Вчера я, разбирая псевдофольклорного персонажа вазилу, привёл следующую историю из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева («Добрый и злой»):

Как-то раз один злой дворовый дух вазила позавидовал своему соседу, доброму: у того и коровы сыты, и у лошади шерсть лоснится. А добрый вазила был своему хозяину сильно предан и за хозяйским добром смотрел в оба глаза, даже сам воду в конюшню по ночам возил.

Тогда злой вазила провертел дыру в чане.

Привёз добряк чан на реку к проруби – в полночь, как водится, – лил, лил в него воду, всё ждал, когда она сравняется с краями, да так и не дождался: настал рассвет, ударил мороз – и вазила наш примёрз к чану сосулькой.

Но была та сосулька не простая, а напоминала маленького сгорбленного человечка в шерсти и с лошадиными ногами.

И лишь когда грянула оттепель и сосулька растаяла, смог, наконец, добрый вазила высвободиться из ледяного плена.

И уж тогда-то злому вазиле не поздоровилось!

А вот в книге «Энциклопедия русских суеверий» Марины Никитичны Власовой есть такие строки:

Забота домового-дворового о любимой скотине простирается так далеко, что он может отправиться воровать для «своих» животных сено (если сена не хватает). Нередко это сопровождается драками с соседскими домовыми (Вологодская губерния, область). В рассказе из Вятской губернии домовой всю ночь не может напоить лошадей из-за проверченной в бочке-водовозке дырки. Утром его, маленького человечка, находят повисшим на губе лошади и замерзшим досмерти. Повествование «о домовом и продырявленной бочке» (в разных версиях и вариантах – бочку дырявят из озорства, из зависти, чтоб помешать домовому; домовой мстит; погибает) кочевало по всей Сибири <Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири: XVII – первая половина XIX в. Новосибирск, 1975> и, по-видимому, по всему центру и северо-западу России.

Это что же получается, авторы-составители позаимствовали фольклорный сюжет и... переписали его, заменив домового на вазилу?

Получается так. (В библиографии «Русских легенд и преданий», кстати, упоминается «Новая абевега русских суеверий» Власовой, что тождественно её «Энциклопедии русских суеверий».)

Вот такое вот мифотворчество на тему низшей славянской мифологии. Дело, не побоюсь громких слов, низкое и неблагородное!

А вот, к примеру, шведская открытка XIX века работы Йенни Нюстрём. На ней нарисован милый старичок, явно заботящийся о лошадке. Почему бы не использовать её в качестве доказательства существования белорусского вазилы? Ну и что, что шведская, а изображён на ней скандинавский гном ниссе? Домового же «переделали» в Вазилу – вот и ниссе давайте, деяние получится равнозначным.

Впрочем, поисковик и сам выдал мне нижеприведённую картинку с ниссе по запросу «Вазила», так что не верьте сомнительным сайтам и литературе.

Поиск

Журнал Родноверие