Фагот-Коровьев, Бегемот (с примусом, разумеется!) и Азазелло с куриной косточкой и птичьей лапой, которой он отобрал деньги у доктора Кузьмина
С «Мастером и Маргаритой» Михаила Афанасьевича Булгакова я впервые познакомился в тринадцатилетнем возрасте. Помню, что читать об эпохе Иешуа и Понтия Пилата мне было довольно интересно, а вот об эпохе Берлиоза и, собственно, Мастера с Маргаритой – отчего-то не очень.
В возрасте семнадцати лет, когда я вернулся к этой книге вновь, обе временные линии стали мне уже одинаково любопытны, но не хватало этакой эпичной битвы Света и Тьмы, чтобы, к примеру, Левий Матвей с Азазелло белым и чёрным клинками порубились, Воланд сразил Иешуа огненным шаром – и всё это на фоне пробудившегося после многовековой спячки Понтия Пилата... Не судите строго, семнадцать, повторюсь, было...
И только в двадцать три года, вновь обратившись к «Мастеру и Маргарите», я испытал от перечитывания полнейшее удовлетворение.
Обе отечественные экранизации я тоже посмотрел.
А ещё почитателей гения Михаила Афанасьевича мог порадовать и советский мультфильм.
Такая инициатива возникла у художника мультипликационного кино Сергея Александровича Алимова. В 1975 году он создал соответствующие эскизы, но поддержки Госкино так и не получил.
Увы!
Собственно, рассказывать о несбывшемся мультфильме больше-то и нечего. Зато могу представить вниманию упомянутые эскизы:
Воланд и Бегемот созерцают Москву
Бегемот ждёт трамвая
Нехорошая квартира
Червонцы в варьете
Нагая Маргарита
Великий бал у Сатаны
Свита Воланда покидает Москву
Понтий Пилат
Глядя на эти эскизы и вспомнив «Премудрого пескаря» – одну из работ мультипликатора Алимова, – мы можем представить, какой бы получился мульт.