Бесы и колдуньи наводят порчу на людей. Роспись середины XIX века в церкви Рождества Богородицы в Рильском монастыре (Болгария)

Ниже приведены строки этнолингвиста и фольклориста-славяниста Ольги Владиславовны Беловой (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Бес – злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о чёрте.

В памятниках древнерусской литературы («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, XI в.) и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в блудный грех). Бес обычно описывался как существо чёрного (синего) цвета, ср. рус. чёрный, синец ‘бес, чёрт’; бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах – когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, чёрного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда – ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения беса подчёркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо – остроконечную голову и волосы «шишом» (ср. рус. диал. шиш, шишко ‘чёрт’). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения беса с гипертрофированными гениталиями.

В житийной литературе и заклинательных молитвах представлен перечень способов изгнания беса, вселившегося в человека: святой сковывает (связывает) беса, бьёт, изгоняет в пустыню (в морскую глубину, в преисподнюю), заключает в замкнутом пространстве (в пещере, в горах, в яме, в сосуде).

В народной демонологии сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции. У восточных славян слово бесы служит для обозначения всех демонологических персонажей или для называния отдельных категорий духов: рус. бес полуденный – полудница, бес во дворе – домовой, бес-волосатик – леший; укр. польови бiс – полевик. У кашубов «бес» – антропоморфный злой дух высокого роста с огромными стопами. Польские пастухи называют бесами злых духов в зверином облике. Существует также польское поверье о «белых бесах», обитающих в «верхнем» мире (в отличие от подземных духов – «страхов»). У болгар сохранились представления, по которым бес – это злой дух, умерщвляющий собак, или дух болезни, передающейся человеку при укусе больной собаки. У сербов существует поверье о бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство (Косово). Бесами называются великаны в сербских и болгарских легендах.

Что из процитированного материала, на мой взгляд, важно отметить:

  • в народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием церковно-книжной традиции;
  • в народной демонологии сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от чёрта, дьявола и беса книжной традиции;
  • представления о бесе сближались с поверьями о чёрте.

Поиск

Журнал Родноверие