Постер сериала «Пищеблок»

А Вы знаете, что символика СССР пропитана ужасной магией? Вот эта вот дьявольская звезда, серп и молот, пионерские галстуки – всё это вампирские обереги, позволяющие кровососам безбоязненно находиться под солнцем.

Так в сериале (хотя слово «сериал» для восьми серий, по мне, жирновато) «Пищеблок» говорят. Причём знаете, как объясняется, почему атрибуты защищают от солнечных лучей? Ну, пионерский галстук – он как кровь красный, серп – это луна, молот – им колья осиновые забивают (и оттого он защищает тех, в кого эти самые колья забивают, ага), звезда – она просто дьявольская (вот Вам, кстати, любопытный факт: пентаграмма как символ старше христианства и, перевёрнутая, в первые века христианства трактовалась как символ Христа).

С таким же успехом «пищеблоковские» вампиры могли бы и дуршлаги на головы напялить, дабы спастись от светила. А что? В дуршлаге – дырочки, как в жертвах, каноны местной, с позволения сказать, логики соблюдены.

Вообще о сериале «Пищеблок» я узнал от одного обзорщика на YouTube. В своём ролике он, избегая спойлеров, рассказал о концепции картины: вампиры делятся на высших и низших (стратилатов и пиявцев), вторые кормят первых.

Пластинка заезженная, но меня заинтересовало. Я вообще неравнодушен к отечественным фильмам ужасов.

Прошло сколько-то времени, сразу рыскать по Сети в поисках «Пищеблока» я поленился.

А когда скачал...

Первое разочарование вызвала фамилия режиссёра – Подгаевский. Тот самый Святослав Подгаевский, который работает над душными, унылыми, банальными и предсказуемыми лентами, претендующими на звание фильмов ужасов и не цепляющими в душе ни струнки.

Я сразу заподозрил, что кино окажется такое себе, но всё же дал ему шанс.

Сюжет прост и незатейлив: мальчик приезжает в пионерлагерь (на дворе 1980 год), а там – вампиры, тайны, загадки, типа мистика. Плюс тонна эротики. Взрослые, в основном, либо озабочены в известном смысле, либо тешат зелёного змия.

Атмосферы пионерлагеря я и близко не ощутил, скорее, простите за слово, косплей на заданную тему. На фоне играет преимущественно западная музыка (к финалу нам две версии «Всё идёт по плану» от разных исполнителей дадут послушать – куда же без Летова, раз про коммунизм), дети в своей речи используют выражения, не свойственные эпохе. Поправьте, пожалуйста, кто застал восьмидесятый в осознанном возрасте, использовались ли тогда такие выражения как «Ты чё такой дерзкий?!» и «Красавчик!». В книгах не встречал.

При лагере обитает заслуженный пенсионер «союзного значения», Серп Иваныч (и вот мне как-то сразу стало понятно, что он и есть главный злодей, поскольку принцип «злодей – не тот, на кого ты подумаешь» здесь реализован крайне топорно).

Сначала нам рассказывают о том, как в молодости Серп с братом лихо сорвали поставку оружия белякам от иностранцев. Потом Серп Иваныч рассказывает, как служил в подразделении НКВД, занимавшемся истреблением вампиров.

Затем всплывает настоящая история, в которой братья были простыми разбойниками, насиловавшими благородных барышень, прикрываясь идеалами революции. Столкнувшись с неубиваемым белым офицером, братья заявляют ему: мол, попили вы народной кровушки, теперь мы вашей попьём. И офицер поит бандитов своей кровью, поскольку он стратилат, а для стратилата такие слова – святое. Дескать, скажи ему, что его крови отведать хочешь – напоит обязательно, все свои дела отложив. Так стратилатами и становятся.

Овампирившись, братцы берут имена Серп и Молот и устраиваются на службу в НКВД. Серп пытается обуздать упырьскую природу, а Молот, считая себя представителем высшей расы, – нет. И тут нестыковка: от голода в этой вымышленной вселенной вампиры умирают за одну ночь полнолуния, а вот Серп кровью по первой поре брезгует – и ничего.

Серп и Молот прибывают в деревушку взорвать церковь (а зачем советская власть храмы рушила? чтоб спокойнее нечисти небо коптить было, ага два раза, как же...). Молот обращает в пиявца маленькую девочку, а Серп – в лучших традициях! – оформляет на него донос. Молот арестован и заточён в камеру-одиночку (где и помирает с голодухи), а девочку крестит в реке священник, она вновь становится человеком (шиш поймёшь, действительно ли из-за обряда или же из-за смерти хозяина).

Но воды речки в любом случае считаются святой водой и даже в восьмидесятом году вызывают у вампиров химическое ожоги, что активно муссируется несколько серий.

На старости лет Серп, уже вовсю кровопийствующий, поселяется при пионерлагере и кормится за счёт пионеров. Обращённых пиявцев он убивает в течение года, чтобы не «палить контору». Вампиризм, отмечу, какой-то бестолковый получается: «пищеблоковские» дети ночи стареют, хоть нам и показывают, что Серп в хорошей форме: он во время утренней гимнастики выполняет энергичный гимнастический этюд. Правда, выглядит это скорее так, как будто дед кукушкой поехал.

Со святой водой. к слову, герои носились-носились, проверяли с её помощью, кто пиявец (хотя и так видно: обращённые ходят все такие в белых рубашечках и при галстуках, а нормальные люди как попало). В одном эпизоде, правда, появляется хитрая девочка-вампирша просто с затянутым белым горлом (пионерский галстук, наверное, прятала под тканью, защищающий от солнечного света, иначе очередной ляп). А как настал черёд вычислять главного гада – про воду как-то резко забыли. Вообще.

А знаете, как одолели высшего вампира (перекинувшегося на тот момент в монстра – графика на уровне компьютерных игр 2008 года)? Мальчик просто сказал, что хочет выпить его крови. Главгад обратил героя в себе подобного, а потом зачем-то решил... самоустраниться.

Да-да, просто шагнул в пионерский костёр и устроил самосожжение, сказав напоследок: не жалею, мол, ни о чём, какое мы государство построили! Ну, вы поняли посыл: СССР – вампирское царство-государство от вампиров для вампиров, а обычный человек в нём – кормовая база. Какая мотивация у Серпа, что послужило причиной к самоустранению? Непонятно.

Можно было бы обыграть поединок вампирской воли, например, но нет...

Представляю себе, как Иван-царевич приходит к Кощею Бессмертному и заявляет: хочу стать бессмертным! А тот сразу иголку напополам – и ласты откинул.

Смотрится так же.

Когда камера показала приготовление этого самого костра, стало очевидно, что сие есть ружьё, которое выстрелит. Про себя я пошутил, что из него вылезет сам дьявол, которого изгонят песней «The Beatles» вперемешку с «Отче наш» (атмосфера фильма располагает), но выстрел случился ещё более глупый.

А какую же музыкальную тему подобрать для занавеса пионерского кино? Конечно же, рэпчик!

Бр-р!

В общем, «Пищеблок» – это такая антисоветская лента, при этом стремящаяся играть на ностальгии по советским временам (парадокс!).

Главные герои-индивидуалисты противопоставляются коллективизму-вампиризму. Налицо отождествление коммунистов с кровопийцами.

И это... действительно так.

Сериал основан на одноимённом романе. Его я не читал, но встретил такие вот слова автора (Алексея Иванова):

Видите ли, на самом деле Советских Союзов было как минимум три. Один – солнечная страна детства, которую вспоминают с нежностью. Второй – социальное государство, в меру сил заботившееся о своих гражданах. Третий – идеологическая машина, подавляющая свободу личности. У меня есть ностальгия по детству, я уважаю социальные достижения государства, но категорически против идеологического прессинга. Я считаю, что идеология – вещь умозрительная, она мешает естественному развитию жизни. И совершенно неприемлемо её насильственное насаждение в обществе. Говоря упрощенно, если в романе слово «вампиризм» заменить словом «идеология», то будет ясно, о чём «Пищеблок».


Обложка оригинального издания

Не ведаю, как это обыграно в первоисточнике, но в сериале – из рук вон плохо. Такие вещи нужно преподносить тонко, с упором на психологию, а киношные «пищеблоковские» упыри даже не пугают. По сути это те же обычные люди, свято уверовавшие в важность коллективизма, которые при этом нуждаются в питье крови и манипулируют своими жертвами. Ну и длинные языки, похожие на крысиные хвосты, изо ртов выпускают. Плюс в церковь, даже заброшенную и полуразвалившуюся, войти не могут и святой водой обжигаются.

Словом, не впечатлило. Раздражение даже какое-то вызвало.

Но толкового фильма ужасов от Подгаевского, по моему сугубо личному мнению, ждать и не приходится.

Поиск

Журнал Родноверие