Иллюстрация Надежды Антиповой
Причём бес древнее, о чём заявляет историк-медиевист Владимир Яковлевич Петрухин (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):
Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в восточнославянском фольклоре и народных картинках черти – антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами (одним копытом), красными глазами (иногда собачьей мордой, в красных колпаках, рус., укр., с носом без ноздрей – пол. – и т. п.) – вытеснили более ранний персонаж – беса.
В какой-то момент произошло слияние этих двух персонажей, скорее всего под влиянием христианства и на почве представлений о враге рода человеческого.
Причём слово «бес» относится скорее к книжной традиции, что отметила лингвист, фольклорист и мифолог Елена Евгеньевна Левкиевская (источник – «Мифы русского народа»):
Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего – языческие боги, идолы. Обычно с бесом связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.