Иллюстрация Ваньи Тодорича

Слово «бог» традиционно носит в славянских языках позитивную смысловую нагрузку, причём повелось это с времён языческих, дохристианских.

Вот что пишет лингвист-славист Никита Ильич Толстой:

Бог – в книжно-церковной традиции верховная сущность, обладающая высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, Творец неба и земли, Промыслитель Вселенной, начало изначальное, вечное, духовное и бесплотное. Слово бог, известное всем славянам, первоначально было связано с представлениями о благе, богатстве и о персонаже, наделяющем благом, богатством. В народной традиции бог обычно выступает во плоти – в виде старца с бородой, живущего на небе (в большом дворце, на троне и т. п.), но нередко в виде ходящего по земле в одиночку странника, нищего и т. п. или в сопровождении святых. Бог способен при этом перевоплощаться или исчезать, подобно другой сверхъестественной силе, в том числе нечистой. Бог, начальствующий над ангелами, вместе со святыми противостоит роду сатанинскому, прежде всего бесам, чертям и всей нечистой силе. С ними бог соперничает в делах мирских и человеческих и борется различными способами (ударом грома и т. п.).

Народная религия славян изобилует мотивами дуалистического мироощущения, согласно которому небо принадлежит богу, а земля – дьяволу, правая сторона – богу, а левая – дьяволу и т. д. Гельмольд свидетельствует в «Славянской хронике» (XII в.), что славяне на пирах пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов, а именно – доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются и поэтому злого бога называют дьяволом, или Чернобогом, т. е. чёрным богом (ср. также Белобог). Религиозный дуализм нашёл своё яркое выражение в средневековом богомильстве, с которым связаны многие апокрифы и народные легенды. Слово бог может означать в диалектах и персонажей нечистой силы вроде сербского бог из воде – «чёрт» (часто в ругательствах). Ср. также украинское богиня – «злой дух, обменивающий младенцев», сербское богине – «оспа», польское богинка.

В народном мифологическом восприятии бог противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдаёт богу свою душу (ср. рус. Богу душу отдать – умереть). Бог обитает на небе, а человек (люди) – на земле, и потому оппозиция «небесный – земной» в ряде случаев приравнивается к оппозиции «божеский – человеческий» и «верхний – нижний».

В славянских народных песнях и легендах распространены мотивы и сюжеты, в которых бог предохраняет от беды, предотвращает грех (кровосмешение и т. п.), исцеляет больных, калек, немых, спасает утопленников, мучеников, защищает от огня, совершает чудеса, распределяет роли среди святых, наделяет людей богатством (золотом и серебром), женит Солнце, даёт Месяцу «меняться», а Солнцу сиять, принимает облик старца, пастуха, золотого дерева и др. Эти мотивы особенно характерны для южных славян. В этой же зоне, особенно в Болгарии, в колядках нередки мотивы рождения молодого бога.

Славянское язычество до крещения отдельных славянских народов отличалось политеизмом со значительной долей пантеизма и явным тяготением к монотеизму, к т. н. верховному богу, что отметил ещё Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» (середина VI в.): «Славяне и анты считают, что один из богов – создатель молнии – именно он есть единый владыка всего». Такие дохристианские представления фрагментарно сохранялись в фольклорных, обрядовых и апокрифических текстах вплоть до XX в. Более близкое к книжно-церковному восприятие Бога содержится в духовных стихах. В южнославянских фольклорных текстах бог часто ходит по земле и совершает чудесные дела вместе со св. Иоанном или св. Петром, у восточных славян – со св. Николаем и св. Петром. Св. Никола у восточных славян считался «заместителем» бога.

Имя Бог часто употреблялось в клятвах и проклятиях (при божбе).

Выделю из приведённого выше материала два тезиса, имеющих непосредственное отношение к настоящей заметке:

  • Бог способен перевоплощаться или исчезать, подобно другой сверхъестественной силе, в том числе нечистой.
  • В народном мифологическом восприятии Бог противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдаёт Богу свою душу.

Как видим, некоторые свойства, присущие Богу, присущи и нечистой силе (как это прямо отмечает уважаемый исследователь), отсюда, предположу, на каком-то уровне происходит некоторое отождествление с последующими, с позволения сказать, заменой и подменой понятий. К тому же бог противопоставляется человеку и связан со стихией смерти, что также наверняка могло послужить определённой негативизации образа, отпочковывания от него однокоренных обозначений для названия представителей нечистой силы.

К тому же в славянских языках неоднократно встречается ситуация, когда слово с позитивным посылом используется в негативном контексте. К примеру, так называемая благая минута (время, час).

Привожу цитату из книги «Энциклопедия русских суеверий» Марины Никитичны Власовой:

Благая (блажная) минута, благой час, благое время – момент, в который происходят несчастья; внезапная тяжёлая болезнь, припадок; персонификация «опасного времени».

«Знать с ним благой час сделался» (Тульская губерния, область); «Не дай Бог благой час в лесу застанет, умрёшь не перекрестимши» (Тульская губерния, область); «Находит благая минута на них (русалок, ведьм)» (Орловская губерния, область); «Благое тебя побери!» (Смоленская губерния, область).

Благое (блажное) время – особо опасно, открыто для «игры» сверхъестественных сил. Как и все «злые», «худые» минуты, секунды – оно может быть непредсказуемо, невычислимо: «В каждом часу есть минута блажная – как попадётся» (Новгородская губерния, область).

Иногда благое время «смутно-персонифицировано» и напоминает производящее беды живое существо; ср.: благой час – «от которого случилась болезнь» (Тверская, Псковская, Смоленская, Московская губернии, области). В поверьях Псковщины благой – нечистый дух.

Избежать влияния благого времени можно молясь и положившись на волю Божью. Однако вплоть до конца XX в. благое время в крестьянских поверьях нередко остается «своевольным», а его «действия» – тождественными действиям непредсказуемой судьбы.

Соответственно, по определению В. Даля, благий, или благой, – выражает два противоположных качества: «церк., стар., а частью и ныне: добрый, хороший, путный, полезный, доброжелательный, доблестный; в просторечии же: благой, злой, сердитый, упрямый, упорный, своенравный, неугомонный, беспокойный, дурной, тяжёлый, неудобный» <Даль, 1880>.

От слова «бог» происходит название «богинка».

О богинке лаконично и исчерпывающе рассказывает фольклорист и мифолог Елена Евгеньевна Левкиевская:

Богинка – женский мифологический персонаж, вредящий роженицам, беременным женщинам и обменивающий детей. Представления о богинке известны в Польше, на польско-украинском и польско-словацком пограничье.

Богинку чаще всего представляют в виде нескольких (обычно трёх или двенадцати) безобразных женщин, высоких, худых, бледных, с отвислыми грудями, вздутым животом и распущенными длинными волосами. Им приписывают зооморфные черты – гусиные, куриные или собачьи ноги, зубы в виде свиных клыков, крючковатый нос. Реже богинки имеют вид красивых молодых девушек. Богинки могут принимать облик собак, кошек, лягушек, иметь вид тени, тумана или пара, поднимающегося над водой.

Обычно полагают, что богинки происходят из «нечистых» покойников: самоубийц, женщин, умерших во время родов или в послеродовой период до введения в костёл, девушек, умерших до свадьбы, детей, умерщвлённых своими матерями, ведьм, грешников, старых дев. Ими становились также дети и женщины, украденные богинками

Богинки обитают около водоёмов, в подводных ямах, на болотах, в норах, пещерах, оврагах. С весны до осени они живут в прибрежных зарослях, а на зиму уходят под воду. Временем, когда богинки наиболее опасны, считается полдень, ночь, а также время после захода солнца. Из дней недели наибольшая активность богинок приходится на субботу.

Основное занятие богинок – нападать на беременных, рожениц, а также женщин в период послеродового очищения, не совершивших обряд введения в костёл. Появляясь под окнами дома, богинки зовут женщину по имени, привлекают танцами и пением и, выманив из дома, похищают её, мучают, таскают по полям, бьют, измазывают грязью, сосут ей груди, выворачивают руки. Богинки насылают на рожениц порчу и болезни, отнимают у них молоко. Беременных женщин богинки давят во сне, вынимают у них ребёнка из утробы, выкармливают его своим молоком и превращают в демона, а женщину топят. Богинки подменивают детей, особенно некрещёных, рождённых вне брака, оставленных без присмотра, и превращают их в демонов, заставляя служить себе.

Богинки могут нападать и на других людей, особенно на путников, которых сбивают с дороги и заводят в чащу, где убивают, топят или щекочут до смерти. Они особенно не любят мальчиков, которых стараются утопить, зато к девочкам бывают благосклонны, стирают им одежду и расчёсывают волосы. Поляки полагают, что богинки могут вредить и скоту, гонять и пугать лошадей, заплетать им гривы.

Богинки могут и сами рожать детей, обычно девочек; если рождается мальчик, он становится водяным. Мужьями богинок становятся обольщённые ими мужчины; иногда полагают, что они могут зачинать детей без мужей, оплодотворяясь от ветра.

Согласно поверьям, богинки купаются в водоёмах и стирают бельё на прибрежных камнях вальками или своими грудями, развешивают его на деревьях. Богинки не любят, когда за ними подглядывают, и любопытных убивают вальками. Сидя на берегах, они расчёсывают волосы, прядут, а также поют, визжат, бьют в ладоши, танцуют, увлекая прохожих в свой хоровод, чтобы «затанцевать» их до смерти.

Основным оберегом от богинки считался зверобой, который затыкали в окнах и дверях, клали у изголовья кровати женщины и в колыбель младенцу. Для защиты от богинки под голову роженице клали мужской пояс, железный предмет, в пелёнку младенцу втыкали иголку, повязывали ему на руку красную ленту, ставили у кровати вилы.


Иллюстрация Ваньи Тодорича


Иллюстрация Светозара Кошицкого

Можно вспомнить и польского божонтку. Однако здесь я буду осторожен и порекомендую относиться к божонтке как к персонажу сомнительному, поскольку упоминание о нём я встречал только в книге польского художника Павла Зыха:

Божонтки были тихими и безвредными существами, возродившимися из душ детей, умерших некрещёнными. Они жили в хижинах с людьми, но были невидимыми для живых. Часто сердобольные хозяйки оставляли им в чашке немного пищи, и те, в знак своей благодарности, защищали дом от злых духов.


Иллюстрация Павла Зыха

Книгой Зыха вдохновлялись создатели компьютерной игры про похождения ведьмака Геральта – в третьей части игроку встречается божонтка по имени Джонни (в русской локализации – прибожек Ивасик).


Кадр из компьютерной игры «Ведьмак 3: Дикая охота»

Список использованной литературы

Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий

Бог / Н. И. Толстой // Славянская мифология: энциклопедический словарь

Богинки / Е. Е. Левкиевская // Славянская мифология: энциклопедический словарь

Paweł Zych. Bestiariusz słowiański, czyli rzecz o skrzatach, wodnikach i rusałkach

Поиск

Журнал Родноверие