Блуд. Иллюстрация Олега Ротара

Вчера я начал обозревать блуд. В смысле не разврат какой-нибудь, а персонажа низшей славянской мифологии или, если угодно, демонологии.

Материала у меня немало, а потому было принято решение разбить обзор блуда на три части.

Сегодня вторая.

Итак, как блуд влияет на свою жертву?

Человек, попавший под влияние рассматриваемого персонажа, теряет способность ориентироваться на местности и начинает блуждать хоть среди трёх сосен, даже если локация очень хорошо ему знакома. При этом человек часто испытывает головокружение, панический страх, отчаяние; раз за разом проходит он мимо того места, куда ему нужно попасть, но попасть туда решительно не может.

При этом «обрабатывать» свою жертву блуд способен не только в лесу, но и во вполне культурном, освоенном людьми пространстве. Ночь на дворе или день – значения не имеет.

Кроме леса, в фольклоре зафиксированы следующие локации, где блуд водит людей: пастбище, село или его окрестности, огород, жилой дом и даже печь в нём. Иногда жертва кружит вокруг определённого растения или неодушевлённого предмета: например, вокруг куста бузины или скирды сена.

Перед внутренним взором жертвы могут возникать из ниоткуда стены, леса, реки, горы, или же представляется сразу несколько дорог.

Потешаясь, блуд водит человека до полного его изнеможения или же заводит в труднопроходимые места вроде непролазной чащи, болота, оврага. Может прибегнуть и к физическому насилию: так, известна история, где блуд в образе женщины водит мужчину до полуночи, заводит в ров и избивает, отчего жертва умирает на следующий день, а на Терском берегу Белого моря (юго-восточный берег Карельского полуострова) рассказывали о том, что блуд возвращает унесённого человека (или животное) близким, но если те не успеют забрать тут же – разрывает жертву на мелкие кусочки.

Вполне закономерно, что зимой воздействие блуда на человека заканчивается тем, что жертва замерзает. Так как блуд относится к существам потусторонним, да ещё и неблагожелательным по отношению к людям, любая встреча с ним нередко отождествлялась с предреканием несчастья.

Хоть блуд и не имеет явно выраженной привязки к какому-либо типу местности или локусу, в фольклоре выделены локации, где шанс попасть под влияние сего нечистого выше. Это места, где кто-либо повесился, где закопан задушенный матерью младенец, где погребён самоубийца, где произошло убийство.

Распространены поверья, что блуд начинает водить, если дорогу путнику перейдут баран или заяц, женщина или поп; если путник выйдет из дому в недобрый час (в недобрую минуту или секунду) либо перед уходом будет проклят.

Особенно легко во власть блуда попадают пьяные.

Вот как типичная проделка блуда описывается в быличке, записанной от Фёклы Ивановны Мосоловой 1913 года рождения в селе Верхние ключи Нерчинского района Читинской области в 1980 году:

Бабушка Павлиха блудила, рассказывала...

У ней два сына были, обои были в партизанах, вот в революцию. Она им по ночам ись носила. А в лесу все тропинки знала она, кажный кустик знала. Мы-то ей внуки, она дедушкина сестра была. Ни в жисть никого не возьмёт по ягоды или по грузди!

– А-а, вы со мной не ходите!

Ей крёстна или бабушка ли говорят:

– Да возьми ты девок-то!

– Знаешь чё, Дарья, ты лучше девок не отправляй со мной. Я всё ровно их брошу, а потом меня ить убьют мужики! А я ить их брошу! Я зайду в лес и их брошу! – Она прямо так и говорила.

И вот утром бабы коров гонят, а она уж прётся из леса с груздями. Никого не боялась.

И вот сыновья у ей обои в партизанах были, в зимовье. Оне, конечно, там не одне, целый отряд был. Она им носила еду. А выходили-то к ей по одному, по два. У их там условно место было, какой-то пень. Она на этот пень клала хлеб, картошку. К дедушке придёт, скажет:

– Ну, братуха, дай сала или там муки. Идти надо, отнести ребятам-то.

И вот она рассказывала:

Я, гыт, шла и материлась. И вот положила, значит, продукты-то и думаю: «Сяду маленько отдохну. Может, кто-нибудь выйдет». Должен Зенка выйти. Я ему:

– Ну ты чё, Зенка? Зенка-а!

Он отвечает:

– Я здесь, иди сюда, мама! – Ну, я и пошла, гыт, к ему. Иду, иду – он дальше, дальше, дальше...

И она трое суток блудила. И потом она обессилела и прервала всю одежонку-то на себе. И вот по следам да по лохмотьям её нашли. Она по чашше по такой... До того доходила – опеть же матом заехала:

– Да ты что! Ты докуда меня водить-то будешь?! – И осталась на скале! Туда обрыв, говорит, сюда обрыв – боюсь пошевелиться! Обессилела и сидела там. Спала или уж так ли просто сидела. Её потом на четвёртый день партизаны-то по лохмотьям нашли и говорят: «Ты ково же здесь, мать, делаешь? Ты как сюды попала?» Она давай опеть же материть сына-то своёго: так и так, мол, ты меня завел.

– Ты что, бабка? Он совсем никуда и не уходил...

Список использованной литературы

  • Власова М. Н. Блуд; Блудь // Энциклопедия русских суеверий
  • Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения восточной Сибири
  • Левкиевская Е. Е. Низшая мифология славян: Блуд // Очерки истории культуры славян
  • Гайдученко Л. В. Світоглядні орієнтири малоросів Буковини в міфологічних та християнських легендах у записах Л. А. Штауфе-Симигиновича
  • Гнатюк В. М. Блуд // Нарис української міфології
  • Колесса Ф. М. Людові вірування на Підгір'ю, в с. Ходовичах Стрийського пов.: Народна міфологія: Блуд // Етнографічний збірник
  • Кузьмінська Б. «Ходячі мерці» в сучасних віруваннях опілян
  • Хобзей Н. В. Блуд // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник
  • Чебанюк О. Ю. Блуд чіпляється людини найбільше в лісі
  • Чебанюк О. Ю. Українські народні вірування і перекази про блукання: семантика, прагматика, функції
  • Матеріали до гуцульскої демонології: Блуд / Записав у Зеленици, Надвірнянського повіта, 1907–1908, народний учитель А. І. Онищук

Поиск

Журнал Родноверие