Крестьянские девочки в лесу. Алексей Корзухин. 1878 год

Я уже рассказал, что представляет из себя блуд и как он воздействует на человека.

Сегодня отвечу, наверное, на самый актуальный вопрос касательно рассматриваемого фольклорного персонажа: как уберечься от происков блуда и сбросить с себя его чары.

Итак, представим себе некого человека, который вот-вот покинет дом и отправится в пеший путь, при этом он опасается, что в какой-то момент попадёт во власть блуда, и тот примется его водить.

Что сделает этот человек в самом начале своего путешествия?

То же, что не так уж редко делают наши современники, отправляясь в долгую дорогу: присядет посидеть «на дорожку».

Каков магический смысл этого обычая, который, с одной стороны, нам привычен, а с другой, большинство людей не понимает его сути?

Примерно таков... В старину человек различал «своё», окультуренное и обжитое пространство, и некое «чужое», где могут происходит всякие малоприятные потусторонние штуки. «Своё» пространство – это родной дом, двор, село (и т. п.), где, конечно, тоже может случиться что-то такое этакое, но риски сведены к минимуму, здесь всё просто и понятно. «Чужое» – лес, река, болото (и т. п.), где властвует духи локусов, где всё не столь привычно и необходимо соблюдать особые правила поведения. Несколько утрируя, проще можно сказать так: «своё» пространство – упорядоченно, а в «чужом» властвуют силы хаоса. Присаживаясь «на дорожку», человек показывает: он покидает «своё» пространство, домашняя стратегия поведения подходит к концу, и переходит в «чужое», уповая на милость обитающих в нём таинственных сил (те должны оценить этакое проявление мистического этикета и особо не бузить).

Также перед самым выходом в обережных целях человек возвращался назад (это проявление магии подобия: мог вернуться перед началом пути, сможет и потом, его завершая). Или же, если наш гипотетический человек – из лужицких сербов (такая мера предосторожности встречается у них), он трижды обходил воз: вроде как уже покружил вокруг одной точки – с него хватит.

Оберегом от блуда служили металлические вещи (нередко выступающие оберегом от почти любой нечистой силы вообще), хлеб (особенно тот, что забыли в печи при выпечке, – у такого даже специальное наименование есть: «забутній»), чеснок (формой и жгучим вкусом напоминающий об огне, который зачастую враждебен тёмным силам; кстати, есть поверье, что блуд вообще не может воздействовать на людей, употребляющих в пищу неочищенный чеснок) и конский помёт. Сербы, дабы не плутать, клали в ботинок четырёхлистный клевер.

Блуд не водит первенцев.

Двигаясь мимо могилы самоубийцы (шанс заблудиться возле неё, как я писал в прошлой заметке, выше), на неё бросали ком глины, камень, ветку (так часто поступали с местами погребения неблагонадёжных покойников, которых, с лёгкой руки этнографа Дмитрия Зеленина, так и стали звать заложными, поскольку могилы их закладывали камнями да ветками).

В Черновицкой области зафиксирован обычай кидать на определённые поляны в лесу ветки деревьев в целях обезопаситься от вождения блудом (вероятно, происходящий от вышеописанного действия).

А что же делал наш представляемый человек, если он пренебрёг предохранительными мерами (или же они не сработали) и всё-такие попадал под влияние блуда?

Прибегал к так называемой магии сакрального начала (или к магии первого дня). Основывается эта штука на представлении, согласно которому первый день, начинающий какой-либо цикл, наделён особой силой (чаще всего продуцирующего и обережного характера), сохраняющейся в предметах, как-либо использовавшихся в этот самый день. Пережитки сего поверья сохранились в нашем трепетном отношении к Новому году.

Как это использовал человек, дабы дать отпор блуду?

Мысленно обращался к значимому дню (сразу оговорюсь, что церковные праздники наложились на более древние, аграрные, потому служили своеобразными вехами, отмеряющими различные важные в сельско-хозяйственном отношении циклы, этапы): например, вспоминал, на какой день недели выпало крайнее Рождество (Благовещение, Пасха), какие блюда употреблял в пищу в тот день, с кем съел первое пасхальное яйцо, в какой день родился сам и т. д. и т. п. Затем брал землю из-под ног и посыпал себе голову. Не могу не обратить внимание, что это не только магический приём, но и чисто психологический (я не про посыпание головы землёй, конечно): заблудившийся в лесу человек переключает внимание, проводит своеобразную ментальную гимнастику и, вернувшись к насущной проблеме, возможно, получает больший шанс на её благополучное решение.

С представлении о магической силе начала связан ещё один приём: заблудившийся раздевался, ложился на землю и имитировал сон (если получалось, то и вовсе засыпал), после чего как бы начиналось новое время, новый цикл, в котором блуд ещё (или уже) не имеет власти.

Также советовали полежать лицом вниз, посидеть на пеньке или сесть на землю с опущенными веками, подержать руки перед глазами, посмотреть внутрь своей обуви, кинуть один ботинок за спину, поесть хлеба (последнее, предположу, служит актом обращения к «своему», окультуренному пространству). Женщине рекомендовалось заткнуть юбку за пояс, а ехавшему на волах – поскидывать с возу все верёвки.

В Черниговской области бытовали любопытные присказки, наделяемые в народном воображении силой противостоять чарам блуда: «Святой хрен, выведи меня на дорогу» и «Хрен его знает, где я хожу»

А ещё против блуда использовали магию неправильного действия (когда неправильное состояние, неправильная ситуация, в которую человек попал в результате происков нечистой силы, исправлялась специально совершённым неправильным действием по принципу «минус на минус даёт плюс»): переодевали одежду задом-наперёд, наизнанку, одевали левый башмак на правую ногу, а правый на левую, произносили фразу типа «Приди вчера!».

Всё перечисленное в данном абзаце обычно делается и заблудившимися по воле лешего. Возможно, одинаковые приёмы говорят об отождествлении персонажей.

Также блуду оставляли подношения едой и водой с целью умилостивить или обещали сделать это при первой возможности.

Список использованной литературы

  • Валенцова М. М. Моравская демонологическая лексика. Краткий обзор // Славянский альманах
  • Власова М. Н. Блуд; Блудь // Энциклопедия русских суеверий
  • Блуждать / Е. Э. Будовская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого
  • Гнатюк В. М. Блуд // Нарис української міфології
  • Мойсей А., Боднарюк Ю. Демонологічні уявлення українців Новоселицького району Чернівецької області (на прикладі села Чорнівка)
  • Франко І. Я. Людові вірування на Підгір'ю // Етнографічний збірник
  • Чебанюк О. Ю. Блуд чіпляється людини найбільше в лісі
  • Чебанюк О. Ю. Українські народні вірування і перекази про блукання: семантика, прагматика, функції
  • Блуд // Гуцульська міфологія. Етнолінгвістичний словник

Поиск

Журнал Родноверие