В древнерусских источниках Рожаницы обычно упоминаются вместе с Родом — покровителем единства рода. Род и Рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи считали своими покровителями.

В средневековых русских поучениях против язычества также Рожаницы также упоминается Род, с которым они выступали как покровители рода и податели судьбы потомкам.

Род носил и другие наименования — чур, щур, дед. Поскольку производящее начало всегда связывалось с женщиной, изначально культ рода был традиционно женским то и РОД не упоминается без РОЖАНЕЦ. Как и своих дедов и бабок мы не разделяем, а порой объединяем ПРЕДКИ.

Культ рода имел особое значение для русских князей. Ещё в XI—XII веках у восточных славян сохранялось почитание княжеского рода. Именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землёй.

Большее чисто историков, этнографов согласно большинству научных исследований, утверждают ,что Род возник из образа предка и (как и рожаницы) являлся восточнославянским духом-покровителем потомков и дома, рода и судьбы. Позже в период христианства стал ДОМОВЫМ.

С этой концепцией не согласен был А.Б.Рыбаков считая РОДА ВЕРХОВНЫМ БОГОМ основываясь на аналогичном безоговорочном первенстве и единстве монотеистического Бога иудео-христианской традиции.

ТЕПЕРЬ ПО А.Б.Рыбакову Язычество Древних Славян в части III главе 8 Род и рожаницы (сделала для вас вырезку страниц ):

по А.Б.Рыбакову:

Эпиграфом к этому разделу можно было бы поставить слова Н. М. Гальковского, написанные им в 1916 г., но остающиеся в силе и по сей день: «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным»

Это из 38 текстовых страниц Н.М. Гальковского посвящённых теме РОД И Рожаницы где основная суть что род и рожаницы это духи рода, рыбаков взял лишь одну цитату.

По А.Б.Рыбакову :

"Почти так же поступил и Е. В. Аничков, упоминавший Рода лишь в связи со своими текстологическими раздумьями, но уклонившийся от рассмотрения существа дела. Рожаницы, по Аничкову, – «феи, являющиеся при рождении младенцев»; далее он пишет о пышной трапезе в их честь, «не вдаваясь в сложный вопрос о значении и смысле культа Рода и рожаниц».

Без каких бы то ни было возражений Аничков приводит мнение Владимирова о том, что «Род – не что иное, как современный домовой».

По представлениям Комаровича, Род – совокупность предков данной семьи. Возражая против того, что «культу Рода в древнерусском быту приписывался до сих пор сугубо частный, семейный только характер», автор по существу остается на такой же позиции, распространяя лишь этот культ и на княжескую среду («полуязыческий культ княжеских родоначальников»). Единственный аргумент в пользу этого – уважительное отношение князей XII в. к своим дедам, основателям локальных династий. Летописные упоминания «дедней и отней молитвы», помогающей тому или иному князю в тяжелую минуту, Комарович почему-то истолковывает как «красноречивый след языческого культа Рода»

Но этот материал А.Б.Рыбаков посчитал не аргументированным перешёл к Слову святого Григория (XI–XIV ) изобретено в толцех, у нас известно как "Слово святого Григория об идолах" — второе древнерусское поучение против язычества( Григория Богослова один из Отцов Церкви 325 по 389 год. направлено сие поучение было против античного язычества (эллинского, но с вкраплениями египетского) в адаптации добавлены и элементы славянского. взялся за параллель Отца бога христианского и РОДА

" Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне – Коруна же является матерью антихриста – и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы [Диониса, рождённого из Зевсова бедра]. И недоношенный плод [почитают] и Гермафродита… Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу – Роду и Рожанице…

Именно этот текст А.Б.Рыбаков стал особо разбирать по кусками сравнивая Рода и с библейскими персонажами, и переходить на следующие библейские тексты.

По А.Б.Рыбакову:

Понимание автором «Слова об идолах» Рода как значительного славянского божества явствует из его замечательной периодизации славянского язычества, разобранной мною во вводной главе. Древнейший слой представлений – упыри и берегини, повсеместные духи зла и добра, характерные для охотничьего общества. Следующая стадия – «се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам преже Перуна, бога их» Род определен здесь как предшественник Перуна, следовательно, как главное божество славян до утверждения дружинного культа Перуна громовержца. Соотношение примерно такое же, как между культом Урана или Кроноса и вытеснившим их со временем культом Зевса. Пять раз, чаще, чем кого-либо из богов, упоминает наш автор Рода и рожаниц в своем сочинении.

Дальше переходит на Библию Книга пророка Исайи "Слово Исайи пророка" Наше «Слово Исайи пророка» представляет собой несколько сокращенный пересказ 65-й главы Книги пророка Исайи, входящей в Библию. Весь смысл создания нового произведения заключался только в одном – обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух рожаниц.

Приведу параллельные тексты: Библию – по каноническому русскому изданию, а «Слово Исайи пророка» – в своем переводе.

9.Господь сказал: наследниками моей святой горы будут избранные люди, т.е. такие, которые служат Роду и (двум) рожаницам, бесполезным Верными слугами бога являются люди, приносящие чистую жертву живому богу с кротким сердцем, просвещенные настоящим церковным учением.

11.А вас, которые оставили господа, забыли святую гору мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мануфи.

Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и (двух) рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам,

15. И оставите имя ваше избранным моим для проклятия. И убьёт тебя господь бог, а рабов своих назовет иным именем.

Вас же господь убьёт. А покорные мне возвеселятся, воспевая истинного бога.

Вы же бесовскими песнопениями славите идолов Рода и рожаниц и губите пророчества книг.

На основе злобных и человеконенавистнических библейских пророчеств русский автор создал великолепное по форме новое произведение, использовав гневные тона Исайи и направив все свое сочинение, освященное авторитетом пророка и Иоанна Златоуста, против единственного раздела древнерусского язычества – против Рода и двух рожаниц. Уже одно это должно показать нам важность и значительность культа Рода, противопоставленного, как это явствует из всего сочинения, ни много, ни мало – самому христианскому господу-богу.

Дальше А.Б.Рыбаков проводит параллель с ветхозаветной женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи) связывая Род с Рожаницами.

По А.Б.Рыбакову:

Третьим важным источником после «Слова об идолах» и «Слова Исайи пророка» является интереснейший комментарий к Евангелию в рукописи XV – начала XVI в., обнаруженной Н. В. Калачовым в Архиве иностранных дел.

Несмотря на давнюю публикацию, этот источник упорно игнорировался исследователями. Единственным историком, по достоинству оценившим его значение, был К. Н. Бестужев-Рюмин: «Что касается Рода, – писал он, – то нечего искать в нем предка, а надо остановиться на свидетельстве одной рукописи XVI в.(О вдуновении духа в человека»): , приводимой Н. В. Калачовым: „то ти не Род седя на воздусе мечет на землю груды и в том раждаются дети“. Таким образом, – продолжает историк, – Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель…»

Приведу текст, опубликованный Гальковским под условным названием «О вдуновении духа в человека»

«Вдуновение бессмертное нестареющее един вдымает вседръжитель, иже един безсмертен и непогибающих творец. Дуну бо ему {человеку} на лице дух жизни и бысть человек в душю живу.

То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том рожаются дети.И паки ангели (ангелами?) вдымаеть душю или паки иному от человек или от ангел суд бог предасть.

Сице бо неции еретици глаголють от книг срачиньских и от проклятых болгар. О таких блядословцех пророк рече: «попел сердце их и персти хуже надежа их и бесчестнее кала житие их, яко не разумеша творца своего, создавшего их и вдохнувшего в них дух жизни и вложившаго душу действену. Всем бо есть творец бог, а не Род».

Это для А.Б.Рыбакова было ключевым моментом для подведения общей его картины об Роде как ФЕРХОВНОМ БОЖЕСТВЕ СЛАВЯН

По А.Б.Рыбакову:

Единственное календарное упоминание Рода связывает его с зимним солнцеворотом с христианским праздником рождения Христа. Ещё раз источники наталкивают нас на сближение Рода с важнейшим персонажем христианской религии и одновременно с культом солнца, так как Христос очень часто
приравнивается богословами к солнцу.

Подведем некоторые предварительные итоги тому разнородному и, к сожалению, фрагментарному материалу о Роде, который был приведен выше.

Род – творец Вселенной.

Род вдувает жизнь в людей.

Род – бог неба и дождя.

Род связан с земной водой (родники, родища).

Род связан с огнем.

Род связан с подземным пеклом (родьство огненное).

Род связан с красным цветом (рдяный, родрый).

Род связан с шаровой молнией (родиа).

Рода сопоставляют: с Озирисом, с Саваофом, с Ваалом, с Иисусом Христом (косвенно), с «Артемидой».02:40

Вот так А.Б.Рыбаков на основании библейских записей XV в которых смешаны греки, сарафаны, халдей и персонажи библии. А.Б.Рыбаков трактует как свидетельство главенства Рода среди остальных славянских богов, аналогичное первенству и единству одного-единственного бога иудео-христианской традиции и прародителем Перуна. Сварога. Переплута.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие