Участие в обрядовых и религиозных действах, доскональное знание исторических событий, народных песен, танцев, игр делает человека эрудированным в некоторых областях знаний. Но это никак не превращает его в носителя и приверженца традиционной культуры. Это лишь не испробованные на практике знания, не прожитые, не приложенные к собственной жизни. Религиозные воззрения, песни, игры, мифология, изобразительное творчество и многие другие являния культуры могут являться просто сферой интересов или даже профессиональной деятельности людей вовсе не являющихся её носителями.

Историк или преподаватель ВУЗа может отлично знать исторические события и даты. Фольклористы и исследователи кропотливо собирают и сохраняют песни, легенды, сказки и прочее устное народное творчество. Учёные, например, археологи изучают быт и материальную составляющую жизни общества прошедших эпох. Реконструкторы применяют древние технологии, используют соответствующие материалы, испытывают техники производства и практического использования вещей. Все эти люди сделали культуру сферой своих личных или профессиональных интересов. Их образ мыслей или жизни вне этого всего может мало чем отличаться от человека не интересующегося традициями. Создавая, воплощая, копируя некие образы, материальные и художественные идеи свойственные традиции, человек далеко не всегда является её приверженцем.

Для носителя традиционной культуры характерен определённый образ жизни, уклада, социальных отношений. Это включает в себя традиционные виды профессиональной деятельности, отдыха, взаимоотношений в семье и обществе вцелом. Отношение к старшим, младшим, к семье, детям, к чужакам. Традиционализму свойственны поведенческие стереотипы, общая, схожая картина мира, видение процессов, преемственность поколений. Общие представления о приемлемом, допустимом и чуждом, нетипичном. Носитель культуры — это мировоззрение, реализующееся ежедневно, в быту. И при серьезных изменениях в конкретике, частностях, научно-техническом прогрессе и общемировых цивилизационных подвижках культура может долгое время сохраняться, не претерпевая значительных изменений.

Для себя я нашёл объяснение кого можно считать носителем традиционной культуры на простом примере. Культурный традиционализм — это как изучение иностранного языка! В годы моего обучения на факультете иностранных языков у меня были хорошие преподаватели. Так вот никогда не забуду одного простого наставления, применимого, на мой взгляд, не только к изучению чужого языка. Зубрить, запоминать, повторять, упражняться, общаться на языке и даже с носителями языка — мало. "Только когда вы начнёте думать на языке, вы можете смело говорить, что вы им владеете". Так же и с культурой.

Господствующей чертой народной культуры является предопределённость содержания, организации, понятия полезности и результативности. При всех возможных изменениях связанных с современными реалиями жизни, традиционная картина мира может долгое время не меняться. Традиция может и должна оставаться живой, но не статичной и закостеневшей, а развивающейся. В данном случае славянскому неоязычеству полезно будет обратить внимание на опыт других народов. У шотландцев менее двух с половиной веков назад была уничтожена клановая система, но традиция клана, родства, принципы сосуществования и понимания места человека сохранились. Не нужно даже лезть в глубь веков! Вот вам принципы общинного родо-племенного строя у белого европейского населения. Североамериканские индейцы вовлеченные в состояние необъявленной войны несколько веков назад тоже не утратили своей самобытности. Они взяли у белого человека лучшее и полезное, что смогли взять, что им взять позволили. Индейцы встроились в мир белого человека, стали его частью, но в большинстве своём остались людьми своего, традиционного мышления и образа жизни. Вообще, обращать внимание на чужой традиционализм очень важно и порой поучительно для сохранности своего и понимания принципов выживания среди глобальной уравниловки.

При разрушении конкретики и понятийности во взаимоотношениях, потере ожидаемой предсказуемости мыслей и действий сородича, засилии чуждого мировоззрения, вторжении чуждых принципов и смыслов бытия, реализация собственной традиции превращается в сопротивление, в показуху или в формальную обязаловку, не имеющую к реальной жизни людей никакого отношения. Люди собираются вместе, поют песни, справляют праздники, ходят к друг другу в гости. Но потом расходятся в свои собственные реальности, в которых отсутствует органическое сочетание в одном нескольких неразделимых традиционных начал: утилитарно-практического, досугового, художественно-творческого, эстетического, морально-этического.

Пока сохраняется традиционная специфика отношений между людьми, поведенческие стереотипы, традиционные группы и объединения представителей народа — традиция жива. До некоторой степени в традиционализме теряется то, что сейчас массово подаётся как главное в человеке — индивидуальность. Сейчас стало модным (иначе не скажешь) быть не как все, личностью, собой. Каждый мнит себя кем-то уникальным, кутается в эту свою уникальность и индивидуальность. И каждый же каждому не нужен и не интересен. Ведь есть "Я" — такое большое, значительное, ценное, за которым уже не видно, да и нет привычки видеть общее "мы". На многие казалось бы общепринятые, традиционные, простые и понятные явления люди общего культурного наследия могут смотреть настолько по-разному, что между ними образуется порой просто огромная понятийная пропасть. Во многом из-за слишком личного мнения, видения, слишком значительного "Я" в общем. Традиционализм же предполагает уникальность в рамках и принципах жизни своего народа. Личное гармонично и естественно вписано в рамки общего.

Со временем система традиционных представлений пополняется разным содержанием, дополняется, видоизменяется, порой даже меняет смыслы. Обрастает новыми обрядами, вещами, информацией, но остаётся при этом подвижной, меняющейся. И самое главное — понятной.

Бытует мнение, что традиционная культура — это что-то устаревшее, увядающее, исключительно лубочно-ярморочное. В традиционных культурах не было свойственных нам спешки за временем, устремлений в будущее. Время представлялось цикличным, а «золотой век» уже давно пройденным. Боги, предки и герои прошлого оставили после себя образцы действий и поступков, которым следует подражать и соответствовать. Память о историческом прошлом плотно сплелась с вымыслом, вобрав в себя все аспекты человеческого бытия и обретя устойчивую форму. Традиционная культура действует как фон, на который человек проецирует свои восприятия внешнего мира. Кажущаяся путанность и смысловая многослойность культуры имеет целостностую, чуть ли не геометрически выверенную структуру. При такой целостной и стройной линейке фоновых (базовых) понятий человеку ничего не стоит перейти от простого к сложному, от примитивно-грубого к утончённому, от мифологического восприятия к научному. И соотнести новые понятия со старыми.

Поиск

Журнал Родноверие