Ряженый бес или чёрт, 1972 год. СССР

О Святке «Русские легенды и предания» Грушко-Медведева рассказывают следующее:

Святке – имя того самого беса, который является людям на Святки, во время зимних развлечений и игр: с Николина дня (6/19 декабря) или с Рождества (25/7 января) до водосвятия в Крещение (6/19 января). Именно в это время нечистая сила вовсю скитается по земле; зная о скором изгнании, бесы тоскуют и злобствуют, рыщут там и сям, мучая и терзая людей. Особенно часто заглядывает Святке на праздничные гадания молодежи, на их игрища, иногда губя неосторожных. Любит обернуться человеком, смешаться с толпой ряженых, а ночью подстерегает отставших от толпы колядующих и разрывает парней и девок на части.

Святке умеет не только превращаться в человека, но и принимать вид разных животных. Чтобы уберечься от него, во время святочных гаданий надо непременно очертиться магическим кругом, только непременно железным предметом: железа всякая нечисть боится пуще смерти. Однако надо следить, чтобы круговая черта нигде не прервалась, не то Святке убьёт гадающего.

После Святок всякий рядившийся или гадавший должен непременно очиститься от греха. Для этого на самое Крещенье берут из Иордани-проруби святую воду. Некоторые, особенно те, кто рядился на Святки чёртом, купались в Иордани, чтобы вновь окреститься.

И ещё, конечно же, приводят парочку историй.

Вот первая, которую авторы назвали «Что на свете три косы?»:

Пошла одна девушка на Святках ворожить в заброшенную избу. Поставила зеркало, колечко опустила в стакан с водой и сидит. А её парень знал, что она собирается ворожить, и в эту избу пришёл раньше её, залез на печку – лежит. Вот девка смотрит в зеркало, а в это время печная заслонка открывается и появляется сам Святке. И спрашивает:

– Девка, что на свете три косы?

Она со страха обмерла, молчит, не шевелится. А парень не растерялся и с печки говорит тоненьким голоском:

– У речки коса, у девки коса да траву косит коса.

Святке снова спрашивает:

– А что на свете три дуги?

Парень опять не растерялся и отвечает:

– В печке дуга, в упряжке дуга и радуга – дуга.

– А что на свете три мати? – не унимается Святке.

– Мать-родительница, Мать Сыра Земля да мать Пресвятая Богородица, – выкрикнул парень, и только он вымолвил это, Святке сразу исчез, заслонка захлопнулась.

Девка сидела ни жива ни мёртва, пришлось парню с печки слезть да поканителить её маленько, чтоб в себя пришла. Ну, всё-таки он ей жизнь спас. Если б не он, Святке задавил бы дурочку.

Вот вторая – «На коровьей шкуре»:

Как-то три девки (а гадать ходит всегда нечётное число людей) пошли слушать, что, какую судьбу овинник им насулит. Постелили коровью шкуру, чтоб на голом полу не сидеть, а хвост и вылез за черту. Пришёл Святке, схватил шкуру за хвост и давай таскать их по овину. Уж и не ведали, как живые остались!

Святке (с маленькой буквы, не как имя собственное, а как обозначение вида) упоминается среди перечислений святочной нечисти Русского Севера после шуликунов и кулишей, без особой конкретики.

Очевидно, это персонификация самих Святок как мистического периода.

Ну а некоторые исследователи вывели отдельного беса или чёрта с именем собственным.

Поиск

Журнал Родноверие