоны осаждают Соломонию, рожающую от них детей.

По поверьям Русского Севера, водяные (более сохранившие облики «живых» стихий) женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями – не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр.

Вообще же, водяных «бесчисленное множество в воде» (Вологодская губерния, область), при этом в самом маленьком пруду или ручье есть свой водяной. Среди водяных могут быть и старшие над другими; им подвластны водяные-утопленники, пока не отыщут себе замену (Тульская губерния, область). Водяные распоряжаются определёнными территориями в воде и могут даже распределяться «по погостам», «по церковным приходам» (и вообще, любят селиться возле церквей (Олонецкий край). Есть среди них и царь, «обходящий дозором своё царство» (Русский Север, Смоленская губерния, область, Тамбовская губерния, область), но чаще, особенно на Русском Севере, старший водяной похож на «большака с седой бородой», Его, старшего в крестьянской семье.
Излюбленные места жительства водяных, по общерусским понятиям, – омуты (особенно у мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках и «боготы маленьких речек» (Вологодская губерния, область). «Водяной живёт в глубочайших ямах, в озёрах или реках. Над теми ямами вертит воду. Такие места называются чёртовыми домовищами» (Архангельская губерния, область). Обитает водяной и в «бездонных болотах» (Новгородская губерния, область, Смоленская губерния, область), и в «провалах под землёй», куда, по мнению крестьян Тамбовской губернии, водяные уходят жить на зиму (вместе с русалками и утопленниками): «Находятся они [жилища водяного] глубоко под землёй. Ход в них открыт всегда и для всякой нечисти. Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере».

Верят, что дедушка водяной «живёт в мутной воде у мельницы», – сообщал в конце XVIII в. М. Чулков <Чулков М. Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.>.

Жилищем водяного может быть дворец (Смоленская губерния, область, Орловская губерния, область, Калужская губерния, область, Пензенская губерния, область). Под водой у водяных есть целые царства: в рассказе из Олонецкой губернии водяной лембой упрашивает священника взять крест и спуститься с ним под воду – от брошенного вниз креста водяное царство загорается, удовлетворяя мстительные чувства лембоя. Однако чаще жилище водяного – крепкий (или, наоборот, пустой) крестьянский дом, хата (Архангельская губерния, область, Олонецкий край, Новгородская губерния, область, Рязанская губерния, область, Тульская губерния, область, Калужская губерния, область, Орловская губерния, область, Самарская губерния, Вятская губерния). Мотив «подводного житья-бытья», почти такого же, как жизнь людей на земле, – один из наиболее распространённых в крестьянских рассказах о водяном: «И пошли они берегом, дорожка все спускалась вниз, стало как-то холоднее. И пришли они в большое село (подводное. – М. В.) к богатому дому. <…> И встрел их в избе большак – седая голова, седая борода» (Олонецкий край).

Нередко жилище водяного – просто омут, река, озеро или нечто неопределённое под водой – «ровно погреб какой» (Симбирская губерния, Вятская губерния).

«Занятия» водяного разнообразны. Вода – насущно необходимая, всеохватывающая стихия, и водяной в поверьях некоторых районов России предстаёт существом почти универсальным. Он (особенно в обличье коня, животных) «хозяин» не только определённых территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: водяной поднимается над землёй тучей, он может создавать реки и озёра, двигать острова (Олонецкий край), водяной изменяется вместе с луной – он юноша на молодике, а на ущербе – старик <Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила>; водяной владеет скотом; он даёт урожай (рожь) (Тульская губерния, область); «нерестится» или «свадебничает», когда зреет рожь (Олонецкий край).

Видимо, именно как существа, связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространённых способов гаданий – у проруби на конской или коровьей шкуре: «Носят кожу коровью или конёвую к проруби, и тамо садятся на неё, очертясь кругом от проруби огарком. По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себе сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби „чур сего места“, чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель» <Чулков М. Д. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных простонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч.>.

Могущественный водяной хозяин, от которого зависят многие стороны бытия человека, в русских поверьях наиболее ярко проявляет себя всё же как «хозяин» рек и озёр. В первую очередь от него зависит удача рыбаков и благополучие мельников, пчеловодов, участь всех людей, находящихся у воды или на воде.

Отношения водяного с рыбаками описаны не очень подробно: традиционно водяного «кормят», угощают – перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками вина (Тамбовская губерния, область и др.) <Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография>; бросают на воду табак и приговаривают: «На тебе табачку, а нам дай рыбки!» Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова. «Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы» (бассейн р. Енисей). В Вологодской губернии рыбаки бросали в воду худой сапог (лапоть) с портянкой: «На тебе, чёрт, лапти, загоняй рыбу!» «К пальцам вершей привязывают высушенную лесную ящерицу, и тогда рыба хорошо ловится. Ящерицы эти ловятся и высушиваются заранее. Устьсысольские зыряне, отправляясь в плавание и отчалив от берега, бросают в воду столько кусков хлеба, сколько седоков в лодке, – в жертву водяному» (Вологодская губерния, область).

«На Онежском озере рыбаки накануне Николина дня (19 декабря) делают на берегу похожее на человека соломенное чучело, надевают на него портянки и рубаху и в дырявой лодке спускают его на воду. Разумеется, оно тонет. Это и является жертвой. Чтобы лов был удачным, севернорусские Вологодской губернии первую забитую острогой рыбу закапывают в землю» <Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография>.

Водяного хозяина дарили, угощали не только рыбаки, но и жившие близ рек, озёр крестьяне. Обычно весной, при пробуждении водяного, для него бросали в воду (топили) сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мёд с приговорами, например: «На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью». Жертвовать водяному могли на Николины дни (22 мая и 19 декабря) <Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского)> и на Никиту-гусятника (28 сентября). В рассказе из Орловской губернии дружный с водяным поп каждый год привозит ему и вываливает в воду воз испорченного хлеба.

Водяной хозяин следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определённых правил. Он любит почёт и мстит за злые шутки; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят (Орловская губерния, область). Он может забраться в невод, порвав его и спутав, если невод плохо починен или вязан в праздники (Олонецкий край). Запрет ловить рыбу во время праздников в Приангарье мотивировали так: «Она собирается вся в кучу, возьми и людей в церкви, сразу всех можно выневодить». Водяной не любит шумных людей, не переносит, когда у воды поминают зайца, медведя, попа, дьяка, Господа Бога и вообще много и без дела болтают: «Около зимника есть заездок. Дядя Степан говорил, что в этом месте много попадает рыбы, только не надо ничего говорить. У меня из рук три раза верши вышибал. Я как увижу рыбу, каждый раз и скажу: „Ну Слава Богу, много рыбы!“ И каждый раз как треснет по верши, так всю рыбу и опустит» (Новгородская губерния, Белозерский уезд).

Как отзвук веры в необходимость выкупа водяному за выловленную в его владениях рыбу звучит повествование из Вятской губернии, где водяной – «большая щука без наросного пера» – разгоняет рыбу в затоне. Ранив щуку острогой, рыбаки ожидают мести водяного хозяина. Они приготавливают у костра изображающее рыбака чучело, которое, в свою очередь, пронзает острогой появившийся у костра водяной.

Сожалея о выловленной рыбе, водяной стонет два дня «так, что слышно во всей окрестности» (Новгородская губерния, область). В рассказе приильменских рыбаков он мстит за непочтение к себе и подвластным ему существам: «раз ловили раков, да поймали рака, – вот этакого!.. Ни один из нас приступиться к нему не смел: догадались, в чём дило. В ту пору пономарь Яков, бидовый пьяница, сбигал за шестом, да им и растолок (рака. – М. В.); а мы-то, слышь, друг сердечный, вси выпивши были. А как мы стали раков-то варить, так Яков-то и поди бродить по берегу, да язя нашёл большущего, в аршин, не то и боле буде; <…> а он-то положил язя на руку да и кажет нам: значит, язь-то живой был, да только затравлен. <…> Яков-то его и положил на руку, а язь-от как ударит его, Якова-то, так у того рука почитай что отнялась, да и ушёл в воду. Это, слышь, водяник-то сам и был: значит, не толки чёрта. Видь водяник-то… недобрый бис: только буди с ватаманами и знается».

Ватаман в Приильменье – старший промысловой артели, самый опытный и «знамый» человек. По мнению рыбаков, только он может «сладить» с водяным, которому приписываются все беды, «происходящие даже от собственной оплошности и нерадивости ловцов. Нет рыбы в озере, и тут виноват водяной: он в карты или кости проиграл рыбу в другое озеро. Перервались у ловцов сети, он подшутил». Ватаман умилостивливает водяного обрядами, предпринимает ночные поездки для совета с водяным. «Коли промеж себя они, ватаманы-то, поссорятся, так и велят своему духу, чтобы недругу, ватаману, голиков аль стружек в нивод, вместо рыбы, напихал…» <Остряков П. Среди поозёров>.

Удача на промысле нередко приписывалась колдовству. В уральском повествовании черти-шишиги сажают воржецу Фёдору на удочку белуг. Некоторые из беломорских рыбаков вплоть до недавнего времени утверждали, что для удачной ловли «необходимо знать приворот – иначе звёзды будешь ловить, ракушки». Здесь же считали, что «сильный» колдун может «с морем договориться, с водяным. Умбский колдун в порог спустился и вышел живой и здоровый. И уговорил, и рыба пошла в реку» (Мурманская область). Налаживая промысел, колдун «выводит» чёрта из-под порога в море: «А сам прутиком по воде бьёт – обычный берёзовый пруток» (Мурманская область).

«Битье по воде прутиком» напоминает способ, которым Пётр I, в одном из северных преданий, «смиряет» Ладогу: «Того часу приказал подать кнут и порешил наказать сердитое море. <…> После того Ладожское озеро стало смирнее и тишину имеет…» (бассейн Онежского озера (Заонежье, Обонежье, Прионежье)., Ленинградская область). В другом рассказе севернорусских крестьян Пётр I, подобно «сильному» колдуну, расправляется и с водяным: «Ехал к нам Петр Великий. Выстал человек из воды (водяной. – М. В.), на корму сел. Переехал через Онегу, ничего, кланяется: „Спасибо, что перевёз“. Старики на Мижострове Петру жалятся: „Водяной рыбу распугал, рычит на всё озеро. Откуда взялся только!“ – „Да где?“ – „Да вон на том камени!“ <…> Опять на веснуху ночью на камень водяник выстал, рычит: „Год от году хуже, год от году хуже!“ Пётр начал его вицей хромать: „Я тебя нонь на своей лодке перевёз, а тебе всё не по люби!“ – „А этот год хуже всех!“ – Водяник в воду утянулся. Больше не видели на Мижострове никакого водяника» (бассейн Онежского озера (Заонежье, Обонежье, Прионежье)).

Водяного можно было, по поверьям, поймать, отпустив потом за выкуп. Чаще же неуловимый и своенравный водяной шутит над рыбаками: поднимает корму лодки, хохочет. Он проказит с началом весны, «радуясь новоселью» (прикидывается мертвецом и лежит в лодке, пока кто-нибудь не перекрестится) (Тамбовская губерния, область). Водяной рвёт удочки, сети, заталкивает в них траву и веники, разгоняет рыбу и т. п.

Крестьяне верили в особую связь водяного и мельников: водяной есть в каждом мельничном пруду (Орловская губерния, область); по ночам он любит сидеть возле глубоких мест, «на камнях, на колёсах мельничных» (Ярославская губерния, область).

Поскольку водяной представлялся обитающим преимущественно в омутах, у мельниц и мог особенно вредить им (сносить водой, разрушать и т. п.), то постройка мельниц обычно сопровождалась жертвами водяному. «…Если мельник сам не колдун, то он обязательно должен обратиться к колдуну, прежде чем сделать запруду и поставить мельницу (для договора с водяным или жертвы ему. – М. В.), иначе запруду размоет и мельницу изломает» (Вологодская губерния, область).

В Новгородской губернии (Тихвинский уезд) под водяное колесо бросали мыло, шило, голову петуха. Мельники жертвовали водяному муку, хлеб, водку, лошадиные черепа; зарывали под дверь мельницы чёрного петуха и три «двойных» стебля ржи; держали на мельнице животных чёрной масти и носили при себе шерсть чёрного козла (считалось, что водяной любит чёрный цвет). Мельник и водяной заключали своеобразный союз, ходили друг к другу в гости.

Последствий договора мельника с водяным крестьяне очень опасались: по поверьям, чтобы мельница стояла благополучно, водяному было необходимо «отсулить» (пообещать и отдать) одного или нескольких человек (например, из прохожих), которых мельник, в представлении крестьян, хитростью заманивал к омуту и сталкивал в воду.

Крестьяне ряда губерний верили, что заключивший договор с водяным нечистым мельник на сорок дней после своей смерти становится еретиком (Самарская губерния, Вятская губерния).

Водяной считался и покровителем пчеловодов (среди русских крестьян бытовала вера в то, что первые пчёлы «отроились» некогда от лошади, которую заездил и бросил в болоте водяной дед: у «мёда водяного», по поверьям, водянистый вкус, а соты круглые).

Крестьяне Калужской губернии верили, что «если еретик-колдун желает иметь изобилие мёда, то он в день Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев (30 апреля), вынимает из улья осот, и в двенадцать часов ночи отправляется к мельнице для погружения его в воду при произнесении заклятий. Сделав это, он поспешает как можно скорее в свою пасеку. Если же кто увидит в это время еретика, то заклятия его остаются недействительными. Заклятый мёд известен под именем наговорного» <Ляметри П. Некоторые черты из крестьянского быта в Мещовском уезде>.

Пчеловоды дарили водяного накануне Преображенья (19 августа); ночью, до петухов, топили первый рой или первак в болоте, считая, что это оберегает от больших разливов <Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила>.

Подчеркивая, что «мотив дани, обязательных приношений водяному известен в промысловом фольклоре» и «неоднократно отмечался этнографами как характерный обычай рыбаков, пчеловодов и мельников», Э. В. Померанцева полагает, что этот удивительно жизнеспособный, вплоть до XX в., обычай нашёл отражение в известной былине о Садко («опускание Садко на морское дно мотивируется в былине тем, что морской царь гневается на него за то, что тот ни разу не платил ему дани») <Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре>.

Водяной хозяин вступает в разнообразные отношения с людьми: он может попросить их рассудить спор с другим водяным, защитить (Новгородская губерния, область, Олонецкий край) Водяные приглашают людей к себе в гости (Вятская губерния); щиплют за ноги купающихся девушек (Архангельская губерния, область); водяной ворует горох в отместку за кражу его коровы (Вологодская губерния, область). Водяные играют друг с другом в кости; принимают в гости лешего (Олонецкий край); дерутся с лешим (Симбирская губерния, Вятская губерния) (и то и другое связывается с исчезновением рыбы, проигранной или съеденной зваными и незваными гостями).

Неоднократно упоминается о том, что водяной любит музыку (иногда напоминающую, впрочем, плеск и гул волн). Он любит повеселиться под музыку, «для чего утонувших людей – музыкантов сзывает в свой хрустальный дворец, где они начинают играть, а водяной царь пляшет, „несмотря свои более чем почтенные годы“» (Смоленская губерния, область) <Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре>. Эти поверья по-видимому, также нашли отражение в былине о Садко. Э. В. Померанцева, вслед за Р. С. Липец, указывает, что «игра Садко на гуслях связана с обрядами, имевшими цель снискать расположение водяного хозяина». «Известен обычай северян сказыванием былин усмирять разбушевавшуюся водную стихию» <Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре>. Водяной не прочь поплескаться, пошуметь, похлопать в ладоши. Он любит всплывать на поверхность реки или озера при свете луны и беседует при этом сам с собой (Тульская губерния, область).

По одним поверьям, водяной боится грозы и посылаемых в него пророком Ильёй молний, по другим – напротив, празднует Ильин день (Архангельская губерния, область, Сибирь).
Согласно распространённым повсеместно в России представлениям, от водяного зависит участь купающихся, да и просто находящихся у воды людей. Отражающий это, по всей вероятности, очень давнее поверье сюжет находим в Житии Иова Ущельского, где нечистый дух, «аки рыба велика», пытается потопить лодку.

По мнению Олонецких крестьян начала XX в., водяные, «пользуясь малейшей оплошностью, хватают крещёных с лодок или во время купанья».

Крестьяне были убеждены, что люди обычно тонут «не от своей вины» – их топят разнообразные водяные существа. В Архангельской области ещё недавно говорили, что утонувшего «утащил чёртушка». По рассказу из Новгородской губернии, когда отыскивали утонувшую девушку, «то ныряли в воду. Один мужик нырнул, нашёл девушку и хотел её вытащить за волосы, но на ней сидела свинья. Он другой раз нырнул – то же самое. Приготовляясь нырять в третий раз, он перекрестился. Водяной – это был он в образе свиньи – скрылся. Утопленница была вытащена, но к жизни её не удалось возвратить» (в сходном повествовании, услышанном в этой же губернии, водяной принимает обличье коровы). В повествовании из Тульской губернии тонущего бьёт крыльями и клювом, губит сидящая у него на голове белая лебедь.

Едва ли не повсеместно существовал запрет купаться без креста или не перекрестившись, иначе утащит водяной. Кое-где считали даже, что «если и утопиться захочешь, да как креста не снимешь, так не утопиться» (Новгородская губерния, область). В Сургутском крае говорили, что водяной особенно любит «парное тело», поэтому старается утащить людей, обмывающихся в холодной воде после бани.

Водяной похищает неосторожно помянувших его у воды людей: близ воды нельзя ругаться и поминать чёрта (Ярославская губерния, область), водяной не любит разговоров про себя близ воды или на воде – утопит, утянет (Вятская губерния). По рассказу из Олонецкой губернии, когда одна из ехавших в лодке девушек сказала, что хотела бы взглянуть на подводное царство, из реки поднялся водяной и утащил её.

Связанный с календарным, лунным и особенно суточным ритмом, водяной опасен в Иванов, Петров, Ильин дни (более всего в ночи на эти дни), в Ивановскую, Ильинскую недели, во время созревания ржи (Олонецкий край), когда он «играет и требует жертв» (Архангельская губерния, область, Восточная Сибирь); детей в это время не пускают купаться (Олонецкий край). Сибирские крестьяне полагали, что водяной «купается и играет» в Прокопьев день (21 июля), когда, как и в Ильин день, люди купаться не должны.

«Время водяного» – полдень, полночь и вообще весь период между заходом и восходом солнца: «Суеверный страх заставляет людей избегать купанья в мелких местах после заката солнца, а в глубоких и незнакомых водах днем избегают купаться» (Олонецкий край). «Вера в водяного держится крепко, отношение к глубоким водам боязливое» (Владимирская губерния, область). «Без креста никто не решится купаться днём, а ночью и с крестом на шее спуститься в воду представляет большой риск» (Вологодская губерния, область). «После заката солнушка купаться нельзя: водяной либо помнёт тебя, либо к себе за ногу утащит» (Новгородская губерния, область).

В некоторых районах России крестьяне, опасаясь водяного хозяина, избегали проходить ночью у воды: вода после заката вообще отдыхает, и тревожить её нельзя.

Похищение человека водяным в многочисленных рассказах русских крестьян порой ничем не мотивировано: «Есть в реках и озёрах такие места, где водяник постоянно есть, давит людей и лошадей во всякое время дня и ночи» (спастись от него можно, бросив впереди камни или упомянув предметы с железом на конце) (Олонецкий край).

Водяной нередко воплощает судьбу, рок. В одном из самых популярных в XIX–XX вв. сюжетов водяной показывается на том месте, где должен утонуть человек, со словами: «Судьба есть, а головы нет» (Олонецкий край); «Час тот, да рокового нету» (Восточная Сибирь); «Рок есть, да головы нет» (Костромская губерния, область); «Есть рок, да человека нет» (Новгородская губерния, область), – после этого кто-то обязательно тонет.

В рассказе из Тульской губернии водяной хозяин тоже определяет судьбу попавшего к нему человека, однако, выяснив, что тому «не время тонуть», отпускает его на землю.

Водяной «сильно плещется» перед утоплением человека, издаёт неистовые звуки (Новгородская губерния, область). «Годов пятнадцать тому назад водяной три дня поутру и повечеру гилил (играл) в реке пред головою (перед смертью. – М. В.) нашего Николы» (Архангельская губерния, область). Нередко даже предупрежденный появлением водяного человек невольно идёт навстречу судьбе и погибает.

На Ярославщине считали, что водяной имеет обыкновение приводить утопленников на дне в сидячее положение. «Обрадовавшись гибели человека, водяной начинает тешиться и играть. Тогда ветер нагоняет тучи, река начинает волноваться, и после такой игры часто наступает продолжительный холод. В Юрьевском уезде Владимирской губернии при наступлении летом холодной погоды народ утверждает, что непременно где-нибудь утонул человек» (то же в Ярославской губернии) <Пащенко С. Водяной: Из мира народных поверий>.

По поверьям, душу утонувшего водяной берёт к себе «в присягу», а тело выбрасывает (Вятская губерния) или подменяет чуркой, двойником утопленника (Архангельская губерния, область).

Согласно распространённым представлениям, попасть под воду могли и проклятые люди – те, которых сгоряча «послали к водяному» или выругали (Архангельская губерния, область, Олонецкий край, Владимирская губерния, область, Костромская губерния, область, Урал). Они продолжают «жить» под водой, повинуясь водяным духам. В отличие от утопленников, проклятые могут вернуться к людям (девушки – выйдя замуж за обычных людей – Архангельская губерния, область, Олонецкий край). В повествовании из Владимирской губернии старичок подговаривает бедного крестьянина броситься в воду (т. е., в общем-то, утопиться), уверяя, что он не погибнет: «Там будут тебя угощать всякими яствами и питьями, не ешь, не пей, не бросай через правое плечо, ночью не спи, не бери ни золота, ни серебра, а проси серенькую овечку, а овечка эта – проклятый мальчик» (крестьянин выходит из-под воды с мальчиком-овечкой, а потом богатеет).

Человек, попавший к водяному хозяину, может возвратиться на землю, обманув его (Самарская губерния), но это случается очень редко. На Тамбовщине считали, что утонувший остаётся слугой водяного до тех пор, пока не найдёт себе замену, т. е. кого-нибудь не утопит. Но и тогда он не покидает подводного царства, а сам становится водяным.

В целом же многоликий водяной не столько зол, сколько непредсказуем и двойствен, «играет» вместе со стихией воды; он существо столь же опасное, сколь и необходимое, как и сама вода, которой в поверьях русских крестьян уделено одно из ведущих мест.

И на этом... не всё. В следующий раз представлю вниманию подборку сказок, быличек и легенд о герое нашей сегодняшней заметки. То есть, о водяном.

Поиск

Журнал Родноверие