Сегодня мы привыкли к слову еретик в значении «последователь ереси», ну а ересь – понятие из области богословия, означающее

«сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению»


Иллюстрация Надежды Антиповой

Само слово ересь происходит от haeresis – латинского транслитерации древне-греческого αἵρεσις, имеющего значение «выбор» или даже, в широком смысле, «школа мысли».

А вот, кому интересно, определение ересей и еретиков из дореволюционного Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (кому неинтересно, просто промотайте):

Ересь, еретики. – На языке церковной догматики Е. означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской и вместе с тем – выделение из состава церкви нового общества. Е. нужно различать: 1) от раскола, который означает также обособление от состава церковного союза или общества верующих, но вследствие несогласия подчиняться данному иерархическому авторитету, по разногласию, действительному или мнимому, в учении обрядовом; 2) от непреднамеренных ошибок в догматическом учении, происшедших вследствие того, что тот или другой вопрос самой церковью не был, в данное время, предусмотрен и предрешён символически. Такие ошибочные мнения встречаются нередко притом у многих авторитетных учителей и даже отцов церкви (например, у Дионисия Великого, особенно у Оригена) в первые три века христианства, когда имела место большая свобода мнений в области богословия, а истины церковного учения не были ещё сформулированы в символах и подробных вероизложениях соборов вселенских и поместных. Источниками Е. обыкновенно были: 1) нежелание иудеев и язычников, а также последователей восточного дуализма, принявших христианство, окончательно расстаться со своим прежним религиозным и философским мировоззрением и усилия скомпилировать в одно целое старые доктрины с новыми христианскими. Смешение восточного дуализма с христианством произвело манихейство, ересь Вардесана, монтанизм, мессалиан и многие др. секты, в несколько изменившемся виде существовавшие даже в новой европейской истории (вальденсы, богомилы и др.). Из смешения с христианством древнего иудаизма возникли самые первые по времени секты, с которыми боролись ещё апостолы и отцы церкви II и III вв.; из стремления скомпилировать в одно целое наиболее отвлечённые доктрины христианства (учение о Боге-Слове) с учением о Логосе платоников и неоплатоников получили своё начало Е. рационалистические III и IV в. (монархиане, субординационисты и т. д.). 2) Стремление более сильных умов поставить христианское учение, данное как Богооткровенное, на один уровень с философским миросозерцанием античного мира, обосновать его на философских и диалектических методах последнего. Намерение у этих учителей было доброе, но по самой природе вещей неисполнимое, и привело к рационализму, каковым и была самая сильная Е. всех времён – арианство, с его отраслями. 3) Самобытное богословствование христианских учителей, на основании Св. Писания и чистых начал разума, лишённое узаконенных церковью руководительных начал – церковного предания и общего голоса вселенской церкви. Отсутствие этих начал, при самомнении и самоуверенности, влекло к нарушению нормального состава учения церкви. Кроме указанных трёх категорий учений – Е., расколов, непреднамеренных ошибок церковных учителей, – вне состава символического, общеобязательного для всех христиан учения церкви находятся ещё так называемые частные или личные мнения церковных учителей и отцов церкви о разных детальных вопросах христианского учения, которых церковь не авторизирует своим именем, но и не отрицает, предоставляя их благочестивой пытливости верующих (таковы, например, некоторые мнения Евсевия Кесарийского, Григория Нисского и др.). Этим учением о дозволенных частных мнениях православная церковь отличается от католической, которая во всём составе христианского богословия хочет видеть лишь догматы. На пространстве церковной истории, от начала церкви до наших дней, непрерывной вереницей тянется ряд бесчисленных Е., древних и новых; из повторения старых условий возникает повторение старых, лишь видоизменённых внецерковных учений о христианских догматах. Церковь борется с ними, опровергает их, побеждает, а еретиков, после безуспешных попыток обратить их к своему учению, предаёт отлучению. Греко-Римское государство, в интересах спокойствия, а также «оберегаючи матерь свою, св. церковь», подвергает их уголовному преследованию; ещё более фанатические западноевропейские средневековые католические государства предают их сожжению, иногда не желая различать настоящих еретиков от людей науки, не имеющей непосредственного отношения к церковным доктринам, но по теории средневекового католичества долженствующих состоять в зависимости от догматики; их примеру следует (Иосиф Волоцкий – ересь жидовствующих), хотя и не в такой степени и не без протеста лучших представителей самой церкви, древняя допетровская, а отчасти и послепетровская Русь. Значение ересей и расколов в истории состоит в том, что, свидетельствуя о наличности высших духовно-нравственных интересов в обществе в данный исторический период, они, с другой стороны, вызывали на усиленную интеллектуальную деятельность самую церковь, побуждая её к более подробному раскрытию и более точному формулированию своего учения, наконец – к систематизации его, каковая для церкви Восточной сделана была ещё в VIII в. Иоанном Дамаскиным. Полное, вполне научное изучение ересей, особенно древних, в настоящее время представляется ещё не вполне возможным; мы знаем их доктрины отчасти только по тем очеркам, какие находятся в ересеологических (описательных) сочинениях древних церковных писателей (ереси трёх первых веков), а ереси четвёртого и пятого веков – почти исключительно по их опровержениям отцами церкви того времени. Сочинения самих еретиков (древних) истреблялись церковью столь же ревностно, как истреблялись в века языческих гонений списки Св. Писания и сочинения самих отцов церкви. Лишь недавние находки (подлинный символ древних гностиков, сочинения еретика IV века Прискиллиана) дают основание предполагать, что дальнейшее изучение главных рукописных библиотек, как, например, афонская или ватиканская, откроет новые данные для более близкого знакомства с древними ересями.

Ну а на Руси еретиками и еретицами (еретниками, еретницами, ерестунами) называли колдунов и колдуний, мёртвых колдунов и колдуний, которым не лежится спокойно в могилах, и просто беспокойных покойников, наводящих ужас на живых.

Об этом я рассказывал в предыдущей заметке, ссылку прилагаю:

Кого называли еретиками и еретицами в контексте славянской мифологии? Заметки Моргора 20 февраля

Сегодня же предлагаю задуматься: собственно, почему такой «потусторонний контингент» нарекли таким богословским словом.

Ведь ни колдуны с ведьмами, ни восставшие мертвецы, что не прочь подкрепиться кровью и плотью пока ещё живых, ну никак не претендуют на свои «школы мысли» в рамках официально господствующей религии.

Может быть, простой народ подхватил словечко из церковного лексикона, не совсем понимая его смысл?

Может быть.

Слово еретик могло иметь у русского народа значение «вероотступник», «отщепенец».

Свидетельствует этнограф Пётр Саввич Ефименко (источник: «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» 1877 года, цитата приводится по «Энциклопедии русских суеверий» М. Н. Власовой):

Еретиком слывёт в настоящее время у нас тот, кто совершенно не верует в Бога и отвергает его законы, или кто ещё не раскольник. Такое понятие распространено и поддерживается в народе раскольниками и раскольницами.

Или же колдуны «сроднились» с еретиками по принципу созвучия?

Известны глагол ереститься, означающий «сердиться, злиться», прилагательное ерестливый – «сердитый, злой», и – самое главное! – существительное ересно – «волшебство, колдовство» (ещё один глагол еретничать – «колдовать» – производное от него).

Вот как говорили в Архангельской губернии:

Ране ересно напущали на скота да, на свадьбах да, худые люди всякие.

А ещё в судебных делах XVII – XVII вв. заговоры именуются «еретическими речами».

Представляется мне, богословское понятие еретик в народном представлении слилось с существительным ересно («волшебство, колдовство») и производными от него, отсюда и появилось такое любопытное обозначения персонажа низшей славянской мифологии.

Тогда ерестун, еретник, еретик дословно и получается «колдун» (еретица, еретница – соответственно, «колдунья»).

Список использованной литературы

  • Власова М. Н.. Энциклопедия русских суеверий
  • Фаррер М. Р. В. Ересь // Теологический энциклопедический словарь
  • Душа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Simon M. From Greek Hairesis to Christian Heresy

Поиск

Журнал Родноверие