Так как славяне принадлежат к большой семье индоевропейских народов, то древнейшие корни их духовной жизни надо искать в тех древних временах, когда все ветви индоевропейского человечества еще составляли относительное единство. И примечательно, что относительно позднее появление славян на исторической сцене между V и VII веками и архаическая простота их религиозных представлений и материальной культуры сильно напоминают духовную жизнь древних ариев ведической эпохи.

Как и для большинства индоевропейцев, для славян характерен культ бога-громовержца. Древнеиндийский Индра, греческий Зевс, римский Юпитер, германский Тор, кельтский Таранис или балтийский Перкунас — все они соответствуют славянскому Перуну. Индоевропейцы отличались от других групп человечества в начале своего существования именно культом Юпитера.

Опыт звездного неба повсюду вызывал родственные чувства в душах наших предков-славян. У каждого человека есть своя звезда, которая восходит, когда он рождается, и заходит, когда он умирает. Славянский человек не чувствовал себя отделенным от окружающего своим сознанием, но все же переживал природу как интимный процесс собственного тела. Его эфирное тело еще не было так тесно связано с физическим, как сейчас. Поэтому явления природы он воспринимал не как абстрактные законы и силы, а как живые, одухотворенные существа. Это полусонное, воображаемое переживание природы продолжалось еще долго после принятия христианства. Опыт множества природных явлений и существ нашел отражение в политеизме, который славяне разделяли со всеми индоевропейцами. Однако за этой множественностью они чувствовали единство, в котором главный бог был правителем над остальными. Это единство духовного мира, подозреваемое за его множественностью,

КартинкаК духовному содержанию славянского язычества относится и вопрос о его нравственных ценностях. Примечательно, что западные летописцы, преимущественно выходцы из церковных кругов и потому враждебно настроенные, не могли скрыть своего восхищения некоторыми нравственными качествами славян-язычников: гостеприимством, уважением к обычному праву, уважением к родителям, заботой о старых, больных и бедных. , целомудрие женщин — за исключением ежегодных торжеств, когда некое расслабление должно было волшебным образом обеспечить плодородие полей и плодовитость. Это свидетельствует о том, что славянское язычество, даже в его упадочной форме в раннем средневековье, имело свою этику, свой неписаный кодекс, что свидетельствовало о здоровой нравственной силе и творческом духе славянского народа в начале его развития.

Славянская религия действительно была политеистической, как и у других европейцев, но в то же время с идеей единого Бога, стоящего выше всех. Этому Небесному Отцу соответствует или, вернее, зеркально отражается Сварог как образ духовно-творческого Первозданного Огня, из которого все возникло.

Материнское начало, соединяющееся с небесным Отцом, представлено у всех славян глубоко почитаемой Матерью-Землей, которая на Востоке отражалась в «матери сырой земле» — богине Макоши. У западных славян, а именно у полабских лютиков, его вариант, по-видимому, Жива, имя которого связано с силами жизни. После принятия христианства это почитание Божественной Матери получило свою истинную форму в культе Божественной Премудрости, святой Софии, которой были посвящены первые большие храмы на Руси, в Киеве и в Новгороде.

И в качестве третьего мира для этих двух миров (неба и земли) выступает то, что ощущается как благословенное дитя обоих. Плодом небесного Отца и Матери-Земли является благословенное дитя Востока — Дажьбог Божич, являющийся потомком Сварога и Макоши. Вместе эти трое составляют святое семейство, святую славянскую троицу.

Поиск

Журнал Родноверие