«В осеннем лесу» – работа художника Владимира Юрьевича Жданова

Доброго времени суток, заглянувшие ко мне на огонёк!

Не буду ходить вокруг да около – сегодня мы проверяем на достоверность очередного персонажа из книги «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева.

Называется этот персонаж у Грушко-Медведева водила (уводна) и про него нашему вниманию авторами-составителями предлагается якобы легенда-предание (называется «Бык»):

Один парень пошёл на рыбалку и припозднился. Солнце село, и он собрался наконец домой. А люди говорили, что на том месте Водила живёт, который людей водит.
Стало быть, пошёл наш парень домой да и заблудился, хотя недалеко от дома был. Плутал, плутал… Вдруг к нему старичок подходит, седой весь, в рваной одежде, с бородой:
– Пойдём со мной. Я тебя выведу. – Потом говорит парню: – Одет ты как-то не по-нашему.
Да так заставил парня переодеться, что вся одежда задом наперёд оказалась.
А был это не кто иной, как сам Водила. И вот ходят они вдвоём, ходят. Парень проголодался и просит дать поесть. А Водила тем временем вывел его на дорогу, хотя парень её не видит, показывает на конский помёт и говорит:
– Бери, ешь румяные булочки.
Парень и напихал полные карманы. Так всю ночь и проблудили. А как заря стала заниматься, Водила говорит:
– Я к тебе каждый вечер приходить буду. Как услышишь, что бык мычит, знай – это я.
И когда этот парень очнулся, то увидел, что плутал совсем рядом с селом. Его нашли, привели домой. А он ничего не говорит, только плачет. А когда бык замычал, парень подбежал к матери и кричит:
– Держите, держите меня!
Бык ещё несколько раз приходил. Только после того, как парня знахари заговорили, перестал приходить.

Характеристику водиле-уводне Грушко-Медведев дают такую:

Водила – один из подручных лешего, тот самый, который уводит от дома и заставляет до бесконечности блуждать в лесу. Отчасти он похож на блуда, только держит человека в своих владениях куда больше. Случалось, люди путешествовали с ним по всей Руси, невидимые, а когда возвращались, рассказывали, что ходили с каким-то дедушкой, он кормил их румяными булочками. А в карманах у них находили сухой конский навоз.
Водила также умеет представиться знакомым человеком и, пользуясь доверчивостью путника, заводит его в болото или в горы, да так, что сам не выберешься. Иногда он невидим, но человек ничего не может поделать – подчиняется незримой воле и заходит далеко-далеко в лес, а когда начинает соображать, что же он делает, – уже поздно. Это что-то вроде помрачения, человек не может объяснить, что с ним произошло, почему сошёл со знакомой и тысячу раз исхоженной тропы. Происходит это потому, что человек оказался в лесу не в добрый час, или кто-то вслед ему сказал: «А понеси тебя леший!» – и лесной хозяин тут же выслал наперерез своего подручного водилу. Водила оказывается тут как тут и в том случае, если человек ступил на протоптанную лешим, блудом или самим водилой тропу.
Говорят, что избавиться от него можно, помолившись или крепко выругавшись, – вообще вся нечисть почему-то не выносит крепкого русского слова. Поможет, если переодеться в вывороченную одежду или застегнуться наперекосяк: водила примет за своего и отстанет. Молитвы родных тоже будут способствовать возвращению уведённого домой, особенно если при этом молящиеся будут переворачивать свечи вверх комлем. Ну, и колдуны должны знать всякие заговоры, которые помогут в этих случаях.

Наличие у лешего неких младших духов-помощников представляется мне идеей весьма сомнительной, отмечу отдельно.

Есть ли вообще такой дух в реальном фольклоре, или же это очередная фантазия?

Я нашёл упоминание водилы в «Энциклопедии русских суеверий» Марины Никитичны Власовой (издание куда более серьёзное, один из вариантов которого упомянут в библиографии «Русских легенд и преданий»). Только называется он не водила, а водило (другое однокоренное название – водка, что с одной стороны может показаться забавным, а с другой – двусмысленным, ибо под градусом и впрямь ноги невесть куда завести могут).

Цитирую «Энциклопедию русских суеверий»:

Водило, водка, уводна – нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать людей; леший.

«Ой, видно водка увёл: ищем корову, нет её» (Новгородская губерния, область).

«В лесу водит» означает, что в нём нечисто, живёт нечистый дух (или леший), который сбивает людей с дороги: «Не ходите туда, там водит» (Новгородская губерния, область); «Парня-то водило-водило – на третьи сутки нашли» (бассейн Онежского озера: Заонежье, Обонежье, Прионежье); «Этот лес нечистый, тама завсегда водит» (Томская губерния, область).

Водило, водка по своим характеристикам похож на блуда. Веря, что человек по большей части не сам теряет дорогу, но его «водит», заводит нечистая сила, крестьяне представляли её по-разному: и невидимой, и неопределённого облика, и в обличье животных, людей. «А ведь лес это самое нечистое место: тут всего есть, то есть всякой всячины набито. И поводит тебя иногда – и сам не знаешь, где ходишь, и притимится всякая тварь, да и подшутит иногда» (Олонецкий край).

В повествовании, записанном в окрестностях Дербента, леший «водит» урядника, заночевавшего в лесу, в «не совсем чистом месте»: «Только, так около полуночи просыпается, глядь: на нём лежит кто-то косматый, да такой тяжёлый, что под ним ни дышать, ни подвинуться нельзя… Стал урядник кричать и гнать его с себя, – не идёт! Так он с ним больше часу возится, наконец Господь надоумил его осениться крестным знамением. Только что он, значит, осенился, глядит: никого и нет! Лежит на нём одна только бурка… Вот он встал, надел на себя бурку и пошёл, – вдруг видит, что впереди его что-то чернеется, словно человек идёт, вот урядник и стал ему аукать! Урядник закричит – a-у! И тот ему отвечает: a-у! А сам всё не останавливается и идёт впереди урядника. Урядник за ним побежит, и он побежит. Урядник закричит: стой! И тот отвечает: стой! Да так он его целую ночь водил по лесу, и завёл, значит, в такую трущобу и дичь, что урядник совсем выбился из сил, – да опять Господь Бог его и надоумил осениться крестным знамением! Только что осенился, глядит никого нет, кругом болото и стоит он значит по пояс в воде».

В рассказе из Мурманской области мужика «уводит» белая важенка; «уводит» кошка (Новгородская губерния, область). «Увести» может нечистая сила в облике двух мальчиков, юношей, двенадцати мужиков, всадника, старушки, знакомых, родственников, попутчиков: «Тута баба была недалече заведена… Как подскочили два мальчика, как повели ее: „Пойдём, пойдём, вот сюда надо идти“. Вот привели её на камень большой. И сколько они её там держали – образумилась баба на камне и уже замерзает. А сами засмеялись и убежали» (Новгородская губерния, область). «Пьяный шёл с Клинов… И двое ребят ему встретилось – в гармонь играли, песни пели. И его под руки завели в лощину, в кусты. Разули до портянок. И в такое болото увели, что ему не вылезть было. Мы всей деревней спасали этого деда» (Новгородская губерния, область). В рассказе конца XIX в. из Вологодской губернии нечистые «водят» крестьянина под видом предводителя дворянства и жителя соседней деревни.

Чаще всего, по поверьям, «водят» (и людей, и скот) леший, чёрт.

Иногда водящая сила невидима и как бы подразумевается: «Я была сама заведена, две ночи в лесу ночевала. Потом – как будто повёл назад. Я всё Богу просилась, чтоб от меня отстал. Он, наверно, уж наводил меня, уж ему полно стало. И пустил… Тут, говорят, в какой день выйдешь, в какую часину!» (Новгородская губерния, область). Хотя рассказчица и полагает, что её «водил чёрт», он ей не показывается, остаётся невидимым. Такой невидимый «увод» исчерпывающе характеризует часто встречающаяся в подобных повествованиях безличная форма: «увело», «завело», «унесло» и т. п.

«Вождение» нечистой силой, особенно невидимой, неясного облика, – нечто вроде помрачения; человек не может объяснить, как попал в то или иное место, не может разорвать невидимые круги, внутри которых и которыми его «водит», не в состоянии найти дорогу. Причинами «увода» обычно считали сказанное вслед недоброе слово (особенно «веди, леший», «понеси, леший»), проклятье, уход из дома и появление в лесу без предварительной молитвы, без обращения к лесному хозяину, по «запретным» дням, а также шумное, беспокоящее (или привлекающее) лешего поведение в лесу.

«Вождению» приписывались и несчастные случаи (пропажа людей, скота), никак вроде бы не объяснимые. Их пытались истолковать тем, что человек вошёл в лес в «недобрый» час или минуту, попал на невидимый след, дорогу лешего, «сругался на худом следу» и т. п.

Избавиться от «уводящей нечистой силы» можно помолившись или, наоборот, выругавшись; переодевшись в вывернутую одежду, переобувшись. «Отводили» блуждающих и молитвы родных, специально отслуженные молебны (во время которых, по рассказам из Мурманской области, переворачивали вверх ногами свечи). «Отводили» заблудившихся и колдуны. Если всё это не помогало, человек оставался у нечистой силы, лешего.

Хотя представления о «вождении» человека нечистой силой общераспространенны, такие названия, как водило, водка, по имеющимся пока материалам, отмечены на севере и северо-западе, в лесных районах России.

Как видим, яркого образа у водилы нет – это либо нечистая сила, которая «водит», заставляет блуждать людей, либо попросту леший.

Помните, выше писал о том, что считаю младших по отношению к лешему духов, служащих ему помощниками, идеей сомнительной? Собственно, почему я так думаю... Профессиональными исследователями славянской старины отмечено такое явление: со временем от образа фольклорного персонажа могут «отпочковываться» отдельные его функции, действовать как самостоятельные персонажи и даже обзавестись собственным названием (см., например, «Русская мифология: Мир образов фольклора» Неонилы Артёмовны Криничной). Пример: широко известный домовой и менее известный дворовой (функции дворового пересекаются с функциями домового, дублируют их, а образ самого дворового распространён значительно меньше, а также он явно моложе).

Очевидно, то же самое и с водилой-водкой-уводной – это «отколовшаяся» от лешего функция «водить» людей по лесу.

Поиск

Журнал Родноверие