Несколько дней кряду я рассказывал о вилах – сверхъестественных существах родом из славянской мифологии (считается, что из южнославянской, однако вилы упоминаются и в русских церковных поучениях против язычества).

Как видно из моих предыдущих заметок, вилы к людям относятся в целом благосклонно: болезни лечат, дитятю приютить и выкормить могут, в отношения (вплоть до связывания себя узами брака) с мужчинами вступают, а в тех сказках, что мне удалось найти, так просто, извините, няшки: и неверность избранника-смертного их ранит, и пастушка, прикрывшего их от солнца, так награждают, что всей деревне достаётся (в хорошем смысле слова). Хотя могут и отомстить отдельно взятому человеку, особенно если происходят из переродившихся после смерти земных девушек (тема сия раскрыта, например, в известном балете «Жизель»).

Но есть среди племени вил особая порода – юды. Эти прелестницы всегда настроены к человеку отрицательно. Так же, как и обычные вилы, они живут в горах да у озёр, могут носиться вихрем по воздуху, но вот добра от них людскому роду-племени ждать не приходится.

Если юда застанет купающегося в природном водоёме человека, то она непременно опутает купальщика длинными своими волосами, поймает ими, как сетью. И будит мучить. Любимый способ расправы, приносящий юдам особое удовольствие, – как бы это так помягче... удаление глазных яблок.

Изначально слово юда служило эпитетом к слову вила и имело следующие значения: вертлявая, злобная, коварная, могучая, сварливая. Мы ведь помним, что вилы благосклонны к человечеству в целом, а отдельным его представителям могут и отомстить за обиду, проявив и злобу, и коварство, и сварливость, да? А вертлявость – вполне логичное свойство неустанных танцовщиц, рано как и могучесть – свойство сверхъестественного существа, наделённого волшебной силой и властью над стихией. Думаю, юда созвучно существительному юла и глаголу юлить неслучайно.

С распространением христианства произошёл любопытный казус. На слово юда наложилось имя библейского персонажа Иуды, носящее по вполне понятным причинам негативным оттенок, что и поспособствовало выделению юд в отдельную породу вил.

Список использованной литературы

Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып. 8
Ильинский Г. Юда (Страничка из славянской мифологии) // Сборникъ въ честь на проф. Л. Милетич за седемдесетгодишнината отъ рождението му

Поиск

Журнал Родноверие