Дажьбог (Даждьбог, Дажбог) – божество восточных славян. Имя Дажьбога встречается только в древнерусских текстах, однако, по мнению ряда исследователей, это же божество было известно и другим славянским народам под сходным именем.

Наиболее раннее упоминание Дажьбога в относится к «Повести временных лет» (ПВЛ).

При описании капища Владимира Святославовича – главного русского святилища в последние годы перед крещением Руси, сказано (980 год): «..и стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами..»

Таким образом, среди идолов шести важнейшим богам восточных славян, Дажьбог назван сразу после Перуна рядом с Хорсом – солнечным божеством, с которым, по мнению некоторых исследователей, Дажьбог имел особую связь, также будучи небесным богом. Отдельного упоминания Дажьбог удостаивается в Ипатьевской редакции ПВЛ при описании событий 1114 года. Летописец приводит фрагменты славянского перевода греческого сочинения «Хронография» Иоанна Малалы, отождествляя с Феостом (Гефестом, греческим богом кузнечного ремесла) Сварога, а с Гелиосом (греческим богом Солнца) – Дажьбога. Добавляя свои вставки в перевод греческой хроники, автор сообщает, что когда в Египте правил Феоста-Сварог, он, кроме прочего, ввёл моногамию и суровое наказание за её нарушение.

«..После него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Дажьбогом <…> Солнце царь, сын Сварогов, иначе Дажьбог, был могучим мужем». Желая, чтобы законы моногамии, введённые его отцом, соблюдались, Дажьбог наказал неких прелюбодеев, обезглавив мужчину и после пыток водя женщину «по земле египетской на позор», после чего «настало непорочное житье по всей египетской земле, и все восхваляли его»

В отличие от первенствующего в ПВЛ Перуна, Дажьбог также упомянут в «Слове о полку Игореве» (СПИ) в выражении «Дажьбожий внук», дважды, причём в первом случае встречается написание «Даждьбожа» (единственное в древнерусских текстах подобное написание), а во втором – «Дажьбожа». Кого именно подразумевают под этой фразой – по тексту прямо неясно, но целый ряд исследователей полагает, что речь идёт о русском народе; хотя современные исследования скорее склоняются к конкретизации эпитета, применяемого к тому или иному князю.

Встречается Дажьбог и в церковных текстах, представляющих собою поучения против язычества (ППЯ) в списках богов, которых почитают язычники (например, в «Слове Иоанна Златоуста»); никакой информации о функциях или иных свойствах этого бога там нет. Практически общепризнанно, что списки божеств в ППЯ испытали значительное влияние летописи, и есть даже мнения, что их имена скопированы из сообщения ПВЛ механически, в действительности давно не имея реального, «этнографического» подкрепления. Стоит отметить, что относительно небольшое число упоминаний Дажьбога и Стрибога в ППЯ по сравнению с другими богами ПВЛ сделано «на том основании, что в этих именах всуе упоминается слово “Бог”». В некоторых ППЯ, как например, «Слове некого христолюбца» упомянуты все божества из капища Владимира кроме Дажьбога и Стрибога, что подтверждает это предположение В.Й. Мансикки. Бесспорно, всего лишь копируя ПВЛ, упоминает Дажьбогаи одно из Житий Владимира Святого.

Наконец, Дажьбога упоминают поздние летописи (например, Густынская) и польские хроники, но в данном случае общепризнано, что они опирались на ПВЛ, а не на «этнографическую» реальность. Впрочем, этнографии Дажьбог немного известен в нескольких новгородских поговорках, например: «покучись Дажьбогу, управит понемногу» и т.д.

У южных славян известно народное сказание, где некий Дабог предстаёт «царём на земле» в противовес христианскому Богу на небе. Кроме того, у всех славянских народов известны личные имена, сходные с этим теонимом: Дажьбог у восточных славян, Dadzbog, Daczbog и т.д. у поляков, в то время как южнославянские происходят от имени демона Дабы, сопоставляемому с этим же образом: Daba, Dabic и т.д., мы можем предполагать происхождение этих имён от имени Дажьбога – известны другие примеры использования славянских теонимов в антропонимике. Топонимика славянского мира также знает немало различных географических объектов, иногда в точности совпадающих с именем бога (например, почитаемая гора Dajbog у сербов).

Без сомнения, при таком количестве упоминаний можно назвать Дажьбога как минимум претендентом на общеславянский статус (что, например, сделал Л. Нидерле, однако отождествив Дажьбога со Сварогом); бесспорно, что у восточных славян это был один из верховных богов. Таким образом, основной вопрос, который можно поставить – какие же функции выполнял Дажьбог?

Для большинства исследователей, к которым относится и Н.М. Гальковский: «солнце и Дажьбог – синонимы»; такое заключение делается на основании текста ПВЛ, прямо зовущего Дажьбога «Солнцем-царём» и отождествляющего его с Гелиосом. Предполагалось даже, что бог полабских славян Сварожич является Дажьбогом, хотя вопрос значения суффикса «-ич» в древности и на территории западных славян довольно сложен.

Обращаясь к этимологии теонима, большинство учёных видит его значение как «даждь-бог», то есть «подающий бог» (дословно «дай бог»). Другой вариант толкования имени дают такие крупные слависты как А.Н. Афанасьев, И.И. Срезневский, А.С. Фаминцын и др.: они отмечали, что первая часть слова «Дажьбог» может означать «день, свет», отмечая родство этого слова, например, с готским dags – «день». В данном случае интересна этимологическая параллель: восходя к праиндоевропейской традиции, мы обнаруживаем в роли отца и предка – небесного верховного бога с именем, реконструируемом как и.-е. * Diēuspǝtēr (изначально дословно, видимо, «сияющий питающий» как эпитеты-синонимы к «Небо-Отец»; отсюда инд. Дьяус-Пита, римск. Юпитер и Диспатер, греч. Зевс, герм. Тиу и т.д., ирл. Дагда, корень «бог» – лат. deus, греч. theos, санскр. deva, и корень «день» – фр. die, санскр. dina и т.д.). Без труда обнаруживая практически во всех индоевропейских мифологиях Европы вариации образа Dieus’а, наиболее ярко мы видим его сохранившимся у балтийских народов, наиболее близких славянам и генетически и исторически. Фольклор балтов знает сотни дайн – коротких народных песен – где Диевас или Дейвз предстаёт в роли отца многих детей, среди которых упоминается и Перкунас (ср. с Перуном). Солнце же (Сауле) в дайнах – практически всегда женского пола, иногда она выступает даже в роли невесты или жены Диеваса или Перкунаса. Нужно отметить также, что персонифицированное Солнце под своим именем также присутствует в СПИ, что представляет определённую проблему для отождествления Солнца и Дажьбога; не вполне ясно, почему восточнославянской мифологии при её относительной бедности присутствуют сразу два солярных бога – кроме Дажьбога это и Хорс. Во многом на основании балтийского мифа о противостоянии Перкунаса с Вельнясом (ср. с русским Велесом) Вяч.Вс. Иванов и В.Н. Топоров выстроили свою теорию основного мифа, прилагаемую и к славянам [Иванов, Топоров II]. Однако внимание этих и многих других учёных, использовавших сравнительный балтийский материал, не привлек возможный славянский аналог верховного бога балтов Диеваса, происходящего, наряду с Зевсом, Юпитером и др. от праиндоевропейского Dieus’а. Определённое этимологическое соответствие этому имени как раз и может дать Дажьбог. Есть также мнение, что оба значения – как «подающий бог», так и «бог дня, света» равнозначны.

Итак, образ Дажьбога, вероятно, общеславянский, восходит к глубокой древности, а его культ предстаёт одним из важнейших в Древней Руси. Его роль видят в даровании благ человеку, несомненна его связь с небесной стихией. Ряд исследователей указывают на солнечную природу Дажьбога, но допустимо и предположение о его роли как небесного отца – предка «дажьбожих внуков».

Поиск

Журнал Родноверие