Чуть отдаляясь от философских и возвышенных идей о язычестве попадаешь в смыслы. Неоднократно озвучивалась мысль о необходимости объединения славянских язычников. Но чем их сегодняшнее единство (или разобщённость) отличается от того, что происходит, например, в христианских и мусульманских рядах? Отметая массовость и государственность этих религий, в чём единство их верующих больше и крепче? Насколько вообще любая религия, в том числе и языческая, может являться объединяющим фактором? Способна ли она сплачивать кого-то вообще просто так, без привнесения в её концепцию религиозного фанатизма? Или религиозное единство является просто одной из ширм для достижения иных целей? Первоначальный вопрос по объединению славянского язычества стоило бы ставить не столько «как», сколько «зачем» это делать?

Долго искал наглядное сравнение для сути объединения и вроде бы нашёл.

Вспомните, как совершенно незнакомые люди собираются на какой-нибудь долгожданный крутой рок-концерт. Группа энтузиастов непременно кидает в народ разудалый клич: «Ай да с нами! Вместе мы — сила! Вместе веселее! Собираемся там-то перед концертом, познакомимся, пообщаемся, подбухнём вместе. Будет круто!»

И можно проявить солидарность с частью большой общей тусовки, а можно остаться в стороне от фан-движения. На твоё личное отношение к творчеству рок-группы это не влияет, к личным ожиданиям и впечатлениям от происходящего на сцене отношения не имеет. Можно слэмить несколько часов подряд, можно скромно стоять в сторонке и аплодировать знакомым песням, можно литрами глушить пиво под живую музыку, заводить интересные знакомства или «клеить» девиц. Можно даже группу и их музыку не любить, а просто за компанию прийти — весело же! А можно купить билет, оценить обстановку, плюнуть на всё, развернуться и уйти. Можно вообще всё. Получив старт, дальше стихийный концертный «шабаш» у сцены идёт сам собой.

Но вся эта разношёрстная братия, поплясав вместе на концерте, дружно поорав песни, побухав после концерта, всё же расходится жить своими жизнями. И никто не остаётся дружить и общаться и вырабатывать какие-то общие алгоритмы жизни, основываясь на представлениях о творчестве любимого коллектива.

Общими фразами все язычники любят одно и то же. Тот же фан-клуб. Собираемся вместе порадоваться, попраздновать, обрядоваться и славить, потому что это выходной день, праздник, событие, некое явление, выдирающее нас из рутины дней. Но мы все очень разные по возрасту, семейному положению, статусу, образу жизни и мировоззрению. Все мы любим «группу» и то, как звучит её «музыка». Но когда дело доходит до детального обсуждения частностей, до обмена мнениями о творчестве любимого коллектива — всё, каждый остаётся при своем.

Именно поэтому вопрос об объединении славянских язычников звучит в первую очередь «зачем?», а уж потом — «как?» это проделать. Проще говоря, что обретённое единство должно резко изменить в неоязыческом сообществе? В чём будет прорыв? Вот, допустим, взяло и случилось такое запредельное чудо: славяне всея Руси сконтактились, откликнулись, собрались и приняли общий свод\устав. Даже придали ему какой-то полуофициальный документальный статус, даже раздали по всем общинам и распространили в виде книжицы. Даже бесплатно раздали всем желающим, всем, кто мимо проходил и решил приобщиться. Дальше что? Вопрос-то донельзя простой: зачем всё это проделано?

Славяно-арии и прочие «хранители» ведических тайн прямо скажут: «Ок, мы всё поняли. Гусь свинье — не товарищ, поэтому — улетаем. У вас своя тусовка, у нас своя». Все, кто по разным причинам не участвовал в анкетировании (а это минимум три четверти язычествующих), скажут просто «идите на хер со своим уставом без монастыря», и будут правы. Третьи посмотрят на списки анкетированных и скажут «нет таких-то и таких-то "звёзд" язычества, значит — лажа». Вполне вероятно даже, что выделят стройный легион объединенцев в отдельную «секту богоизбранных» и на основе их же упорядоченности исключат из нестройных языческих рядов. И вся суть казалось бы достигнутого единства буквально одним днём тупо превращается в ничто.

И дело не в том, что есть язычество «правильное» или «неправильное». Просто то, что практикуется и позиционирует себя как некий родноверческий коллективизм — это тот же поход разных, преследующих свои цели на один «концерт». Собирается группа «товарищей», у многих из которых в жизни и понимании язычества нет ничего общего, и проводит время вместе. Люди, часть которых даже сам термин «язычество» не приемлет! К ним присоединяются все скучающие, сочувствующие и те, кому просто нечего вот прям сейчас делать.

Всё это «Братство Кольца» бодрой поступью совершает мнимый «поход за силой», обсуждает и участвует в том, чему не будет в их жизни места до следующей такой тематической встречи. У «Братства кольца» из известного фильма была общая цель, общее дело, а в «язычестве выходного дня» для серьезного единения смысла нет. Это уже просто единство для единства! И эти временные, хоть и живые, зрелищные и эмоциональные «концерты» не могут стать надёжей и опорой неоязыческого единства. Они замечательны, но с чего им должно наполниться великой идеей?

Друзья и единоверцы — далеко не всегда одно и то же. Не забываем, что единоверец может быть как другом, так и недругом. В любые времена. Если по счастливому стечению обстоятельств вера и окружение сплавились воедино — это хорошо. Но всё чаще бывает так, что на одном и том же «концерте» мы не то, что пиво пить за один стол — «отлить» за одни кусты не пойдём. Нам же предлагается объединением отлить наше общее язычество в бронзе. Отправляясь на очередное «языческое мероприятие», где «все свои», мы всегда уточняем: кто эти «свои» и прикидываем как и с кем предстоит провести время. И ничего нет плохого в том, чтобы отказаться от ненужного тебе общения со всем «фан-движением».

Ну так в чём смысл объединения?

Мы что, намерены свою политическую партию создавать, требовать признания и бороться за свои права?
Может, мы начнём вести просветительскую или миссионерскую деятельность, раздавать брошюрки с кодексом и пытаться затащить в свои ряды побольше прохожих?

Возможно, вместе с единением само собой приходит спасение Руси-Матушки, родины? Неужели мы намерены взять на себя миссию по спасению всего рода славянского? Или выделим себя из народа отдельной, самой «правильной» и благословенной русской кастой?

Может, у нас вдруг появится какое-то подобие собственной эффективной экономики и мы резко начнём скупать друг у друга никому до этого ненужные вещи и продукты?
Или у язычников появится своя автономная территория, изменится социальный статус, добавится свобод, привилегий и возможностей? Появятся мистические сверхспособности, богатырская сила или воля ко всевозможным подвигам и свершениям?

Может, мы даже создадим что-то вроде профсоюзов с регулярными добровольными или обязательными отчислениями? Мы, что, вдруг начнём больше зарабатывать или легко одалживать друг другу деньги на поправку здоровья, поддержку бизнеса, решение жилищных проблем?

Что у нас должно вдруг появиться или пропасть само по себе вместе с общеславянским объединением, в основу которого положена религия?

Я уже слышу возражения, что сначала надо объединиться (и это главное!), а уже потом совместными усилиями начнут решаться насущные проблемы. «Порознь пропадём», «вместе мы — сила» и прочая патриотическая патетика, достойная разве что ведических пабликов в ВК. Не, ребят, так не пойдёт. Просто так, без причин, ничего не происходит. Объединяется только то, что готово к объединению. Сотни лет назад это имело смысл для выживания и было частью традиции. Хотя тоже с оговоркой. Славяне объединялись в общины, в племена и союзы племён, но общеславянского единства на основе языческих верований никогда не было. Язычество не являлось этнообразущим фактором. Вот и сейчас призыв к единению воспринимается большинством как попытка протоптать общеславянскую языческую тропинку, там где суши просто нет. Язычество, метафорично выражаясь — глубокое синее море. Там ничего невозможно протоптать. Как умеешь — так и плыви.

Поэтому пока только вопросы без ответов...

Чем объединение сделает жизнь простого рядового язычника лучше? В чём, в каком эквиваленте он будет его ощущать? Каковы обоснования участвовать во всём этом объединении? Каким образом объединение превратится в единство языческого сообщества? Для чего объединяться? Для молитвы? Для услышания богами? Для единства духа? Зачем? Просто какая из насущных проблем язычества немедленно будет решена с принятием единого свода норм и правил?

Поиск

Журнал Родноверие