Иллюстрация Бориса Забирохина

По моему мнению, в рамках текущей заметки сложившийся в славянском фольклоре образ чёрта лучше всего раскроют цитаты из двух источников – это «Славянская мифология: энциклопедический словарь» и «Мифы русского народа», материал приводится ниже в соответствующей последовательности.

Сообщает историк-медиевист Владимир Яковлевич Петрухин:

Чёрт – в восточно- и западнославянской традиции злой дух. Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в восточнославянском фольклоре и народных картинках черти – антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами (одним копытом), красными глазами (иногда собачьей мордой, в красных колпаках, рус., укр., с носом без ноздрей – пол. – и т. п.) – вытеснили более ранний персонаж – беса. В русской средневековой живописи облик чёрта отличается от человеческого остроголовостью (или волосами, стоящими дыбом, – шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда крыльями за спиной. У восточных славян чёрт (наряду с синонимичными книжными бесом и дьяволом) – родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу («нежить», «нечистиков»): водяных, леших, домовых и т. д. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным апокрифом о падших ангелах во главе с Сатаной (дьяволом; в русских легендах черти – ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

В чертей могут превратиться дети, умершие некрещёными, проклятые и т. п. Вместе с тем собственно черти отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, особенно заложных покойников, болото, омуты, перекрёстки и развилки дорог, заброшенные строения, мельницы, городища, куст бузины, верба и т. д.), и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, даже священника, могут принимать облик знакомого – соседа, умершего мужа и т. п.). С вездесущностью чертей связаны запреты поминать их (проклятый достается чёрту) и многочисленные эвфемизмы: лукавый, рогатый, кривой, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, злой, идол, ирод и др. (в. -слав., пол.). Черти в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца – «чёрту баран» или «лошадь»), пытаются заполучить душу человека; свои души продают чёрту колдуны и ведьмы (чертихи). Черти могут жить семьями, по другим поверьям, соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри (сходные представления о дьяволовых женах и детях известны южным славянам), подменивают детей. Характерны представления о чертенятах (бесенятах – «маленьких», рус.), которые служат колдунам. Когда чёрт вселяется в человека (не ограждавшего себя крестным знамением, поминавшего чёрта), тот заболевает, начинает кликушествовать (бесноваться). Черти могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей; вихри – беснующиеся черти, чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»), Черти особенно опасны в «нечистых» местах и в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже – в полдень) или года (на святки и в канун Ивана Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда чёрта призывают в заговорах, во время гаданий и т. п. В быличках черти сторожат клады. Боятся грома (Громовник преследует чертей в быличках), креста («чертогона» – рус.), молитвы, пения петуха, которое расстраивает их ночные козни.


Раскрашенный пряник в виде черта, изготовленный по технологии 30-х годов XX века. Чехия, 1981 год

А вот что пишет лингвист, фольклорист и мифолог Елена Евгеньевна Левкиевская:

Чёрт – самый загадочный среди всех мифологических персонажей. Необходимо заметить, что чёрт в народных поверьях – это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом или Сатаной – образами, пришедшими в славянскую культуру из библейских текстов вместе с христианством. Дьявол или Сатана участвуют в немногочисленных апокрифических легендах о сотворении мира и природы. В других поверьях и быличках они не встречаются. Зато чёрт – персонаж собственно славянский и, как полагают исследователи, возникший ещё до принятия христианства, но потом изменившийся под влиянием христианских представлений о бесе.

Бесами в древнерусской литературе (повестях, житиях святых) назывались злые духи, демоны и прежде всего – языческие боги, идолы. Обычно с ними связаны сюжеты об искушении святых и пустынников, всегда оканчивавшемся победой святого, поруганием и изгнанием беса. В древнерусских повестях бесы также вызывают болезни и подбивают людей на грехи и пороки. Все эти функции сближают беса древнерусских книг с народным образом чёрта.

Чёрта в народной культуре представляют по-разному. Чаще всего это человек с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет. Иногда этот образ дополняется железными зубами или огнем, полыхающим изо рта. На голове у него всегда красуется шляпа, чтобы скрыть от посторонних глаз рожки. Одет он в чёрный кафтан с блестящими пуговицами или в солдатский мундир. Чёрт может превратиться в любого человека, животное либо предмет. Он может принять вид знакомого или родственника, любит оборачиваться кошкой или собакой, свиньёй, бараном, вороном или филином, причём чаще всего – чёрным. Но не всегда его образ имеет конкретную форму: одно из наиболее любимых воплощений чёрта – вихрь. В виде вихрей черти летают, танцуют, женятся. Чтобы увидеть в мчащемся вихре чёрта, нужно, нагнувшись, посмотреть на него между ног, через рукав рубашки или плюнуть три раза и сказать: «Чёрт, чёрт, покажи хвост!» Тогда в вихре можно различить чертей с куриными лапами вместо ног. Считалось также, что если бросить в вихрь нож, то он, окровавленный, упадёт на землю, ранив чёрта. Человек, попавший в вихрь, может тяжело заболеть и умереть, поэтому при встрече с вихрем ему показывали кукиш и произносили отгонные присловья типа: «А чур тебя!»

Чем же отличается чёрт от других восточнославянских мифологических персонажей? Во-первых, он всегда делает только зло, он принципиально не способен помочь человеку. Например, леший может завести человека в чащу, но он же и поможет набрать ягод, найти дорогу домой. Водяной, несмотря на всё его коварство, может нагнать рыбы в сети рыбаков или помочь мельнику следить за мельницей. Даже злобный банник, если вежливо его попросить, разрешит человеку переночевать в бане и защитит от других банников. У чёрта же одна задача – как можно быстрее погубить человека, довести его до смерти и завладеть его душой. Чтобы достичь этой главной цели, он способен на любую хитрость, на любой обман и притворство. Чёрт – олицетворение абсолютного зла.

Чёрта нужно опасаться всегда и везде. Он то сбивает человека с дороги, как леший, то обменивает детей, как банник, то топит людей в реке, как водяной. Про то, каким образом он это делает, рассказывают многочисленные былички.

C чертями чаще других общаются ведьмы и колдуны, к которым нечистая сила по договору поступает в услужение. Он может жить у них постоянно под видом работника или прилетает в облике огненного змея и приносит в дом зерно, молоко, сметану, масло и деньги, которые ворует в чужих домах. Ночью змей влетает к колдуну через печную трубу, рассыпается огненными искрами, складывает принесённое богатство в приготовленную посуду. Нечистый, приносящий своему хозяину богатство, называется: большачонок, змей-носак, змея-деньгоносица.

Тот, кто промышляет колдовством, может сам вывести себе такого чёрта, который в виде змея будет приносить ему богатство. Выводят змея из особого яйца, его должен снести петух, когда достигнет семи лет. Найдя такое яйцо, человек должен спрятать его под левую мышку и носить семь, девять или сорок дней, после чего из яйца вылупится маленький чёртик или змеёныш, который и станет служить человеку. Задумавшему вывести себе чёрта-слугу нельзя мыться, стричься, обстригать ногти и расчёсываться. Пока он носит яйцо под мышкой, надо сохранять молчание. Высиживают чёрта-слугу в каком-либо месте, символизирующем потустороннее пространство – в пустом доме, за печью.

Выведенный чёрт живет в доме на положении слуги, но слушается только одного из членов семьи. Хозяин чёрта не знает покоя – чёрт всё время требует работы, а после смерти завладевает душой хозяина.

Чёрт, не занятый работой, может убить своего хозяина или кого-либо из домашних.

Избавиться от чёрта-слуги очень трудно, ведь он всеми силами стремится довести до смерти своего хозяина и заполучить его душу. Поэтому чёрта-слугу заставляли делать невыполнимую работу, например, считать песок или иголки на ели, собирать рассыпанную крупу и пр.

Если ведьмы и колдуны специально обзаводятся помощниками-чертями, то обычные люди могут, сами того не подозревая, оказаться в лапах у чёрта из-за неправильного поведения. Больше других такая опасность подстерегает женщин, которые после смерти мужа или во время его долгой отлучки сильно тоскуют. К таким женщинам начинает прилетать змей и является им по ночам в виде умершего или отсутствующего мужа. Этих демонов называют летунами, налётами, летучими, налётниками, литавцами, огненными змеями, огнянными, змеями-любаками, маньяками (от манить, заманивать), прелестниками (тот, кто прельщает). Змей появляется из облаков и, рассыпавшись искрами над крышей, проникает в дом через печную трубу. Связь с таким демоном приводит женщину к смерти. А всё потому, что она нарушила запрет плакать, голосить по умершему, тосковать по отлучившемуся мужу. Змей получает доступ и к девушке, если та потеряла невинность до брака. А на востоке Украины верят, что змей станет домогаться той, кто подняла на дороге вещь: бусы, платок, перстень, – их специально разбрасывает змей, чтобы заманить жертву.

Летящий змей похож на светящийся клубок синего цвета, огненное коромысло или огненный веник. На земле он принимает облик мужа или возлюбленного женщины. Змея можно распознать по недостатку, характерному для всех демонов: у него нет спинного хребта. По некоторым поверьям, у него человеческое тело, но несколько голов. Гостинцы, которые он приносит женщине, утром превращаются в лошадиный навоз. Чёрт, летающий в виде змея, мучит свою жертву, сосёт у неё из грудей молоко или кровь, а под конец убивает. Если от такой связи рождаются дети, они уродливы и вскоре умирают. Ребёнок, рождённый от змея, чёрный, на ногах у него копыта, а глаза не имеют век, тело его студенистое и холодное. Рассказов о том, как нечистый дух в виде огненного змея летает к женщинам, немало в древнерусской литературе. В повести о Петре и Февронии, написанной в середине XVI века рассказывается, как Пётр, вооружившись освящённым в алтаре мечом, побеждает змея и спасает жену своего брата от домогательств нечистого.

Женщина, к которой летал змей, должна спать вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц. Оберегами от змея служат трава одолень (валериана), отвар репейника или его стебли, воткнутые в стены. Власть змея над его жертвой длится до тех пор, пока женщина не расскажет об этом постороннему человеку.

По многим поверьям, змей приносит богатство женщине, к которой летает. Подобный случай в середине XVIII века стал даже предметом разбирательства Священного Синода: некто Фёдор Щедров «говорил слова, якобы живет змей и летает к жене белгородского президента Осипа Селиванова сына Морозова, и носит к ней тот змей, летаючи, немалое богатство: деньги, злато и серебро и жемчуг, отчего оный Морозов обогател, и оборачивается оная нечистая сила человеком оной жене, а как прилетает, то оного Морозова обмертвит, а при том свидетели были…»

Обычных людей черти чаще всего подкарауливают на дорогах и перекрёстках, где под видом случайных прохожих, путников или солдат, идущих на побывку домой, пристают к человеку, уговаривают его выпить, а потом заводят в непроходимую чащу, на обрыв или в болото. Очень любит чёрт проделывать такие шутки с музыкантами, когда они возвращаются с деревенской свадьбы. Их он заводит в лес и заставляет играть на поляне для ведьм и чертей.

Чёрт глумится над человеком, являясь ему на дороге в виде какого-либо животного, чаще всего ягнёнка или барана. При попытках его поймать и взвалить на телегу мнимый ягнёнок разражается хохотом и исчезает.

Былички рассказывают, как черти под видом парней приходят к девушкам на гулянки или являются к ним во время святочных гаданий.

Чтобы заполучить себе человеческую душу, черти подбивают людей на самоубийство. Девушек-самоубийц черти берут себе в жёны.

По одним поверьям, черти одиноки, они шатаются по свету и вступают в связь с земными женщинами, доводя их до гибели. По другим поверьям, у чёрта есть жена – чертовка, и она рожает ему детей – чертенят. Поэтому чёрт вынужден бывает приглашать обычную бабу-повитуху, чтобы она помогла его жене во время родов.

Черти забирают то, что отдано им неосторожным словом, вот почему нельзя, ругаясь, поминать чёрта – он услышит и придёт потребовать «свою» вещь. В одной из быличек чёрт приходит к старику за лаптем, который тот под горячую руку ему пообещал.

Поиск

Журнал Родноверие