Введение

Семейная вераэто поверье, уходящее своими корнями в архаическую эпоху (с акцентом на старославянскую эпоху). Мы, родные, пытаемся восстановить те осколки святости наших предков, которые сохранились для нас. Однако мы живем в диаметрально иное время, чем древние славяне, а потому форма и смысл отдельных элементов славянской архаической религии неизбежно должны быть адаптированы к современной эпохе. Одним из примеров являются так называемые обряды посвящения. Эти ритуалы носят гораздо более личный характер, чем обряды, совершаемые в честь божества, или другие обряды, имеющие общественное значение (сбор урожая, весенние праздники и т. д.). Ритуалы перехода ориентированы на конкретного человека или людей. Они сопровождают человека по жизни, и по сей день эти ритуалы являются частью жизненного пути человека, потому что облегчают ему или его близким переход (вхождение) в новый этап жизни. Однако с течением времени их форма менялась и продолжает меняться, что, конечно, также в значительной степени связано с изменением религии, социальной организации и связанных с ними интеллектуальных преобразований человека. Несмотря на эти изменения, современная эпоха не могла стереть все старые обычаи и была вынуждена впитывать, терпеть и приспосабливать определенную их часть к новым обстоятельствам и потребностям современного человека. Совершенно видимый контраст между архаикой и современностью обеспечивает обряд перехода -podsrižiny и именно поэтому я решил посвятить эту статью ему. Подчеркну сложившуюся форму постригов в родноверах и попытаюсь описать духовные значения этого обряда для человека — родновера. Однако я не избегу экскурса в древность, чтобы указать на различия между поднутрениями и переходные ритуалы древности и современности.

Как мальчик становится мужчиной

Ритуалы прохождения (включая обрезание) можно разделить на три части:

  • Ритуал разлуки – обряд прощания с детством, образом жизни до сих пор
  • Ритуал перехода — в эту часть входят различные испытания, которые должен пройти посвященный мальчик, чтобы заслужить "принадлежность" к миру взрослых мужчин и доказать, что у него есть предпосылки стать полноценным мужчиной
  • Ритуал вступления – После успешного выполнения заданий мальчик подвергается определенному ритуальному действию, подтверждающему его успешный переход, вступление в новый этап своей жизни (у славян это обрезание пряди волос – отсюда и постриги), а завершается весь ритуал торжественным приветствием и включением юноши в мужское сообщество.

Ритуалы обычно не происходили сразу друг за другом в один и тот же день. В зависимости от этнических обычаев (разный регион — разные обычаи) весь комплекс ритуала перехода мог длиться от одного месяца до двух лет. Частью ритуала в некоторых племенах является так называемый Подготовительный этап. В этот период адепт готовится к обряду посвящения, подобно тому, как старшеклассники готовятся к выпускному. Подготовительный этап включает индивидуальную подготовку и групповую подготовку. В индивидуальной части подготовительной фазы адепт внутренне (эмоционально и интеллектуально) готовится к переходному ритуалу, с небольшим преувеличением можно сказать, что это «самообучение». В ходе группового обучения адептов старшие, опытные члены племени (старейшины, шаманы, жрецы, мудрецы...) знакомят их со смыслом ритуала перехода, его ходом, а также происходит теоретическое посвящение неофитов в секреты их новой жизни.

Ритуал входа часто завершается так называемым материальный переход – пересечение символической границы, отделяющей старый жизненный этап человека от нового. В случае постригов у нас нет такой документально оформленной границы, а в случае других переходных ритуалов — да. Это свадьба. Жених переносит невесту через порог дома, их новой общей обители (мира) * . Помимо порога реквизитами для переходных ритуалов могут быть, например: мостики, двери, скакалки и т. д. Естественным бордюром может быть камень, дерево или родник.

К сожалению, мы не располагаем многочисленными современными письменными сообщениями о старославянских постригах. Среди славян это задокументировано в русской, польской и чешской среде. Он сохранялся в видоизмененном виде и после принятия христианства, при этом часть обрядов уже проходила в церкви. Письменные упоминания касаются только стрижек княжеских сыновей (поляка Попеля и чеха Вацлава), что не обязательно означает, что стрижки производились только при т.н. более высокий слой. Нет ничего особенного в том, что в силу своей пышности и общественной значимости именно стрижки князей были зафиксированы летописцами. Интересно из русской среды то, что во время ритуала на лошадь сажали мальчика с стрижкой. Я думаю, что, пожалуй, нет нужды подробно говорить о социальном и культовом значении лошади у древних славян. Лошадь была священным животным и в то же время символом более высокого социального положения,

Что же касается возможной символики отрезания пряди волос, то до сих пор не совсем ясно, какой именно смысл придавали этому деянию наши предки. Волосы — носитель жизненной силы, вместилище жизни не только у славян. Они растут из головы и поэтому тесно связаны с мышлением, мудростью и душой. Доказательством магической функции, которую наши предки приписывали волосам, является также обычай стричь волосы на свадьбах, как жениху, так и невесте, зафиксированный этнологами у некоторых славянских племен. Ритуал стрижки волос, вероятно, проводился в точно определенный период, более подходящий для этой церемонии. В Словакии в некоторых районах рубки проводились в основном во время прибывающей луны. Я вернусь к символике волос. Помимо места жительства, они также являются признаком социального статуса человека. Рабов и пленников брили наголо в знак позора и позора. В некоторых сказках и баснях мы можем встретить мотив о том, что сила главного героя скрыта в его волосах. О том, что наши предки приписывали волосам мистическую силу, свидетельствует и их использование в рамках т.н. народная магия. Возможно, по этим причинам наши предки скрепляли обряд совершеннолетия отрезанием пряди волос. Таким образом, подстриженный холостяк отказался от части своей силы, чтобы ритуально войти во взрослую жизнь. Это приводит нас к мысли, что эта струйка на самом деле является жертвоприношением божеству (или священному предку, демону...), целью которого является получение благосклонности священных существ. Во многих мифологиях IE причиной творения является смертная жертва. Мир в этих мифах обычно создается из первобытного существа (первочеловека или космического чудовища), которое необходимо убить, чтобы на земле зародилась жизнь. Когда зима превращается в весну, смерть (угасание) превращается в жизнь (новое начало). Этот цикл разрушения/созидания может лежать в основе жертвоприношения пряди волос ради подстрижений. Прядь волос символизирует старую духовную сущность человека, которую необходимо принести в жертву (уничтожить), чтобы человек мог быть воссоздан в метафизическом смысле этого слова. Прядь волос также является подтверждениемконтракты между мальчиком/мужчиной и божеством или божества. Однако все они лишь теории, историческую истинность которых мы не в силах доказать в старославянской среде.

Возрождение постригов

Современные «новые языческие» постриги отличаются по многим пунктам. Они адаптированы к современной эпохе и потребностям семьи. Подход к обряду постригов у отдельных славянских родноверских объединений, конечно, разный. Я сосредоточу свое внимание на наиболее часто встречающейся форме этого ритуала, которую также предпочитает наша община.

Принципиальное различие между архаичными и современными вырезками касается возраста посвященных. В этом мы были вынуждены отказаться от традиции по очень простой причине. В лучшем случае большинство родноверцев знакомятся со славянскими дохристианскими традициями в подростковом возрасте. Родноверие не имеет очень давних традиций на территории Словацкой Республики, поэтому не хватает адептов ритуала постриги в возрасте, распространенном во времена наших предков. Поэтому большинство родственников прошли этот ритуал уже во взрослом возрасте. В том случае, если

Родноверие окажется жизнеспособным и нынешние родноверцы воспитают своих потомков в традиционном духе, мы можем увидеть возвращение постригов в их первоначальном виде по отношению к эпохе неофитов. Однако вполне вероятно, что определенный процент родственников-родителей будет приобщать своих детей к духовному наследию предков, но не будет активно вовлекать их в религиозную жизнь. Все чаще встречается мнение, что вера – вещь очень интимная и личная и поэтому каждый человек должен выбирать ее сам и не должен находиться под прямым или косвенным влиянием своих родителей. Ребенок, которого родители берут с собой на обряды с раннего возраста, с большой долей вероятности примет веру своих родителей, потому что другого близко знать не будет и де-факто привыкнет. Эта процедура была довольно распространена в Средние века, но также и в Новое время, а свободный выбор веры взрослыми или подростками — явление 21 века. которая распространена в основном в крупных городах вблизи т.н. более либерально настроенные люди. Должна признаться, что сама я еще не решила, какой путь выберу со своими детьми, а скорее оставлю выбор за ними, предоставив им актуальную информацию о славянских традициях, а также других духовных направлениях.

Поскольку большинство родственников инициируются во взрослом возрасте, меняется и сам смысл ритуала. Посвящение уже взрослых мужчин во взрослую жизнь было бы просто бесполезным зрелищем, поэтому этот архаичный аспект андеркатов нужно было наполнить новым содержанием. Постриги трансформировались в духовное возрождение человека. Схема ритуала была значительно упрощена некоторыми родноверецкими объединениями (в том числе селом Дажбогови внуци). Вышла 2 часть обряда посвящения, выполнявший важнейшую функцию в архаических ритуалах. Однако весьма вероятно, что со временем религиозные объединения вновь добавят эту неотъемлемую часть обряда к обряду постригов. Однако я еще вернусь к изменению символики постригов, к т.н. духовное возрождение. Речь идет уже не о переходе из мира детства в мир взрослых, но обрезание для родственника означает нечто подобное крещению для христианина. Этим обрядом человек официально вступает в родноверскую общину, иначе говоря, публично принимает Родновери как свой духовный путь и полностью осознает серьезность своего решения. Происходит его духовное преображение, духовная зрелость. Он прощается не со своим детством, а со своим старым эго-сущностью и избавляется от своей старой духовной маски — старой религии или жизненной философии. Локон его волос, которое жрец сжигает на жертвенном огне, символизирует «старое», от которого добровольно отказывается посвященный. Огонь, как священный очистительный элемент, дар богов, составляет очень важную часть родноверецких обрядов, и постриги не являются исключением. Помимо своей очистительной функции, огонь является «порталом связи» между человеческим миром и небесным миром, царством богов. Религиозный подтекст также связан с принятием нового т.н. духовное имя, окончательно подтверждающее духовное преображение посвященного. Кроме духовного имени, подкат носит парадную рубаху, сшитую в старославянском стиле, что подтверждает его принадлежность к родноверам. Помимо своей очистительной функции, огонь является «порталом связи» между человеческим миром и небесным миром, царством богов.

Религиозный подтекст также связан с принятием нового т.н. духовное имя, окончательно подтверждающее духовное преображение посвященного. Кроме духовного имени, подкат носит парадную рубаху, сшитую в старославянском стиле, что подтверждает его принадлежность к родноверам. Помимо своей очистительной функции, огонь является «порталом связи» между человеческим миром и небесным миром, царством богов. Религиозный подтекст также связан с принятием нового т.н. духовное имя, окончательно подтверждающее духовное преображение посвященного. Кроме духовного имени, подкат носит парадную рубаху, сшитую в старославянском стиле, что подтверждает его принадлежность к родноверам.

Возникает вопрос, важно ли, чтобы андеркат в такой форме был исключительно мужским делом. Традиция предписывает постриги как мужской обряд посвящения. Если элемент превращения мальчика в мужчину утерян, догматическая приверженность традиции теряет смысл. Родноверие стоит на архаичных устоях, пытаясь следовать обычаям наших предков, но я лично не считаю "грехом", если традиции немного адаптированы к нашему времени. Родноверия не должна заключаться в точном копировании духовной жизни наших древних предков. Оставим это ассоциациям живой истории. Было бы обидно, если бы суеверие превратилось в музей религиозных традиций древних славян под открытым небом. Поскольку социальный статус женщины сегодня значительно изменился по сравнению с архаической эпохой и претерпел сложное развитие, я бы не стал возражать против того, чтобы ритуал постригов был доступен и женщинам. Женские постриги происходили бы так же, как и мужские, различия возникали бы, если бы в сценарий постригов включался ритуал перехода. Конечно, необходимо будет создать разные типы ролей для мужчин и другие для женщин, в рамках сохранения принципа различия между полами, который мы, как традиционалисты, чтим.

И какие задания (экзамены) должны быть частью обряда посвящения? Я разделяю подход чешской ассоциации Rodná víra, основанный на так называемом трифункциональность идеологии IE. Для тех, кто еще не сталкивался с этим термином, кратко поясню. Родоначальником трифункциональности ИЭ является французский религиовед Жорж Дюмезиль, который путем тщательного сопоставления различных религиозно-политических систем, принадлежащих к индоевропейской группе, выявил 3 основных принципа — функции, на основании которых наши предки делили сакральный мир а также мирское, т.е. земное.

Это следующие 3 функции в порядке возрастания:

1. Правители (короли, а также жрецы, мудрецы, волшебники)
2. Воины
3 человека

Согласно этой трехфункциональной структуре посвященные должны будут выполнить следующие три задачи:

1. испытание мудрости,
2. проверка мужества и физической подготовки
3. проверка навыков.

Каждому из нас необходимы хотя бы элементарные знания этих трех «искусств» для жизни. Роль обряда посвящения состоит не в том, чтобы отфильтровать идеальных людей, которые одинаково хороши во всех трех дисциплинах. Каждый человек должен сосредоточиться на чем-то одном в жизни и постоянно совершенствоваться в нем. С другой стороны, слепая односторонность не окупается. Мужчина-воин не должен пренебрегать своим образованием, а мужчина-интеллигент не должен относиться к своему телу по-отечески. И оба, и воин, и интеллигент, не должны пренебрегать ручным трудом, ибо никто не знает, что судьба поставит на нашем пути. Есть еще одно преимущество, если человек овладевает азами всех трех искусств — умение сопереживать и уважать друг друга. Благодаря тому, что мы «нюхаем» все три «касты», мы с большей вероятностью оценим результаты работы друг друга. Это также учит нас тому, что все три касты нуждаются друг в друге и одна без другой слаба. Только вместе они образуют крепкое целое. Приведу очень простой, но меткий пример: сильное и здоровое государство должно иметь хорошую армию, благоразумных правителей и трудолюбивых людей. Вы можете подумать, что я отклонился от темы, но я лишь попытался проиллюстрировать влияние трехфункционального обряда посвящения с помощью практических примеров.

Однако трехфункциональный обряд не совсем подходит для женского пола, хотя не все женщины со мной согласятся. Различия между полами стираются, и социальная роль женщины уже не так четко определена. Патриархальный строй давно перестал быть общепризнанным правилом, а женщины-правительницы или воины давно перестали быть чем-то исключительным. Однако в задачу данной статьи не входит оценка отрицательно или положительно явления, называемого эмансипацией. У нас нет другого выбора, кроме как уважать тот факт, что женщины больше не просто матери и домохозяйки. Так же, как мужчины перестали быть просто охотниками и воинами. Тем не менее, я вернусь к теме, а именно к применимости t rфункциональное обследование для женского пола. Несмотря на эмансипацию женщин, я считаю необходимым адаптировать ритуальные задачи к женскому началу. Сущность женщины должна оставаться сохраненной, несмотря на изменения, произошедшие в обществе. Корни Родновери уходят в архаичную эпоху. Речь идет не о ортодоксальном регрессе и неприятии развития общества, а о сохранении и защите природы женщины. Родноверие следует дохристианским индоевропейским духовным и религиозным течениям, и поэтому все изначальные, изначальные законы мироздания для нас священны. Бог-законодатель (у нас, родноверцев, это славянский Сварог или Род) установил, что женщина есть прежде всего мать и хранительница семейного очага. Эти задачи были предопределены для нее, что, конечно, не исключает того, что она может иметь и другие способности и развивать их по своему желанию. По этой причине предлагаю исключить изо женских андеркатах, тесте физической подготовки или боевых навыков. После выполнения заданий ритуал можно подтвердить так же, как и для мужчин (принесение в жертву огню волос, переодевание).В связи с женской инициацией не могу не упомянуть одну теорию, которую нахожу очень стимулирующей и, как народная поговорка гласит: «Из этого что-то получится». По мнению последователей этой теории, разница между женской и мужской инициацией заключается в следующем. В случае мужской инициации речь идет о продвижении мальчика в более высокую социальную касту, а для женщин речь идет лишь о подтверждении их предопределенной функции. Женщина не получает большего общественного признания через обряд посвящения, она лишь переживает так называемое освящение женственности. Эта теория относится к архаичным патриархальным обществам, и спорно, можно ли ее без проблем адаптировать к сегодняшнему эмансипированному женскому обществу. В древние времена от женщин не ожидалось честолюбия и продвижения по социальной лестнице, за исключением, конечно, нескольких исключительных женщин, которым удалось утвердиться политически или иным образом в таком преимущественно мужском обществе. Роль женщины была четко определена: матери и хранительницы семейного очага. Многие женщины сегодня находят это немного унизительным или недостаточным для них, и это их не удовлетворяет. Словом, домохозяйки уже не в моде. Развитие нельзя остановить, как нельзя вернуть прошлое. Так что дело за женщинами — гречка, как к ней подойти. В принципе, это лишь философская проблема, никак не проявляющаяся в практическом исполнении ритуала, и действительно зависит только от конкретной женщины, будет ли для нее инициация означать освящение женственности или более высокий социальный статус женщины. женщина, чем человек. конечно, за исключением нескольких исключительных женщин, которым удалось сделать себе имя политически или иным образом в таком преимущественно мужском обществе. Роль женщины была четко определена: матери и хранительницы семейного очага. Многие женщины сегодня находят это немного унизительным или недостаточным для них, и это их не удовлетворяет. Словом, домохозяйки уже не в моде. Развитие нельзя остановить, как нельзя вернуть прошлое. Так что дело за женщинами — гречка, как к ней подойти. В принципе, это лишь философская проблема, никак не проявляющаяся в практическом исполнении ритуала, и действительно зависит только от конкретной женщины, будет ли для нее инициация означать освящение женственности или более высокий социальный статус женщины. женщина, чем человек. конечно, за исключением нескольких исключительных женщин, которым удалось сделать себе имя политически или иным образом в таком преимущественно мужском обществе. Роль женщины была четко определена: матери и хранительницы семейного очага. Многие женщины сегодня находят это немного унизительным или недостаточным для них, и это их не удовлетворяет. Словом, домохозяйки уже не в моде. Развитие нельзя остановить, как нельзя вернуть прошлое. Так что дело за женщинами — гречка, как к ней подойти. В принципе, это лишь философская проблема, никак не проявляющаяся в практическом исполнении ритуала, и действительно зависит только от конкретной женщины, будет ли для нее инициация означать освящение женственности или более высокий социальный статус женщины. женщина, чем человек. Многие женщины сегодня находят это немного унизительным или недостаточным для них, и это их не удовлетворяет. Словом, домохозяйки уже не в моде. Развитие нельзя остановить, как нельзя вернуть прошлое. Так что дело за женщинами — гречка, как к ней подойти. В принципе, это лишь философская проблема, никак не проявляющаяся в практическом исполнении ритуала, и действительно зависит только от конкретной женщины, будет ли для нее инициация означать освящение женственности или более высокий социальный статус женщины. женщина, чем человек. Многие женщины сегодня находят это немного унизительным или недостаточным для них, и это их не удовлетворяет. Словом, домохозяйки уже не в моде. Развитие нельзя остановить, как нельзя вернуть прошлое.

Так что дело за женщинами — гречка, как к ней подойти. В принципе, это лишь философская проблема, никак не проявляющаяся в практическом исполнении ритуала, и действительно зависит только от конкретной женщины, будет ли для нее инициация означать освящение женственности или более высокий социальный статус женщины. женщина, чем человек.

В главе «Как мальчик становится мужчиной» я пишу о так называемом подготовительный этап, который также должен иметь свое место в постригах региона Родновер. Лично я придаю большое значение индивидуальной части подготовки, которая должна пробудить в человеке чувство ответственности. Мастер постригов должен найти достаточно времени для размышлений, самооценки и внутреннего катарсиса. Что касается продолжительности подготовительного этапа, я предлагаю период мин. 3 месяца. Но даже в день ритуала посвященный должен внутренне подготовиться к ритуалу. Практически это означало бы изоляцию посвящаемого от других участников — свидетелей ритуала до начала церемонии. Он проводил это время, думая, созерцая и медитируя, во время поста и находясь в темноте или с завязанными глазами весь день. В архаические времена посвящаемый должен был пройти гораздо более суровый подготовительный этап, о чем свидетельствуют обычаи современных естественных народов, таких как коренные жители Австралии. Во время подготовительной фазы этих племен неофит должен пройти через различные физические и психологические трудности согласно старой мудрости:боль очищает , а также через это страдание посвящаемый подражает и отождествляет себя с богами или мифическими героями, которым часто приходится преодолевать различные испытания, полные боли и отречения, чтобы победить их сок или получить какой-нибудь магический предмет. Или по лопате: если мы хотим что-то получить, мы должны чем-то ради этого пожертвовать, и чем труднее что-то получить, тем больше мы это ценим.. Однако для нас, современных европейцев, муки, которые пережили австралийские неофиты, были бы, пожалуй, непосильны, так как мы живем во вполне комфортных условиях и наши тела уже не так устойчивы к боли (исключения, конечно). Адаптация ритуальных страданий к условиям современного европейца описанным выше способом, на мой взгляд, уместна. Вернусь к содержанию, к смыслу подготовительного этапа. Посвящаемый должен осознавать серьезность своего решения пройти обряд постригов, ведь это его духовное возрождение, обрядовое подтверждение его принадлежности к семейной вере. Постриги можно сравнить с другим обрядом посвящения — к свадьбе. Даже постриги являются священной связью, связанной с обещанием верности. Это связь между человеком и метафизическим миром. В то же время между человеком и представителями этого нематериального мира возникает родственная связь. Через постриги родственница связана с Богами, предками и матерью-землей. Родственник клянется им в своей верности, просит их защиты и в то же время обязуется чтить их.

Последний абзац посвящаю участникам — свидетелям ритуала постригов. Я намеренно выбрал термин «свидетели» , потому что они действительно выполняют роль свидетелей, а не только зрителей. Хотя они и не обязаны активно участвовать в церемонии, они важны так же, как и свидетели другого ритуала перехода, о котором уже говорилось, — свадьбы. Свидетели — это не просто догма без смысла. Их присутствие является доказательством того, что посвященный не скрывает своего «обращения», а совершает его публично и осознает публичный позор, который может последовать, если он нарушит обязательства, вытекающие из ритуала. Свидетели являются гарантами договора между посвященным и божеством. Также очень важно, что свидетели уже были обрезаны и поэтому знакомы с таинствомритуал. Для других ритуал должен оставаться табу до того момента, когда они сами решат пройти инициацию, то есть постриги.

Заключение

В этой статье я попытался кратко и фактологически описать форму и содержание андеркатов в контексте переходных ритуалов. Я сравнил архаичные постриги с сегодняшней формой ритуала в родноверском движении, которую дополнил своими личными инсайтами и возможными трансформациями ритуала в будущем. Надеюсь, что мне удалось хотя бы частично уловить эзотерическую и социальную сущность обряда подстризин, который в настоящее время переживает свое возрождение благодаря родству. Я пытался апеллировать к тому, что адаптация субтрихов к современному человеку необходима для того, чтобы этот ритуал выжил, а не был лишь сезонным явлением. Подчеркнутым есть что сказать современному человеку, который еще осознает свою связь с архаической культурой предков и не видит в древних архетипах лишь пережиток, которому место только в книгах. Современный человек не так принципиально отличается от человека древнего прошлого, как он думает. Возвращение к природе, к «детству человечества» возможно и полезно для человека в обществе потребления. Священное поклонение жизни — бытию — как-то исчезает из человеческой жизни и отдельных ее этапов. Ритуал перехода – это не просто театр, который призван разнообразить стереотип жизни, это время, когда у человека есть возможность остановиться, осознать себя, оглянуться назад, пройти внутреннее очищение и, таким образом, очистившись и возвысившись, поставить ногу на следующую ступень воображаемой духовной лестницы своего земного существования. Священное поклонение жизни — бытию — как-то исчезает из человеческой жизни и отдельных ее этапов. Ритуал перехода – это не просто театр, который призван разнообразить стереотип жизни, это время, когда у человека есть возможность остановиться, осознать себя, оглянуться назад, пройти внутреннее очищение и, таким образом, очистившись и возвысившись, поставить ногу на следующую ступень воображаемой духовной лестницы своего земного существования. Священное поклонение жизни — бытию — как-то исчезает из человеческой жизни и отдельных ее этапов. Ритуал перехода – это не просто театр, который призван разнообразить стереотип жизни, это время, когда у человека есть возможность остановиться, осознать себя, оглянуться назад, пройти внутреннее очищение и, таким образом, очистившись и возвысившись, поставить ногу на следующую ступень воображаемой духовной лестницы своего земного существования.

Поиск

Журнал Родноверие