Керамическая фигурка из каунасского музея чертей
Любопытно, но слово «чёрт» (в отличии от слова «бес») не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно фигурирует в русско-английском словаре-дневнике 1618–1619 годов в таком виде: «tchort – diavolo».
Но при этом в 1495 году зафиксировано прозвище Чёрт (Васко Чёрт).
Собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев предполагал, что «чёрт» происходит от «чёрный»: чёрный цвет зачастую ассоциируется со злом, слово «чёрный» выступает в качестве эвфемизма по отношению к слову «чёрт», слово «чёрт» созвучно имени персонажа германско-скандинавской мифологии Сурт, означающему, опять-таки, «чёрный».
Алексея Монжалея
Согласно утверждения сербского лингвиста Любинко Раденковича слово «чёрт» является полонизмом (то есть, словом, заимствованным из польского языка), а заимствование это произошло в в конце XVI – начале XVII века напрямую или же через украинский язык. При этом Любинко ссылается на польский литературный памятник XVII века «Великое Зерцало», содержащий повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ».
Однако, напомню, нам известно прозвище Чёрт, бытовавшее на Руси уже в 1495 году.
Чёрт на чешском рисунке 1848 года
Славист и лингвист Макс Фасмер связывал происхождение слова «чёрт» с праславянским *čьrtъ («проклятый»).
Чёрт на фундаменте кирхи в Любеке
Лингвист и филолог И. С. Якубович также связывал «чёрт» с праславянским *čьrtъ, но само *čьrtъ считал производным от глагола *čersti / čьrtǫ («чертить, бороздить»). Отсюда вытекает гипотеза о том, что чёрт первоначально являлся мифологическим персонажем, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы, последующая демонизация которого была связана с переосмыслением данной функции как присущей ангелу смерти (ангелу, забирающему душу человека, его жизнь).
Фрагмент скульптурной композиции «Батлейка» в Минске