У Александра Николаевича Афанасьева (был такой собиратель фольклора и исследователь духовной культуры славянских народов в XIX веке) в его труде «Поэтические воззрения славян на природу» (полное название «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов») есть такие строки:

В Белоруссии для тех оборотней, которые являются в виде жаб, лягушек и кошек, употребительны на­звания: жабалака и кошкалачень, названия, образовавшиеся наподобие слова вовкулак и буквально означающие: жабью (лягушечью) и кошачью длаку.


Иллюстрация Артура Басака

Можно ли выделять на их основании отдельные названия для отдельных видов оборотней?

Некоторые обыватели, падкие на редкие и необычные слова, как сороки на блестящие штуковины, с величайшей готовностью взяли жабалаку и кошкалаченя на вооружение в свой лексикон.

Да и дальнейшая апелляция Александра Николаевича к царевне-лягушке для не очень искушённого интересующегося выглядит ссылкой на фундаментальный, не вызывающий сомнений фольклорный пласт, весомым доказательством.

Но...

Что-то я, кроме как в «Поэтических воззрениях славян на природу», нигде о жабалаках и кошколаченях не читывал (а читывал, я поверьте, немало, и последовательно читываю что-то новое систематически).

Это раз.

Два. Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» активно использовал работу белорусского писателя Павла Михайловича Шпилевского «Белорусские народные предания».

Знающего человека это сразу насторожит, ну а я приведу характеристику Шпилевского (писавшего под псевдонимом Древлянский), данную языковедом Александром Афанасьевичем Потебней:

[Древлянский-Шпилевский] смешивает свои и чужие фантазии с народными поверьями, выдаёт какие-то варварские вирши за народные песни и потому авторитетом… быть не может.

Сами «Белорусские народные предания» Александр Афанасьевич назвал «мутным источником» (пусть даже в них и может быть «доля истины»).

Три. Что-то я не встречал каких-нибудь медвелаков и медвелаченей, к примеру (а медведи-оборотни, на мой взгляд, встречаются в фольклоре куда чаще оборотней-жаб и оборотней-кошек), отсюда у меня возникает сомнение в механизме образования таких названий для отдельных видов оборотней.

Поиск

Журнал Родноверие