Иллюстрация Надежды Антиповой

В то время как на этот вопрос пытались, пытаются и будут пытаться ответить богословы, философы, различные эзотерики и шизотерики и прочие-прочие-прочие, ответ, рассматривая душу в системе славянский верований, дала доктор филологических наук Анна Аркадьевна Плотникова:

Душа – двойник человека при его жизни, имеющий черты мифологического персонажа. После разделения с плотью человека (в случае его смерти или во время сна) душа покидает тело, принимая облик ветерка, пара, дыма или бабочки, мухи, птицы. Иногда душу представляют как маленького человечка с прозрачным телом или ребёнка с крылышками.

Своё начало душа берёт от матери при рождении человека, по другим представлениям – исходит от Бога. Она «живёт» вместе с человеком, находится у него либо в голове, либо в ямке под шеей, в груди, в животе, сердце и т. д. Душа растёт, как и человек, чувствует тепло, холод, боль, радость, но питается только паром от пищи. При жизни человека она может покидать его только во сне, поэтому людям снится, что они путешествуют, попадают в необыкновенные места и т. д.

Если человек связан с нечистой силой, то душа, покинув его во сне, творит различные злодейства. Так, по украинским поверьям, тело ведьмы остаётся бездыханным, пока душа, являясь людям в различных обликах, отбирает у коров молоко, похищает с неба звёзды и т. п. Если в это время изменить положение тела ведьмы, то возвратившаяся после ночных странствий душа не может попасть в свою телесную оболочку и летает вокруг ведьмы, оборачиваясь то курицей, то гусыней, то мухой, то пчелой. Люди, совмещающие в себе свойства реального человека и нечистой силы (колдуны, планетники и др.), по польским и украинско-карпатским поверьям, имеют две души или, по другим славянским представлениям, у них нет христианской души, они продают её дьяволу, заменяют на «нечистый дух». В русских и украинских верованиях встречается противопоставление души, присущей человеку (мужчине), и пара, заменяющего душу животным, «нехристям», иногда – женщинам.

После смерти человека душа покидает тело с последним выдохом умирающего, оставаясь некоторое время поблизости от тела. Чтобы помочь душе покинуть помещение, нередко открывают двери, форточки, заслонку в печи; из окна вывешивают полотенце, по которому она спускается, а затем при желании возвращается обратно. Считается также, что душа утирает этим полотенцем свои слёзы, отдыхает на нём. Белорусы во время одевания покойного ставят на окне стакан с чистой водой и вешают полотенце, чтобы душа умершего могла вымыться, обсушиться и чистой явиться на «тот свет». Украинцы полагают, что душа сопровождает тело до кладбища, плача и вопрошая: «Йой, а я де буду?» После похорон душа часто возвращается в дом, поэтому на поминках у восточных славян принято подавать к столу горячие блюда (борщ, свежеиспеченный хлеб, который специально ломают руками, и т. д.), чтобы душа могла подкрепиться паром от этой пищи. У белорусов в течение шести недель в красном углу под иконами стоит сосуд с водой: согласно поверью, душа покойника 40 дней находится в доме и нуждается в питье. На сороковой день после смерти у восточных славян происходят «проводы» души на «тот свет»; в Полесье, например, этот обряд называется поднимать воздух. Аналогичные представления о душе усопшего, пребывающей вблизи людей в течение первых сорока дней, характерны и для южных славян, исповедующих православие. По истечении данного времени души «путешествуют по земле», поднимаются в высшие воздушные сферы, летят на суд к Богу и т. д.

Наиболее тяжёлым считается переход души через воду. В различных фольклорных текстах говорится, что души на «тот свет» перевозит св. Никола; иногда подчёркивается, что он перевозит только праведные души. По украинским поверьям, счастливые души пребывают в доме Соломона и Давида, стоящем на земле среди моря. Они непрерывно молятся Богу или пируют за белыми столами, на которых яства не уменьшаются, поскольку души едят только пар. Грешные души мучаются в аду и голодают, т. к. их кормят золой. Считается также, что души грешников беспрестанно носятся по земле, вызывая вихри, бури, ураганы. Души некрещёных детей становятся навками, мавками, русалками.

Согласно поверьям, существует тесная связь души с телом и после смерти. Чтобы душа могла время от времени видеть своё тело, украинцы делают в гробу окошечко. В поминальные дни она посещает родной дом, обходит места, где бывал покойник, обязательно появляется у могилы, поэтому родственники усопшего оставляют на могиле пироги, блины, льют водку. Русский обычай подметать могилу берёзовыми вениками объясняли тем, что душе якобы приятен запах берёзовой листвы. Македонцы в первый день Троицы втыкали в могилы ветки грецкого ореха, создавая для души тень и прохладу. Повсеместно распространено верование о том, что души возвращаются домой в Сочельник, Новый год, на Троицу и др.

Показываясь людям, душа принимает облики различных насекомых и птиц, что связано с представлением о её легкости, способности летать, наличии крыльев и т. д. Так, у поляков и в южной России при появлении бабочек у пламени свечи поминают умерших, молясь и называя их по именам; известны также запреты убивать бабочек, приметы о них как о предвестниках смерти и т. п. Если к дому постоянно прилетает какая-нибудь птица (воробей, кукушка, коршун), то её отождествляют с душой умершего. В Полесье о пролетающих в поле птичках говорят, что это летают души добрых людей. Нередко в знак поминовения усопших на могилах или перекрёстках дорог рассыпают для птиц зерно. Иногда душу представляют себе в облике мыши, ящерицы и других хтонических животных.

Как видим, в описании души как таковой уже обозначен мотив наличия у человека двух душ сразу.

И в славянском фольклоре (в частности, в западноукраинском и польском) есть отдельный персонаж, представляющий собой существо, совмещающее в себе две души (иногда и два сердца), а иначе говоря – два естества: человеческое и демоническое. Стоит отметить, что число «два» вообще считается либо опасным, либо обладающим сверхъестественной силой (либо и то, и другое сразу).

Двоедушником может быть как мужчина, так и женщина.

В светлое время суток двоедушник ведёт себя неотличимо от обычного человека, когда стемнеет – засыпает столь глубоким сном, что разбудить его невозможно, и во время этого самого сна бродит вне своего тела или в своём собственном обличии, или в животном (двоедушник в виде зайца, коня, пса и т. п.; двоедушница – кошки, летучей мыши, мыши,собаки и даже таких неодушевлённых предметов как валёк, колесо, кочерга).

Способность демонической души покидать спящее тело и вести отдельное от него, самостоятельное существование, зачастую приносящее окружающим людям вред, – отличительная черта двоедушника.

Обычно вторая душа покидает тело через рот в виде мухи, мыши и т. п. возвращается обратно таким же образом, однако если перевернуть спящего двоедушника так, чтобы голова оказалась на месте ног, душа вернуться не сможет, и двоедушник умрёт, если тело его не вернуть в исходное положение.

Того, кто рискнёт (с умыслом или по незнанию) задержать двоедушника во время его потусторонних прогулок, тот убьёт либо собственной силой, либо силой ветра, спастись от которой невозможно.

Считается, что обычно двоедушник о похождениях своей второй души ничего не помнит, не знает, потребность второй души покидать физическую оболочку и вредить окружающим никак не зависит от его личной воли.

На Карпатах верили: двоедушниками становятся те, кто был зачат во время месячных; те, чья мать, будучи беременной, посмотрела на священника, несущего чашу по время «великого выхода», рождённые под определённой звездой. Поляки считали, что двоедушником делается ребёнок, которого мать отняла от груди, но начала кормить ею во второй раз, родившаяся в семье седьмой кряду девочка,

Узнать двоедушника можно по следующим признакам: родился с зубами, разговаривает сам с собою, шея имеет красный цвет, на голове – два вихра или два завитка волос, имеется в наличии хвост.

У поляков двоедушники – лунатики, гуляющие во сне по крышам.

После смерти двоедушника иногда происходит своего рода разделение: чистая (человеческая) душа отправляется на тот свет, а нечистая (демоническая) становится упырём, обитает то в могиле, то под водой, то в каких-либо глухих местах, пьёт кровь, вызывает болезни детей, падёж скота и занимается прочими кознями.

Умершего двоедушника хоронили с определёнными предосторожностями: в гроб клали предметы, с которыми демоническая душа могла бы играть, а также мак – займётся его собиранием. При захоронении тело двоедушника несли не по дороге, а по обочине, хоронили на краю кладбища.

Если вышеперечисленные средства не срабатывали, могилу двоедушника разрывали, отрубали мертвецу голову, переворачивали тело вверх ногами или оборачивали лицом к земле, пробивали сердце осиновым (также боярышниковым или липовым) колом.

Список использованной литературы

  • Двоедушник / Е. Е. Левкиевская // Славянская мифология: энциклопедический словарь»
  • Душа / А. А. Плотникова // Славянская мифология: энциклопедический словарь»
  • Мифологический словарь Мелетинского

Поиск

Журнал Родноверие