Заявленная в названии тема, конечно, обширная, но технические ограничения «Паблико», к сожалению, разгуляться мне не дадут.

А потому процитирую лишь один источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь» (данный труд написан коллективом авторов, но нижеприведённые строки принадлежат перу фольклориста и этнолога Людмилы Николаевны Виноградовой):

Ведьма – в восточнославянских поверьях женщина, обладающая вредоносными демоническими свойствами; относится к категории «знающих» людей (ср. названия ведьмы, образованные от слов «знать», «ведать»: ведьма, ведунья, знахарка). В образе ведьмы находят отражение как древнеславянские архаические верования, так и книжно-христианские представления, восходящие к европейским средневековым учениям о ведовстве.

Обычная женщина могла, как считалось, приобрести сверхъестественные способности либо по наследству от матери-ведьмы, либо в результате союза со злым духом, чёртом, который вселялся в неё, вступал с ней в любовную связь, заключал какую-то сделку. Ведовские способности могла передать женщине умирающая ведьма, которая старалась перед смертью избавиться от сидящего в ней «не своего духа». Совмещение в В. человеческого и демонического начала понималось в народных верованиях как вид двоедушия: согласно мотивам быличек, пока ведьма спит, её душа в виде животного или насекомого выходит из тела, чтобы вредить людям.

Обычно ведьма представлялась старой и безобразной женщиной, с седыми растрёпанными волосами, крючковатым носом, горбатой или хромой; её отличительной особенностью является дикий или хмурый взгляд, покрасневшие и бегающие глаза; она не смотрит в глаза собеседника: в её зрачках можно видеть перевёрнутое вверх ногами отражение человека. Характерными чертами внешности ведьмы считались небольшие (скрытые в волосах) рожки и хвост.

Ведьме приписывались такие вредоносные свойства, как: способность портить скот и отнимать у коров молоко; насылать порчу, в результате которой люди болеют, новорожденные по ночам плачут, свадьбы расстраиваются, супруги ссорятся и т. п. Ведьма может сделать так, что жир с чужих свиней «переходит» к её свиньям; куры в соседнем дворе перестают нестись, а у ведьмы начинают нестись лучше; пряжа с чужих веретён «уходит» на веретено ведьмы. Делая заломы и пережины в чужом поле, ведьма отбирает урожай в свою пользу. На Украине и в Карпатах верили, что ведьмы могут вызвать непогоду и засуху, наслать град, бурю, наводнение, пожар, похитить небесные светила.

Особенно опасными становились ведьмы в большие годовые праздники (в Юрьев день, на Ивана Купалу, на Рождество), а также в периоды полнолуния или новолуния, в грозовые ночи. Нападая в такие дни на людей и домашний скот, ведьма оборачивалась жабой, котом, собакой, свиньёй и другим животным; могла превратиться в колесо, решето, стог сена либо стать невидимой. Особого рода обычаи были направлены на то, чтобы в это время подкараулить, выследить и разоблачить ведьмарствующих женщин.

Мотив распознавания ведьм представлен в многочисленных быличках о том, как в ночь накануне Ивана Купалы хозяева караулили ведьму в своём хлеву и, завидев кота или лягушку, отсекали животному лапу, а на следующий день в пораненной женщине-соседке узнавали ведьму Считалось также, что ведьму можно заставить прийти к купальскому костру; для этого на огне кипятили цедилку (полотно, через которое процеживали молоко) с воткнутыми в неё иголками либо лили в костёр или на раскалённый серп молоко той коровы, которую «испортила» ведьма; люди верили, что от этого у неё горело всё нутро и она вынуждена была приблизиться к костру, чтобы прекратить свои мучения. Опознать ведьму можно было и во время церковной службы (особенно пасхальной и рождественской): подозреваемая в ведьмарстве женщина должна была стоять спиной к алтарю, или держала на голове подойник, или старалась дотронуться до иконы, рясы священника, хоругви, или не принимала участия в крестном ходе вокруг церкви.

Еще один широко распространённый мотив, характерный для рассказов о ведьме, – это её полеты на шабаш: в ночь перед днём Ивана Купалы она мажется колдовским зельем, вылетает через дымоход со словами: «Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю» и летит верхом на метле (хлебной лопате, кочерге, вилах, в ступе, в решете, на сороке или на животных) к месту общего сбора – на «ведьминскую» гору, «Лысую гору» либо на высокое дерево (дуб, сосну, тополь, берёзу). Там ведьмы веселятся, пируют, танцуют вместе с чертями, дерутся между собой и т. п.

Общими для славян являются представления о трудной смерти ведьмы, которая не может умереть до тех пор, пока не освободится от своей второй, демонической души, т. е. пока не передаст кому-нибудь из людей свою колдовскую силу.

Поиск

Журнал Родноверие