Жаворонок – небольшая птичка длиной от десяти до двадцати пяти сантиметров и массой от пятнадцати до восьмидесяти граммов. Анатомические различия между самцами и самками выражены слабо.

Пение жаворонка отличается звонкостью и мелодичностью, а токовый полёт у этих пернатых высокий и характерный (токование – особое поведение птиц в начале брачного периода, способствующее привлечению самки или самца и приведению их в состояние готовности к спариванию).

Конечно, жаворонок ассоциируется с весной, служит её символом. Ещё в моём детстве, пришедшемся на девяностые, дома пекли обрядовое печение в виде жаворонков, жаворонками же называемое.

Впервые образ жаворонка в славянской мифологии мне показали, конечно же, «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.

С чего началось мое увлечение славянской мифологией

Авторы-составители по своему обыкновению сочинили соответствующую легенду, известную якобы с языческих времён и названную «Откуда взялись жаворонки».

Цитирую:

Рассказывают, что, когда Дый сотворил землю, он хотел созвать всех небесных богов, чтобы те полюбовались на дело его рук. Звал, звал их Дый снизу, даже устал, а они всё не слышат. Тогда поднял он камушек и бросил его так высоко, что добросил до самого неба. И в вышине камушек вдруг обратился маленькой серой птичкой, которая звонко запела – и привлекла внимание богов. Глянули они на землю – и восхитились делом рук Дыя. Начали так громко кричать от восторга, что птичка камнем рухнула с высоты – если бы не крылышки, разбилась бы вдребезги!С тех пор жаворонок то парит высоко-высоко, то резко опускается с пронзительным криком. Но там, в небесных незримых высях, он поёт так сладко, что даже боги не могут остаться равнодушными к этому пению. А о людях и говорить нечего!

«Славянского» (кавычки здесь не просто так!) бога Дыя я уже разобрал в отдельной заметке. Божества с таким именем у славян в действительности не было, повторяться не буду, интересующимся оставляю ссылку:

Дый – что за бог? Заметки Моргора 7 июня 2023

Ну а о птице жаворонке Грушко-Медведев сообщают следующее:

Жаворонок одна из самых любимых народом птиц.По народным поверьям, на зиму жаворонок превращается в мышь, а летом принимает прежний облик.Зиму он проводит в мышиной норе, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. В середине зимы переворачивается на другой бок и спит до весны.А ещё говорят, будто он зимой находится высоко-высоко в небе, пока не блеснёт первая молния и не раскроются небеса, куда в это время жаворонкам позволено бывает заглянуть.Прилёт жаворонков знаменует приход весны не зря славянские народы пекут в его честь булочки-жаворонки с изюминками вместо глаз. Делают это 9/22 марта. Эти печения дети должны вынести на улицу, подбросить вверх и крикнуть: Жаворонки, жаворонки, прилетите с собой весну принесите!Во многих местах с прилётом жаворонков начинали пахать и сеять.

Скупо, мало, неинформативно...

Да и «Русские легенды и предания» Грушко-Медведева – источник такой себе, сомнительный.

Боги, которых не было, или Книга, с которой у меня связаны тёплые воспоминания, – что с ней не так (часть первая)

А потому обращаюсь к куда более солидному изданию – «Славянская мифология: энциклопедический словарь».

Пишет специалист в области этнолингвистики Александр Викторович Гура:

Жаворонок одна из «чистых» птиц, сочетающая в своей символике небесное и хтоническое, божье и богоборческое начала; символ весны.

Согласно польской легенде, Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нём Божьей Матери, утешал её в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идёт на исповедь к самому Богу.

Вместе с тем жаворонок иногда посягает на Бога и идёт Его покорять (укр. корити). Отсюда украинские названия жаворонка: «набогастiй», «набогастiйко», «корибiг» и т. п. Преисполнившись непомерной гордости за то, что Бог позволил ему так высоко подниматься в небо, он летит вверх и похваляется: «Палячу на нёбу, на нёбу, схвачу Бога за борыду, борыду!», а потом камнем падает вниз со словами: «Меня Бог бил-бил-бил кием-кием-кием! И на землю кинул-кинул-кинул» (у русских). Жаворонок отваживается соперничать с самим Богом. Хватает соломинку и бросает вызов Богу: «Давай, Боже, биться кто кого одолеет?» (у поляков); «Полячу Бога киим бить, киим бить!» (у русских), «Ходи, Боже, биться!» (у белорусов, украинцев), «Пойду к Богу, пойду к Богу, убью Бога топором, топором, убью Бога!» (у хорватов). Затем роняет соломинку и падает вниз с криком: «Кий упал! Кий упал! Кий упал!» (у белорусов); «Упустил булаву, упустил булаву!» (у украинцев).

Два разных вида жаворонка обычный и хохлатый часто не различаются и воспринимаются как одна птица: чуб, по мнению поляков, вырастает у жаворонка на третьем году жизни или же, по мнению украинцев, зимой жаворонок имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает. Западные украинцы верят, что хохлатый жаворонок на зиму превращается в мышь, а летом принимает прежний облик.

Поверья о зимовье жаворонка демонстрируют двойственность его природы. Украинцы и поляки считают, что жаворонок зимует в мышиной норе, под мхом, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. По другим польским поверьям, жаворонок проводит зиму высоко-высоко в небе. Ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснёт первая молния и не раскроются небеса, куда жаворонку в это время позволено бывает заглянуть.

По распространённым приметам, жаворонок весной прилетает первым. Слишком ранний прилёт жаворонка предвещает позднюю весну. У западных славян считается, что на Сретение жаворонок непременно должен пискнуть, даже если он рискует в эту пору замёрзнуть, а 2.III св. Агнешка выпускает жаворонка из мешка или из-под камешка. У украинцев прилёт жаворонка приурочивается к дню Сорока мучеников (9/22.III) или к дню Алексея «Голосея» (17/30.III).

Образ жаворонка характерен для символов весенней обрядности. В России, на Украине и в Белоруссии в день Сорока мучеников и в другие праздники пекут птичек из теста, называемых жаворонками. «Жаворонков» оставляют в сарае, несут на скотный двор и подкидывают кверху, дают овцам, одного бросают в печь. Часто их раздают детям. На Украине верят, что в этом случае хорошо будет нестись домашняя птица. В России дети подбрасывают «жаворонков» вверх и кричат: «Жаваронычки, прилетите к нам, красну весну принесите нам, а мордовкам та лихорадку в бок»; «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам лето», «на тебе сани, а нам телегу». Во многих местах с прилётом жаворонка начинают пахоту и сев. Поэтому хорваты называют жаворонка пахарем и сеятелем. Своим пением жаворонок призывает к началу полевых работ: «Выезжай (пахать)!» (у поляков); «Сейте, орите, бороните!» (у русских); «Сей, паши, пошевеливайся!» (у хорватов) и т. п.

Поиск

Журнал Родноверие