Если вкратце, ёвник – персонаж белорусской мифологии, во многом типичный дух-хранитель локуса.
Иллюстрация Михаила Чернодедова
Какой локус у ёвника?
Ёвня. Хозяйственная постройка на усадебном дворе, где сушили снопы перед молотьбой. Говоря по-русски – овин.
На этом основании ёвник в некоторых трактовках отождествляется с овинником до степени замещения. Я считаю это некорректным. Хотя бы потому, что овинник обладает характером очень сложным и по отношению к человеку достаточно враждебен, а ёвник считается духом добрым.
Ёвник у белорусов – символ порядка, практичности, рациональности, трудолюбия, хозяйственности.
Его основное занятие – поддержание огня в сушильноё печи ёвни, чтобы собранные снопы хорошо просохли, а зерно хорошо обмолачивалось и хранилось зимой.
Основная черта характера – трудолюбие.
В целом, ёвник скрытен, от людей прячется (в углу, около печи). Утверждается, что увидеть его и вовсе невозможно, несмотря на это, ёвника описывают как чёрное существо с горящими, как угли, глазами.
Иногда ёвник подходит к окну ёвни выкашлять пыль и сажу, реже переступает порог, осматривая склады снопов, направляя или отклоняя ветер, без которого веяние зерна невозможно, созерцая молотьбу и работающих людей.
Когда в ёвню заходят люди, ёвник стремительно прячется и следит за посетителями: явившихся на его территорию с недобрыми намерениями – накажет. Также накажет уснувшего в ёвне: потревожит его сон, нагонит дыму, удушит чадом, а то и сожжёт.
Если хозяева-люди прогневили ёвника, он не пожалеет собственного локуса – спалит и снопы, и ёвню.
Сам ёвник огня не боится, в нём не горит – вред ему способно причинить лишь пламя от молнии. От громового удара ёвник умирает: если молния ударила в ёвню, от ёвника не останется ни пылинки.
Если такое случилось, если отстроили новую ёвню на месте старой, сгоревшей от грозы, другой ёвник там не заведётся.
Список использованной литературы
- Никифоровский Н. Я. Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе
- Зямная дарога ў вырай: Беларускія народныя прыкметы і павер’і / Укладанне, прадмова, пераклад і паказальнік У.Васілевіча
- Пережитки древняго міросозерцанія у бѣлорусовъ. Этнографическій очеркъ А. Е. Богдановича
- Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак / рэд. Г. П. Пашкоў