Курентованье, 1960 год. Главный парк Птуя

О Куренте «Русские легенды и предания» Грушко-Медведева сообщают весьма лаконично:

Курент – единственный из всех бесов, от которого есть хоть какая-то польза человеку. Игрою на своих гуслях и дудке он исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха.

Вдовесок приводится история, подаваемая под соусом старинной легенды и озаглавленная «Виноградная лоза»:

Однажды поспорили между собой человек-великан и хитрый бес Курент: кто из них будет обладать белым светом.

Долго боролись они, изрыли ногами всю землю и сделали её такой, какая она есть: появились на ней горы, рытвины, долины. Ни тот ни другой не могли осилить противника.

И вот наконец человек взобрался в божественные чертоги и уселся за стол, накрытый в ожидании хозяев.

Хитрый Курент вырвал из земли виноградную лозу и сдавил её с такой силой, что брызнул хмельной сок. Этим соком он упоил человека до того, что тот заснул под столом.

Воротились боги и в гневе сбросили его с небес.

Он остался жив, но все силы его пропали, оттого бесы овладели всем светом и так легко искушают теперь людей, особенно с помощью вина.

Псевдо-легенда, отмечу сразу, абсолютно не состоятельна хотя бы потому, что функцию искусителя бесы приобрели посредством христианства.

Упоминание Курента вместе с Карачуном встречается в дореволюционном труде воспитанника Казанской духовной академии Михаила Евгеньевича Соколова «Старорусские солнечные боги и богини», изданном в Симбирске в 1887 году:

Из наших современников внятно о данном персонаже писал Дмитрий Дудко в книге «Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон»:

Курент известен только по словенскому фольклору. Этот весёлый бог ходил со скрипкой или дудкой. Его игра может исцелить, а может заставить плясать. Он свистит в уши безнадёжно влюблённым парням. Крадёт у богачей еду и одежду и отдаёт беднякам. Одного человека он спас во время Всемирного потопа, протянув тонувшему с неба виноградную гроздь.

Курент связан со Святками и Масленицей. Словенцы и хорваты на Масленицу носили, поили, судили и казнили (топили, сжигали, закапывали, расстреливали) чучело. В Далмации его именовали Карнавал, в Славонии – Покладна баба, в Словении – Пуст, Соломенный муж или Курент. Курентами называли также масленичных ряженых. Они ходили в рогатых, усатых и длинноносых масках, с палками, к которым были привешены шкурки ежей. В болгарской легенде ёж уговаривает Солнце не жениться, чтобы дети того не сожгли весь мир. Иранские же народы почитали ежа как борца со змеями. Среди курентов были «чёрт», «тур», «лошадь» и другие маски.

Связь Курента со Святками и Масленицей, явная близость его к Маржаку-Масленику заставляет видеть в нём Даждьбога. В то же время весёлым и беззаботным нравом он скорее напоминает Ярилу. Возможно, на образ Курента повлиял Дионис – как античный бог, так и средневековый карнавальный Бахус (известный, как уже сказано, и западным славянам).

Курент как бог официальной наукой признан неправильным переосмыслением фольклорного материала.

В Словении известен обряд курентованье, посвящённый приходу весны и призванный обеспечить должное плодородие в наступившем году. Сравнительно недавно, в 1960 году, на его основе было реконструировано карнавальное шествие, проводить которое стало доброй традицией в городе Птуе.


Курентованье, 1960 год. Главная площадь Птуя


Курентованье, 1960 год. Рыночная площадь Птуя


Курентованье, 1961 год


Курентованье, 1961 год


Курентованье, 1964 год

В 2016 году курентованье признано седьмым величайшим карнавалом в мире по версии Lonely Planet, а в 2017-м включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Центральный персонаж данного мероприятия – курент. В него рядятся, надевая одежды из овчины и вооружаясь ежёвками – деревянными дубинками с прикреплёнными к ним шкурами ежей. Шум ежёвок, по народному поверью, прогоняет зиму.


Курентованье, 2019 год

В курентов изначально рядились только неженатые мужчины. Почему? Предположу, потому что продуцирующая сила женатого мужчины замкнута на его жену, а неженатые могут поделиться для обеспечения богатого будущего урожая (вспомнилось, как несколько лет назад в дачном автобусе одна бабулька советовала собеседнице на рассвете махать на огурцы – имеется в виду само растение – ношеными мужскими трусами, чтобы не было пустоцветов).

Вот отсюда, из традиции рядиться курентами и соответствующего фольклора, и воссоздавали образы кто одноимённого бога, а кто одноимённого беса.

Поиск

Журнал Родноверие