Доброго времени суток, читатели!

В русском языке можно сказать как «охотиться на животное», так и «охотиться за животным». В первом случае подразумевается добыча этого самого животного путём умерщвления, а во втором – добыча путём ловли, выслеживание, поиск следа, поимка.

Любопытно, не правда ли? Изменить всего лишь букву в предлоге – и как меняется смысл (особенно разница ощутима для несчастного животного).

И сегодня я приглашаю пытливые умы поохотиться за белым волком, то есть поискать информацию об этом образе, который предположительно имеет место быть в славянской мифологии. Как будет проходить наша охота?

Я возьму материал, который расползся по сайтам из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева (рассадника профанических знаний и выдумок), а потом мы сравним его с материалом из куда более компетентного источника, написанного коллективом профессиональных исследователей славянской старины, – книги «Славянская мифология: энциклопедический словарь», после чего сделаем вывод.

Итак, материал из «Русских легенд и преданий» Грушко-Медведева:

По преданиям, белый волк – вожак и царь над всеми волками. Это не простой волк, а человек-оборотень.

В представлениях наших предков волк всегда выделялся из остальных зверей умом, хитростью, силой. Ну а редкие особи белого цвета (альбиносы) не зря назывались в народе корольками или князьками: белый цвет выделял их из окружения и придавал, по поверьям, особенную силу. Порою даже волшебную.

Ведь этот цвет в самых древнейших представлениях был исконно связан с потусторонним миром.

Что сразу бросается в глаза? Скудность информации и то обстоятельство, что не выделяется ареал распространения поверья. В серьёзных изданиях, публикующих реальный фольклор, а не выдумки, после слов «по преданиям» в скобочках бы добавили: «в. -слав.», «з. -слав.», «ю. -слав.», «о. -слав.», что соответственно означает, у какой группы славян бытовали упомянутые предания – у восточных славян, у западных, у южных или же оно, предание, общеславянское. А то и прямо бы прописали народ: у русских, у украинцев, у белорусов, у поляков, у чехов и т. д.

Также авторы выкатывают нам небольшой рассказик по теме:

Жил-был охотник-вдовец. И женился он на вдове с сыном. Была она красавица, только глаза чёрные, недобрые. А на сына её охотнику и глядеть страшно, таков свиреп видом. Каждую ночь исчезал куда-то.

– Куда ходит парень? – спросит, бывало, охотник, а мать глаза отводит:

– Дело молодое. Небось с девушками гуляет.

И вот заметил хозяин, что около избы каждую ночь волки начали выть. Так они воют, когда своего вожака зовут. А в хлеву корова, поросята… Жалко стало охотнику добра, взял он ружьё и пошёл волков караулить. «Непременно, – думает, – убью их вожака и отважу от здешних мест!»

Сидит в стогу, караулит.

Подошла стая, легла у околицы. Ждёт. Потом выть начали.

И тут видит охотник: бежит от избы волк, да не простой, а весь белый. Ринулся в лес – и вся стая за ним.

«Ого! Да тут дело нечистое!» – подумал охотник и воротился домой. Пасынка нету…

Только под утро объявился.

На другую ночь взял охотник лук и стрелы, омочил их святой водой да под крыльцом спрятался.

Завыли волки.

Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил.

Волк завыл – и бежать, но не в лес, а в избу.

Охотник за ним. Смотрит – на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет.

Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло.

Не будет он больше бегать с волками!

Чуть рана у парня поджила, отправились все к ведуну, челом били, дочку сватали. Она уже брюхатая была, но свадьбу успели сыграть до родин.

А потом жили и молодые, и старые долго и счастливо.

Как и все приводимые в цитируемом источнике якобы легенды, этот рассказ – авторский, лишь выдаваемый за старинное предание.

Теперь обращаемся к «Славянской мифологии: энциклопедическому словарю». Сообщает филолог Александр Викторович Гура:

Волк – одно из наиболее мифологизированных животных. В народной трактовке близок медведю и другим хищникам и тесно связан с собакой. Согласно легендам, чёрт слепил Волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить. Хтонические свойства Волка сближают его с гадами. Гады, вороны и галки появились на свет из стружек от выстроганного чёртом волка. Волк объединяется с нечистыми животными, не употребляемыми в пищу, характерным признаком которых является слепота или слепорожденность.

Определяющим в символике Волка является признак «чужой». Волка воспринимали как чужого, как посланца иного, потустороннего мира (как Божьего, так и загробного и демонического). Он может осмысляться и как инородец: например, стаю волков называют «ордой», в заговорах волков называют евреями. С волком связывают различные инородные тела: «волк» – название нароста на дереве или чёрной сердцевины в нём; наросты и опухоли на теле лечат волчьей костью или с помощью человека, съевшего волчатины. «Волчьей» символикой может наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон как чужая по отношению к противоположной. С волком, ищущим себе добычи, символически соотносится и сам жених, добывающий себе невесту.

Волк выступает как представитель потусторонних и демонических сил. Время разгула волков, когда они рыщут стаями, совпадает с периодом разгула нечистой силы. Волк знается с нечистью и нередко сам причисляется к ней. Неслучайно его отгоняли крестом и даже делали оконные рамы в форме креста, чтобы отпугнуть его от жилья. Чехи иносказательно называли чёрта волком. В волка может обращаться дьявол и ведьма. Волк служит чёрту конём, и на нём часто ездит ведьма, кума чёрта. Южные славяне в облике волка представляли упыря – ходячего покойника, встающего по ночам из гроба. Иногда называли волком ходячего мертвеца-вампира. Считали, что покойник становится вампиром, если его мать во время беременности ела мясо животного, убитого волком.

Некоторые заговоры от волка говорят о том, что он посещает обитателей загробного мира: «На том свете был?» – «Был». – «Мёртвые кусаются?» – «Нет». – «И ты не кусайся». Как и умерших, волка приглашали к рождественскому столу: «Волчок, волчок, сядь с нами сегодня пообедать, а если сегодня не придёшь, то не приходи никогда». Поскольку волк так близок умершим, человек при встрече с ним старался и сам притвориться мёртвым, чтобы волк его не тронул, отнёсся к нему как к своему. А иногда, повстречавшись с волком, призывали умерших, обращаясь к ним по имени, звали знакомого умершего охотника или называли имена трёх своих предков, как бы прося у мёртвых защиты от волка.

Волк – посредник между людьми и силами иного мира, поэтому в похищенной волком скотине видели жертву, предназначенную Богу. Лишать волка его добычи считали грехом. Верили, что если человек отнимет у волка чужую скотину, тот унесёт у него его собственную. Рассказывают, как однажды св. Николай, хозяин волков, наставлял работника, вырвавшего барана из волчьих зубов: «Запомни, ни у кого нельзя отбирать того, что ему Господь Бог предназначил!» Отбитая у волка овца, побывав в волчьей пасти, сама покорно пойдёт за ним, пока он её не загрызёт. Если хозяин пожалеет зарезать к празднику своего барана, то волк выполнит это за него: задерёт этого барана. Похищение волком скотины воспринималось как жертва и сулило хозяину удачу. Болгары видели в краже волком овцы счастливый знак – верили, что овцы от этого будут хорошо ягниться и давать много молока.

Чаще всего покровителем волков и одновременно охранителем стад считают св. Георгия (Юрия, Егория). В той же роли выступают свв. Николай, Михаил, Мартин, Мина, Даниил, Савва, Лупп, Пётр и Павел. Широко распространены былички о человеке, подслушавшем, как хозяин волков (св. Юрий, царь волков) назначает волкам их будущую добычу.

Для защиты скота от волков соблюдают запреты на действия и работы, связанные с продуктами скотоводства (овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом), на ткацкие работы и пользование острыми предметами. Опасным считается и упоминать волка. Поэтому для волков используют другие названия: рус. «зверь», «серый», «Кузьма», «лыкус», укр. «скаменник», «малий» и др. Чтобы волк не съел пасущийся скот, кладут в печь железо в день св. Николая, втыкают нож в стол, в порог или накрывают камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока». При первом выгоне скота с той же целью замыкают замки, посыпают печным жаром порог конюшни. Для защиты от волков используют заговоры, обращённые к лешему, к святым – покровителям волков, с тем чтобы они уняли «своих псов».

Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка часто служат амулетами и лечебными средствами. Волчий зуб дают грызть ребёнку, у которого прорезываются зубы. Хвост волка носят при себе от болезней. Нередко оберегом служит само упоминание или имя Волк. Так, о появившемся на свет телёнке говорят: «Это не телёнок, а волчонок». Повсеместно перебегающий дорогу или встретившийся в пути волк предвещает удачу и благополучие. Вой волков сулит голод, вой их под жильём – войну или мороз, осенью – дожди, а зимой – метель.

Немало материала привёл Александр Викторович, не так ли? А вот про белых волков не упомянул ни разу.

Не сложилось у славян какого-то отдельного образа белого волка, как некого царя волков. Что не исключает возможность существования каких-то местечковых баек и легенд, где белый цвет волчьей шерсти мог бы расцениваться как, к примеру, отличительная примета оборотня.

Однако, пусть не сразу, я всё-таки выяснил, каким источником пользовались Грушко и Медведев при написании статьи о белом волке. В библиографии их «Русских легенд и преданий» упоминается книга «Новая абевега русских суеверий» кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой. Мне же попалась электронная версия «Энциклопедии русских суеверий» того же автора. Сообщается там следующее:

Белый волк, белый царик – волк, наделённый особой магической силой; царь над волками; леший, принимающий вид волка; лесной «хозяин», царь; оборотень.

«Гляжу – волчиные стада, а с ними белый волк» (Смоленская губерния, область).

Волк в поверьях – лесной властитель, «хозяин» зверей. Белый цвет выделяет такого волка как высшее, наделённое сверхъестественными способностями существо: это «старший» волк или лесной царь, «хозяин», оборотень. В повествовании из Смоленской губернии белый царик (белый волк) водит волчьи стаи: «Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить». В рассказе, записанном на Русском Севере, белым волком становится парень-оборотень.

Промысловики Сибири наделяли сверхъестественными свойствами черных и белых волков, так называемых «князьков» <Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири: Пережитки тотемизма в идеологии Сибирских народов. М.; Л., 1936>, «являвшихся исключением на фоне преобладающей серой масти. Крестьянин, убивший такого волка, старался никому не говорить об этом. Некоторые тайком сохраняли у себя шкуры таких волков – князьков или выродков, так как считалось, что это приносит счастье (человек, хранящий шкуру, становится как бы совладельцем магической силы, которой обладал волк)» <Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: XVII – первая половина XIX в. Новосибирск, 1975 г.

Поиск

Журнал Родноверие