Иллюстрация Владимира Аржевитина

В верованиях белорусов болотные духи делятся на три категории. Самые младшие – болотники, обитающие в простых болотах. Рангом повыше – багники, обитающие в багнах (торфяных болотах). А самые старшие – оржавиники, духи оржавиней (болот с пятнами ржавчины на воде от растворённой в ней железной руды).

Информацию эту я почерпнул из книги специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской «Мифы русского народа».

Привожу цитату из книги белорусского этнографа Николая Яковлевича Никифоровского «Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе»:

Как известно, оржа́вень (оржа́вина) представляет последыша между болотными топями, к которой не идут за кормом и питьём даже нуждающиеся животные: крайне скудная, жёсткая осока да хвощ и жёлто-железистая вода оржавени вредны и приторны; то же свойство воды не даёт возможности ютиться здесь и такой животной мелочи, как лягушки, пиявки, черви, жуки и прочие. Ясно, что оржавень в конец загажена ютящимся здесь оржавиником, который даже не хочет прикрыть срамного обиталища своего; эти мутные пузыри да «сало» (железистые свечи) красноречиво свидетельствуют о наивысшей загаженности оржавени. Каков же должен быть жилец её? Грязно-рудый, с непомерно толстым животом и тонкими, как стебель хвоща, ногами, с ржавыми прилипами ко всему его покрову, непрестанно рыгающий, оржавиник не можетъ привлечь к себе внимания даже неразборчивых нечистиков; все же живые существа сторонятся и обиталища его. Таким образом оржавинику весьма редко приходится иметь жертву: животное забегает в оржавень второпях, спасаясь от преследователя-хищника, а человек зайдёт разве при ненормальном состоянии. В то время, когда болотник и багник могут зимою, например, обмануть прохожего и проезжего, оржавинику не удаётся закрыть своего срамного обиталища: если оржавень кое-как закрылась льдом и запорошилась снегом, тот и другой непременно выдадут притон оржавиника своею буро-жёлтою окраскою. ​‌‌​‌‌​

Оржавиник пока что пользуется бо́льшимъ покоем, чем его помянутые собратья, потому что знойное лето не высушает оржавени, а людям не нужна эта срамная, крайне непроизводительная земля: нечистику остаётся валяться на дне своего обиталища, наслаиваться прилипами да поддерживать срамную муть оржавени.


Иллюстрация Кирилла Сидирова

Особенно стоит отметить, что в обители оржавиника содержится железо, и сам он обрастает «налипами», вероятно, из него же, растворённого в болотной водице. Никифоровский подчёркивает: сего фольклорного персонажа сторонятся даже прочие нечистые. Почему? Предположу, дело в особых, магических свойствах железа; оно, по народным верованиям (и не только славянским), зачастую отпугивает нечистую силу, вредит ей. В то же время порой выступает и её атрибутом.


Иллюстрация Валерия Славука

Вот что пишет о железе вышеупомянутая Елена Евгеньевна Левкиевская в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:

Железо – один из древнейших металлов, имеющий высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Обработка железа наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности соотносится с актом творения мира и преобразования хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот мир». Закаливание железа в огне и в воде придаёт ему особую магическую силу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твёрдостью, связью с огнём, долговечностью. Эти же признаки делают железо символом здоровья.

С другой стороны, железо противопоставлено живой природе: оно холодное, неподвижное, оно не растёт и не развивается, оно – элемент «мёртвого» мира, поэтому железо часто выступает как атрибут нечистой силы.

Свойства железа используются в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Украине кусок железа закапывали под порог в день св. Юрия, чтобы у всех, переступивших порог, были здоровые ноги. В Полесье во время первого грома клали на голову железо, чтобы не болела голова. В Сербии, чтобы ребёнок был здоров, ему вставляли в уши железные серьги, произнося: «Отныне живи, как железо».

Сербы изготовляли из железа амулеты, оберегающие человека от злого глаза. Кусок железа носит беременная женщина за пазухой как средство от порчи; его кладут под постель роженице, в колыбель или в купель новорожденному ребенку. Железо служит оберегом людей и скота от нечистой силы, змей и хищных животных. На Украине железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти, закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм. В Болгарии и Сербии в день св. Иеремии гремели железными предметами, чтобы отогнать змей от усадьбы.

Нечистая сила боится даже упоминания о железе, поэтому у болгар оберегом от вампира служит фраза «дайте мне солёное железо». На Русском Севере верили, что водяной не тронет человека, если вслух перечислять железные предметы, а сербы, первый раз увидев весной змею, трижды произносили: «Камень, железо», чтобы летом их не укусила змея.

У всех славян в качестве оберегов используются железные предметы: игла, нож, коса, топор, вилы и др. Амулеты в виде этих орудий выковывали с соблюдением определённых правил. В Сербии женщина, у которой умирали дети, должна была носить амулет в виде бритвы, ножа, серпа и др., выкованный нагим кузнецом из целого куска железа.

Прочность, нерушимость ограды, ворот, дверей, сделанных из железа, – постоянный мотив заговоров, например скот защищают от волков «железным тыном». У сербов название железа наряду с названиями других металлов положено в основу личных имён, имеющих защитную функцию. Мальчика называют Гвозден, чтобы он был, «как железо».

Железо часто выступает как атрибут нечистой силы, например, по севернорусским поверьям, у русалок в руках железные крюки. Железными зубами обладают в русских поверьях чёрт и колдун, встающий по ночам из могилы, в сербских – вила и караконджол (ср. одно из его названий гвоздензуб – «железный зуб»).

При некоторых магических действиях запрещалось использовать железо или иметь его при себе. Например, в северо-восточной Болгарии первый сыр, сделанный в день св. Юрия, разрезали деревянным ножом, поскольку запрещалось прикасаться к нему железом.


Изображение с просторов Сети

А во времена стародавние железную руду добывали и из таких вот болот.

Потому-то оржавиник – самый старший на белорусских болотах. Вот какая штука у него в хозяйстве имеется.

Поиск

Журнал Родноверие