Есть в славянской мифологии такой отдельный вид нечистой силы – блазня. Вернее, утверждают, что есть.

Например, в книге «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Итак, что же нам готовы поведать о блазне Грушко-Медведев? Для начала – соответствующую историю (источник нижеприведённого материала, как Вы поняли, книга «Русские легенды и предания»):

Купили муж и жена дом задёшево и не знают, куда деваться от радости. Выгодная покупка! Только спать пошли, как вдруг зашумело, зашуршало по всему дому, и чей-то голос сказал:

– Валюсь, рассыплюсь!

Подскочили хозяева, начали искать, что да как. Ничего не нашли! Поднялись на чердак, глядь – посредине стоит сундук кованый, крышка откинута, в сундуке серебра – доверху! Ринулись к нему муж с женой, а сундук возьми и исчезни. Ничего не стало, только голос как бормотал, так и бормочет:

– Валюсь, рассыплюсь.

И снова, и снова. И так целую ночь! Смекнули муж и жена, что это блазнилось им – привиделось.

Они, бедняги, только теперь и поняли, почему дом так задёшево им достался: прежние хозяева не знали, как поселившуюся в нём блазню выжить. В таком месте, где блазня завелась, никому покоя нет! Всю ночь глаз сомкнуть не могли.

Наутро начали хозяева покупателя искать на свой дом, да только все в округе про блазню знали и других таких дураков не нашлось. А блазня каждую ночь своё заводит:

– Валюсь, рассыплюсь!

Хозяева уже болеть стали. Ну что за жизнь – днём спят, ночью дела делают, да ещё блазня с темноты до света непрестанно бормочет:

– Валюсь да валюсь, рассыплюсь да рассыплюсь!

Ну, совсем доконала она мужика. И вот однажды, заслышав голос блазни, он ка-ак гаркнул в сердцах:

– Вались, рассыпайся!

И в то же мгновение с потолка свалился клад – куча серебра. А следом и сундук упал – тот самый, который хозяева на чердаке видели. Так они и сами разбогатели, и блазню навеки выжили.

Здесь у нас вольная интерпретация мотива о кладе, который навязчиво даётся в руки новым жильцам (вольная в том плане, что авторы приплели какую-то блазню, хотя в русском фольклоре само спрятанное сокровище зачастую выступает в качестве действующего персонажа, если угодно – сверхъестественного существа).

Вот, примера ради, быличка, записанная советским учёным в области фольклористики Валерием Петровичем Зиновьевым от Ирины Степановны Рязанцевой 1892 года рождения в селе Крупянка Нерчинского района Читинской области в 1966 году:

Раз тоже кладь положили. Сделали маленький ящичек и где-то под матку в доме затолкнули… Вот, теперь, эта старуха умерла, сын вырос, женился.

И как уедет сын, молодуха останется, спит спокойно – вдруг орёт кто-то:

– Отойди – упаду! Отойди – упаду!

Она спичку чиркнула, подошла: весится гробик. Когда муж приехал, она рассказала:

– Вот так и так, третью уж ночь гроб выпадает.

Страшно им стало – перекочевали в другую избу. Тут соседи собрались, с уружьями ночи караулили, но ничего не вышло. Как-то осенью зашёл к ним мужчина:

– Пустите переночевать – весь перемок.

Они и говорят:

– Вон, иди, у нас изба на острове, там и ночуешь. А у нас тут рябятишек полно. А там ложись на печку.

…Он на печку лёг. Вот подошла полночь. Кто-то и заревел:

– Отойди – упаду!

А он не сробел, да и говорит:

– Падай!

Вот вдругорядь взревел:

– Отойди – упаду!

Он говорит:

– Падай!

Ну, упало – это гробик. Он утра дождался. Посмотрел: ага, самородки золота! Он это золото забрал, гробик с двумя-тремя самородочками принёс хозяину.

– Вот какая чуда-то была. Это была кладь положена на вас, а вы боялись. Вот – получи. Если желашь – меня уважь, а не желашь – я и так уйду.
Ну, он ему ещё одну самородку дал. Этот поблагодарил и ушёл. Полный карман самородков унёс.

Вот такая кладь была.

Похоже, не правда ли?

А вот что пишет в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» о кладах специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская:

Клад – спрятанное в земле или в стене дома богатство. Бывают «чистые», то есть незаклятые клады, которые может забрать любой человек без вреда для себя. Но большинство кладов «нечистые», заклятые, охраняемые нечистой силой и доступные тому, кто знает специальные магические способы их нахождения и получения.

Пряча богатство, его владелец «кладёт зарок», то есть произносит заклинание, где определяет условия, при которых можно овладеть кладом, например выдержать семидневный пост, принести жертву и другие. Клад бывает положен «на чью-либо голову» (например, на гусиную, собачью, бычью). Это означает, что забрать клад может только тот, кто убьёт это животное на месте нахождения клада. Сокровище может быть заклято на голову отца или матери того, кто попытается взять клад; на 40 человеческих голов, и тогда должны умереть 40 человек, попытавшихся овладеть кладом, и только сорок первый сможет его забрать.

Согласно поверьям, существуют особые демоны, охраняющие клад: у русских – кладенец, копша, кладовые бесы, которых на Ивана Купалу выбирают бесы из своей среды, у белорусов – кладник, демон, одетый в сапоги с золотыми подковами, золотой пояс и шапку, питающийся только хлебом, подобранным на улице, у украинцев и поляков – скарбник, у болгар – стопан (хозяин). Часто клады стерегут черти, проклятые люди, у западных славян – карлики, у болгар и лужичан – змей. Хранителями кладов бывают легендарные разбойники, атаманы и короли.

Места, в которых спрятаны клады, – лес, поле, пещеры, горы, подземелья старых замков. Клады часто зарывали под камнем, корнями дерева. Клад может быть сокрыт во дворе и даже в пределах дома, например, в стене, в погребе, под печкой. Согласно верованиям, закопанные в земле клады поднимаются на поверхность, открываются или светятся из-под земли, тогда их можно увидеть и забрать. Такое бывает накануне Ивана Купалы, в Вербное воскресенье, в полночь перед большими праздниками: перед Рождеством, Новым годом, Благовещением, Юрьевым днем, Пасхой.

Местонахождение клада можно определить по некоторым признакам: когда сокровища поднимаются на поверхность земли, на этом месте виден огонь, отблески света, бледные огоньки. Клад может показаться в виде старика, красивой девушки, любого животного, белой птички, а также предмета, например клубка.

Для овладения кладом необходимо знать условия, на которых он зарыт. Для этого нужно подслушать произносимое при сокрытии клада заклятие. В этот момент можно изменить условие заговора, самому произнеся другое, более лёгкое, так как действенным является последнее заклятие. К примеру, бродяга, подслушав владельца клада, заклинавшего его «на три головы молодецкие», изменил заклинание, сказав «на три кола осиновых», и, когда владелец ушёл, срубил три осиновых кола и забрал клад.

Тот, кто пытается забрать клад, не зная магических приёмов, подвергает себя и своих близких опасности: тяжёлой болезни и даже смерти. Демоны, стерегущие клад, пугают, отгоняют и убивают неосведомлённого человека. Клад «не даётся» ему, а лишь глубже уходит в землю или из золота превращается в черепки. Если клад показывается в виде животного, птицы или предмета, нужно ударить по нему наотмашь и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься!» или бросить на него что-либо из одежды.

По чешским поверьям, тот, кто увидит бледный огонёк на месте нахождения клада, должен положить в него чётки, белую тряпку или кусок хлеба, тогда клад выйдет на поверхность. Болгары полагают, что место, где находится клад, нужно посыпать пеплом от бадняка. На следующий день на пепле будут видны следы, по которым определяют, какую жертву нужно принести кладу. Если видны следы животного или птицы – закалывают ягнёнка, барана или петуха, если следы человека – считается, что демон – «хозяин» клада ждёт человеческой жертвы. Прежде чем раскапывать клад, это место нужно «зааминить», а во время добывания клада нужно сохранять молчание, что бы ни грезилось. Универсальным средством для поиска и овладения кладом считается цветок папоротника и плакун-трава. Папоротник показывает то место, где зарыт клад, а плакун-трава прогоняет стерегущую его нечистую силу.

Несмотря на принятые меры предосторожности, человек, нашедший клад, часто бывает несчастлив, тяжёло болеет и преждевременно умирает или сходит с ума, потому что эти деньги несчастливы и закляты чёртом. Восточные славяне и болгары верили, что часто проклятие падает на семью кладоискателя и его потомков.

Столько информации – и ни слова о блазне.

Однако вернёмся к «Русским легендам и преданиям».

О блазне Грушко-Медведев сообщают следующее:

Слово «блазня» происходит от глагола «блазниться», то есть видеться, чудиться. Это наваждение, призрак. Блазня может явиться человеку где угодно: в лесу, дома, в поле. Конечно, виновны тут нечистые духи: они морочат доброму человеку голову, отводят глаза, вынуждая видеть то, чего на самом деле и нет.

Человек и понимает умом, что быть такого не может, что блазнится ему, но всё же не может отогнать от себя навязчивый образ.

Как правило, своего лица у блазни нет. Подобно всякому потустороннему существу, она может принимать образ хозяев дома, животного, любого другого человека или предмета, однако очертания её всегда зыбкие, неопределённые, быстро исчезающие. Бесшумно явится она – бесшумно и пропадёт. «Поблазнилось», «поблазнило», – говорят люди, давая понять: привиделось и перестало.

Блазню может наколдовать злой колдун. Если в доме вдруг начинают шнырять туда-сюда предметы, у хозяев всё из рук валится да ещё вещи начинают драться – это точно наведённая блазня!

Блазни поселяются обыкновенно там, где домочадцы между собой часто ссорятся. После того, как муж с женой покричат, побранятся да ещё и детей сгоряча побьют, блазня на радостях начинает перекидывать вещи, бить посуду, со стола всё скидывает. Конечно, большого вреда от блазней нет, кроме перепуга, беспокойства и домашнего беспорядка, а всё же лучше их вывести с помощью знахаря.

На мой взгляд, в этой статье логика – и та нарушена: в начале нам говорят о том, что блазня – это явление, действие, произведённое нечистыми с целью заморочить простых смертных, далее блазня вдруг становится самостоятельным существом.

Я озадачил поисковик, и все выданные сайты, «очень сильно» разбирающиеся в наследии предков, копируют вышеприведённый текст, только некоторые ещё переделывают слово «блазня» в «блазень» для пущей солидности.

Глагол же «блазнить» действительно существует: так говорят о лешем, а ещё он, например, дважды встречается в сказе «Горный мастер» Павла Петровича Бажова. «В уме ли ты, Катерина? Эдакое и говорить грех! Давно умер человек, а она его ждёт! Гляди, ещё блазнить станет», – говорят героине родственники. «Верно, что блазнить мне стало», – признаёт она ближе к финалу.

В одном из словарей нашёл слово «блазн» или «блазнь» (но не «блазня»!). Это производные от всем известного слова «соблазн» (дескать, соблазняют силы дьявольские христиан чудесами нечестивыми, а им лишь в чудеса, от бога идущие, верить положено!) и служат синонимами слов «морока», «обаяние». И глагол «блазнить» (производимый от «блазн» или «блазнь», а не наоборот!) в первую очередь означает «соблазнять, искушать, смущать, совращать, наводить на грех», а «блазниться» – «вдаваться, впадать в соблазн, быть соблазняему». И уже потом, с явно перенесённым из церковной среды значением, «блазнить» – «чудиться, манить, видеться, мерещиться, казаться, сдаваться; морочить, обманывать».

Я долго искал источники, которые бы упоминали блазню (или блазеня), кроме «Русских легенд и преданий» и... всё же нащёл.

Один.

Это «Энциклопедия русских суеверий», принадлежит перу кандидата филологических наук Марины Никитичны Власовой. В библиографии «Русских легенд и преданий» значится «Новая абевега русских суеверий» М. Н. Власовой, так что, полагаю, дело о том, откуда у блазни «ноги растут», можно считать раскрытым.

Что же говорится о блазне в обнаруженном мной источнике («Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой)?

А говорится там следующее (правда, именно такая форма как «блазня» не называется):

Блазень, блазна, блазник, блазнь – привидение, призрак; галлюцинация.

«А как тут калики испугалися. А как думали бежит, да всё ведь блазник жа» [былина] (бассейн Белого мора); «Да блазнь это, очнись» (Свердловская губерния, область); «Блазнь нашла его в бане» (Средний Урал).

Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» – чудиться, мерещиться) – видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «Блазнит» – когда нечто (часто невидимое) передвигается, издаёт звуки («стукочет», «пугает», «мерещится» и т. п.): «Блазнит, ровно кто ходит в пустом доме у нас» (Волог.); «Таперича долго блазнить да мерещить станет после такого гама и сутолоки» (Перм.); «Умерший сын являлся отцу своему – блазнилось отцу-то» (Волог.); «Преимущественно блазнит и судится народу с Николина дня до Крещенья» (Архангельская губерния, область); «Поговаривают о холерном доме, стоящем на торговой площади и временно занятом отделением богадельни, будто бы в нём чудится или, яснее, блазнит, но такова уж участь всех старинных зданий» (Пермская губерния, область); «Тут, вишь, блазнит по ночам, нечисто. Сижу я без огня, вдруг что-то мне поблазнило. Никак вошёл кто? Нет, это блазнит»; «Ему всё мертвецы блазнятся»; «Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся» <Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа>.

Что мне хочется отметить? Вся вот эта вот блазня и блазники явно являются производными от глагола «блазнить» (Власова сама об этом пишет), из десяти приведённых примеров существительное фиксируется в трёх, а в семи – глагол. Скорее это, всё же, просто этакое словечко, нежели обозначение нечистой силы (в приведённом тексте, опять же, большее внимание уделяется глаголу, нежели существительному).

К тому же, упоминания в каком-либо ином источнике я не обнаружил, хотя искал весьма усердно.

Может быть, Марина Никитична просто решила считать блазня-блазню обозначением какой-то отдельной нечистой силы, в то время как это всего лишь производное от глагола, имеющего смысл «померещилось»? Считаю, что это так, но конечно, могу и ошибаться.

Поиск

Журнал Родноверие