В славянской мифологии имеется изрядное количество персонажей, которые представляют собой олицетворение стихий, природных и погодных явлений, болезней, судьбы и так далее и тому подобное...


Изображение взято с просторов Сети

Так и хочется процитировать главу русской мифологической школы Фёдора Ивановича Буслаева:

Язычники породнили душу со стихиями.

Сегодня я познакомлю Вас, уважаемые читатели и читательницы, с таким вот, совершенно языческим олицетворением сугубо христианского, церковного понятия.

Иначе говоря, христианское понятие совершенно по-язычески преломилось сквозь призму народного восприятия и сделалось фольклорным персонажем, представителем низшей мифологии... нечистой силы, в конце концов!

Знакомьтесь – ефимон.

Записано в 1982 году в Онежском районе:

Нас тоже пугали. Как катаемся на санках, бывало, скажут: «Сегодня ладно, катайтесь. Завтра пост придёт, уже не будете кататься, Ефимон будет ходить».

Там же, тогда же говорили так:

Ефимон, поди вон, в Шижму, в Сороку, в Сухой наволок, в Суму на городок.

А вот запись от 1839 года:

На Страстной неделе в среду после вечерни, по случаю прекращения ефимонов, собираются ребята на церковной паперти и, бросая кверху шапки, кричат нараспев: «Кыш, ефимон, из трапезы пошёл!»

Так что же это за ефимон...

Вообще ефимон – это вечерняя служба в Великий пост. Слово происходит от древнееврейского мемифон («с нами бог»).

То есть, вечерняя церковная служба каким-то образом в народном сознании трансформировалось в чудовище, которым пугали детей (в вышеприведённой записи 1839 года функция устрашения ещё не прослеживается, там это просто персонифицированный образ соответствующей части христианского культа).

Когда я впервые узнал об этом персонаже, внутреннего долбослава ещё не изжил, и подумал: мол-де, наличие в фольклоре чудовища ефимона указывает на то, что аврамическая религия чужда славянскому человеку на каким-то генетическом уровне.

Нет...

Просто Великий пост наступает вслед за весёлой и разгульной масленицей, знаменует конец празднеств, веселья и обилия лакомств, представляет собой время мрачное и скучное – вот и возникла такая персонификация.

Но, как ни крути, само её возникновение свидетельствует о том, что языческое мышление так и не было изжито христианством.

Список использованной литературы

  • Зеленин Д. К. Описание рукописей учёного архива Русского географического общества
  • Черепанова О. А. Кем «полохали» детей на Руси

Поиск

Журнал Родноверие