В шестой раз наша община организовала празднование Крачана – зимнего солнцестояния в славянском духе «Нового леса»* для внука Дажьбога. И если мне не изменяет память, это второй Крачун, который мы организовали вместе с нашими единоверцами из муниципалитета Перунов крух города Нитра. Хотя я уже давно не большой любитель репортажей о праздниках, я решил сделать исключение для Крачуна в этом году. Причиной этого исключения является исключительность празднования возрождения Вселенной в этом году. Как будто прошлые годы не стоили упоминания, потому что каждый Крачун другой и особенный, но эти Крачунские праздники были просто немного более такими, более особенными.

Наша первая церемония Крачуна состоялась в 2006 году в Лупке. Однако со следующего года мы начали отмечать этот праздник в Еленце посреди Трибечских лесов. Этой многолетней традиции мы остаемся верны и по сей день. Еленецкие леса, полные дубов, деревьев, священных не только для наших славянских предков, были нашими хозяевами и в этом году. Церемония прошла в субботу, но подготовка к празднику началась уже в пятницу. Крачун — это, по сути, самый важный праздник Родноверы, поэтому работа действительно бесконечна. К счастью, у большинства родственников нет обеих левых рук, поэтому все приготовления к субботней церемонии могли пройти без суеты и лишнего стресса, который неоправданно запятнал бы святость Крачуна. Братья из круга Перуна взяли на себя приготовление святыни — церемониального места, и надо сказать, что труд их достоин похвалы и что пахотное угодье тоже угодило богам и предкам и не прогневало находящихся там духов леса. Никаких крупных несчастий во время Крачана не произошло, так что я верю, что это действительно было. Пока круг Перуна трудился на близлежащем холме, готовя поле, остальные из нас, оставшихся на даче, тоже не бездействовали. Ведь надо было все сделать. Рубите дрова, делайте факелы, делайте ритуальные маски и готовьте еду для пира. Готовили в основном женщины, но иногда и мужчины помогали им на кухне (точнее мешали?). Приготовили типичную рождественскую тушеную капусту с колбасой, а для тех, кто не любит мясо, наши повара приготовили тыквенный суп. Кроме того, на послеобрядовом застолье нас также угощали различными солеными и сладкими лакомствами, принесенными отдельными единоверцами и посвященными общему «шведскому столу». что это было на самом деле. Пока круг Перуна трудился на близлежащем холме, готовя поле, остальные из нас, оставшихся на даче, тоже не бездействовали. Ведь надо было все сделать. Рубите дрова, делайте факелы, делайте ритуальные маски и готовьте еду для пира. Готовили в основном женщины, но иногда и мужчины помогали им на кухне (точнее мешали?). Приготовили типичную рождественскую тушеную капусту с колбасой, а для тех, кто не любит мясо, наши повара приготовили тыквенный суп. Кроме того, на послеобрядовом застолье нас также угощали различными солеными и сладкими лакомствами, принесенными отдельными единоверцами и посвященными общему «шведскому столу». что это было на самом деле. Пока круг Перуна трудился на близлежащем холме, готовя поле, остальные из нас, оставшихся на даче, тоже не бездействовали. Ведь надо было все сделать. Рубите дрова, делайте факелы, делайте ритуальные маски и готовьте еду для пира. Готовили в основном женщины, но иногда и мужчины помогали им на кухне (точнее мешали?). Приготовили типичную рождественскую тушеную капусту с колбасой, а для тех, кто не любит мясо, наши повара приготовили тыквенный суп. Кроме того, на послеобрядовом застолье нас также угощали различными солеными и сладкими лакомствами, принесенными отдельными единоверцами и посвященными общему «шведскому столу». делать факелы, делать ритуальные маски и готовить еду для пира. Готовили в основном женщины, но иногда и мужчины помогали им на кухне (точнее мешали?). Приготовили типичную рождественскую тушеную капусту с колбасой, а для тех, кто не любит мясо, наши повара приготовили тыквенный суп. Кроме того, на послеобрядовом застолье нас также угощали различными солеными и сладкими лакомствами, принесенными отдельными единоверцами и посвященными общему «шведскому столу». делать факелы, делать ритуальные маски и готовить еду для пира. Готовили в основном женщины, но иногда и мужчины помогали им на кухне (точнее мешали?). Приготовили типичную рождественскую тушеную капусту с колбасой, а для тех, кто не любит мясо, наши повара приготовили тыквенный суп. Кроме того, на послеобрядовом застолье нас также угощали различными солеными и сладкими лакомствами, принесенными отдельными единоверцами и посвященными общему «шведскому столу».

Церемония началась в субботу вечером, а именно 17 декабря, незадолго до наступления темноты, с церемониального рисования священного так называемого новый огонь. Однако перед этим состоялась ритуальная битва между старым и новым годом, что в этом году было новшеством. Дисциплина этого боя заключалась в перетягивании каната. Отобранные участники церемонии были разделены на две группы. Участники одной из них надели на лица парадные маски с символами солнца и жизни, это была новогодняя «группа». Члены второй, т. е. «античной группы», получили маски, расписанные знаками луны, ночи и смерти. Всем ясно, что победителями стали «новогодние». Иначе и быть не могло, потому что все старое должно уступить место новому, а слабое (старое) должно погибнуть.За этим ритуальным боем последовал уже упоминавшийся рисунок нового чистого огня, который символизирует рождение солнечного ребенка, а также начало нового года, возрождение мира.

А потом были звуки барабанов, дудки и волынки, а также похвалы, проклятия и молитвы. Я намеренно не буду подробно комментировать их содержание, потому что церемония — это театр не светский, а сакральный, предназначенный только для взора участников церемонии. И хотя так может показаться на первый взгляд, присутствующие, стоящие в кругу, родственники не просто пассивные зрители театра в исполнении священников, а активные, хотя в основном молчаливые, исполнители. Их участие не менее важно, чем присутствие священника.

Я еще должен упомянуть кое-что из содержания церемонии .

Я упоминал в начале, что это Крачун был чем-то исключительным. Особенностью церемонии, несомненно, был акт получения духовного имени. Здравослав расширил советы нашего села Родноверец. Желаю ему таким же образом исполнить содержание своего имени. Желаю ему быть не только носителем, но и распространителем здорового духа и всего того, что содержит этот срок. Второй элемент, благодаря которому Крачун этого года можно назвать исключительным, – это Декларация круга Перуна. Главной его идеей было подчеркнуть связь коренного верующего с родной землей, родным краем. В своем заявлении круг Перуна призывает всех коренных верующих выражать свое уважение к родной матери-земле не только словами, но прежде всего делами. Этим актом должна быть покупка, владение и последующее управление участком собственной земли. Перунов круг считает что одной из главных причин нынешнего (нравственного и экологического) кризиса является утрата прямого контакта человека с почвой или природой как таковой. И что очень печально, земля, пропитанная кровью и кровью наших предков, все больше становится собственностью «иностранных инвесторов» и мы становимся «безземельными», которые вынуждены арендовать собственную землю. Вот примерно об этом Декларация или, вернее, вызов круга Перуна, к которому присоединяемся и мы, Дажьбоги внуки.

После церемонии мы потихоньку двинулись на дачу, где пили, ели, пели, словом, пировали, как и положено такому важному празднику. Ну, вот такими были Крачунские ходы 2011. Они не были безупречными (было несколько «огрехов в шаблоне»), но я все же вернулся в повседневную реальность с хорошим чувством, что я был частью чего-то правильного и особенного.

* понять новое дерево — старое дерево. Идеологическим и духовным источником Родноверия являются древнеславянские дохристианские традиции, но нельзя утверждать, что родноверский обряд и духовность тождественны старославянским. Мы не просто пытаемся подражать прошлому, мы живем настоящим и тем самым создаем новое будущее.

Поиск

Журнал Родноверие