Друзья, поздравляем вас с днём Перуна. 20 липеня (июля) - великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни.

Про дату

Опережая вопросы про 2 августа. В пору двоеверия отмечали 20 июля Ильин День (Илью Пророка), а по новому стилю в византийском христианстве праздник попал на 2 августа.

Согласно С. А. Иванову, «образ Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть плод позднего народно-религиозного переосмысления»

Н. М. Гальковский утверждает, что в связи с введением христианства на Руси древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими, где многие черты Перуна были перенесены на Илью пророка. Концепцию прочного заслонения в христианское время пророком Ильей бога Перуна высказывает и Б.А. Рыбаков. Ильин день торжественно отмечался по всей России 20 июля и праздновался со всеми признаками древнего культа Родной веры. Полагается, что этот грозовой день и был исконным днем громовержца Перуна. Замещение Перуна Ильей начиналось ещё до крещения Руси, когда только часть киевского боярства приняла христианство: в договоре Руси с Византией 945 года говорится о русах-язычниках, клявшихся Перуном, и о русах-христианах, приносивших присягу в соборной церкви пророка Ильи.

В народе говорили: «На Перуна до обеда – лето, а после обеда – осень», «Перун грозы держит, Перун хлебом наделяет», «С Перуна Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Перунова Дня в поле сива коня не увидать – ночи тёмные»

После Перунова дня - заканчивается сенокос и начинается жатва. По поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела. Перунов День называли в народе «сердитым днём».

Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Перунов День снопов не мечут: грозой спалит»

В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни…

Хорошо если на Перунов День случалась гроза с громом и молниями.

Различали Перуна Мокрого и Перуна Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим – во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядовое питиё. самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднование включало в себя две части-воинскую и земледельческую.

«Станьте аки львы, один за одного, и держитесь князев своих. И Перун будет около вас и победу даст вам! И враги отведают, что им надлежит» (Велесова Книга)

ktoaxkbymhi

Как отпраздновать праздник Перуна

Сва Перуне
бог огнекудрый
во ученьи ратном премудрый
в громоколе исто гремящий
молоньями навий разящий
огнем святи правые мечи
с-правно гряди
с ратаем в сече!
слава! слава! слава! гой!

pstt3ypcaza

Гремят 20 липеня-месяца (июля) Громы с Небес Сине-Златых, бьют-разят Стрелы-Молоньи нечисть лютую, во Яви Земной таящуюся, синие дожди Небо с Земью единят — Всебожью Родову во славу! Мчатся по Небосклону Кони-Огни Перуновы, ронят искры ярые во сырые ложбины, кои звёздами ясными ложатся в пашню, и — ликует Земля-Матушка, Небом Грозным возлюбленная-приголубленная, и чают оратаи-пахари честные богатый Урожай...

gytm730kfwo

О сию пору празднуется во всех Родах Русских да Славянских великий Святодень, Перуну-Батюшке Громовержцу — Ратаю-Воину Небесному, Явь от Нави Оберегающему, Правь Божеску Утверждающему, Ряд исто Блюдущему, Силу правым Дарующему, издревле посвящённый. А деяли тако честные Предки наши да нам тако же деять заповедовали! А чествуют Перуна-Батюшку по Искону нашему во Святодень сей тако: Перво-наперво раскладывают на Капище, либо у Священного Дуба, либо на Горе, как волхвы укажут, Краду дров дубовых чистых. Да воскладают на неё Утицу резную с дарами, кои на тризну Предкам положены. Да ко Дубу Живому либо Капи Священной — ко Чуру Перунову несут мечи да всяко оружие, кое для рати честной за дело Правое потребно. Когда сбирается народ на Капище, рекут кощуны волхвы о Деяниях Перуновых, например, тако:

jrozsfhshyq

КАК ВСХОДИЛО СОЛНЫШКО-ТО КРАСНОЕ ДА НА ТО НА НЕБУШКО НА ЯСНОЕ ЕХАЛ БОГ ПЕРУН НА КОНЕ-ОГНЕ ПО КРУТЫМ ГОРАМ ПО СЫРЫМ БОРАМ ПО ЧИСТЫМ ПОЛЯМ ПО СУХИМ СТЕПЯМ КО ШИРОКОМУ КО МОРЮШКУ СИНЕМУ ЕХАЛ БИТИСЯ-РАТОВАТИСЯ СО ГОРЫНИЩЕМ ЛЮТЫМ ЗМЕИЩЕМ ТОТ ГОРЫНИЩЕ ВСЮ-ТО СТЕПЬ ЗАБРАЛ КРАСНЫХ ДЕВИЦ-ТО ВСЕХ В ПОЛОН УГНАЛ КРАСНЫХ ДЕВИЦ ДА ЧЕСТНЫХ ПАХАРЕЙ ЖЕН СЛАВЯНСКИХ ДА МАЛЫХ ДЕТУШЕК ПОКЛЯЛСЯ ПЕРУН ВСЕХ ИХ ВЫЗВОЛИТЬ ЧЕРНА ВОРОГА ПРОЧЬ С РУСИ ИЗГНАТЬ КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ ПОСЫЛАЛ НАВСТРЕЧЬ ОН ПОЛЗУЧИХ ЗМЕЙ ЗМЕЙ ПОЛЗУЧИХ-ТО КОИМ СЧЕТУ НЕТ СВОИХ ОТПРЫСКОВ ТЬМУ ВЕЛИКУЮ ОПОЛЗЛИ ЧЕРНЫ ЗМЕИ ВСЕ ПУТИ НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР:

ГОЙ ВЫ ЗМЕИ ВСЕ ВЫ ЗМЕИ ПОЛЗУЧИЕ МОЕ СЛОВО КРЕПЧЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО РАСПОЛЗАЙТЕСЬ ВЫ ПО СЫРЫМ ДОЛАМ ПО ТЕМЯНЫМ ДА ПО ГЛУХИМ ЛЕСАМ ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ! КАК УСЛЫШАЛИ ТО ЗМЕИ ПОЛЗУЧИЕ РАСПОЛЗАЛИСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ ПОСЫЛАЛ ОН ВСТЕЧЬ ПЕРУНУ СТАЮ ВОЛЧИЮ ПОСЫЛАЛ ЛЮТЫХ ЗВЕРЕЙ ПОПЕРЕК ПУТИ НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР: ГОЙ ВЫ ВОЛКИ ЛЮТЫ ЗВЕРИ РЫСКУЧИЕ МОЕ СЛОВО КРЕПЧЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО РАЗБРЕДАЙТЕСЬ ВЫ ПО СЫРЫМ ДОЛАМ ПО ТЕМЯНЫМ ДА ПО ГЛУХИМ ЛЕСАМ ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ! КАК УСЛЫШАЛИ ТО ЗВЕРИ РЫСКУЧИЕ РАЗБРЕДАЛИСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ КАК ПРОЗНАЛ ПРО ТО ЗМЕИЩЕ ГОРЫНИЩЕ НАПУСКАЛ ПЕРУНУ ВСТРЕЧЬ ЧЕРНО ВРАНИЕ ЧЕРНО ВРАНИЕ ГРОЗИТ ОЧИ ВЫКЛЕВАТЬ НАЛЕТАЕТ ТУЧЕЙ БЬЕТ-МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ СТЕНОЙ ЧЕРНОЙ СТАЛО ВРАНИЕ НА ПУТИ НИ ПРОЙТИ ПЕРУНУ НИ ПРОЕХАТИ ПОДЫМАЛ ПЕРУН ГРОМОВОЙ ТОПОР ВЕЩЕ СЛОВО РЕК КРЕПОК ЗАГОВОР:

ГОЙ ВЫ ВОРОНЫ ВЫ ПТИЦЫ КЛЕВУЧИЕ МОЕ СЛОВО ТВЕРЖЕ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО РАЗЛЕТАЙТЕСЬ ВЫ ПО ГОРАМ ПО ДОЛАМ ПО ТЕМНЫМ ЛЕСАМ ПО ГЛУХИМ МЕСТАМ ПЕЙТЕ-ЕШЬТЕ МНОЮ ВЫ ПОВЕЛЕННОЕ ОТ МЕНЯ ПЕРУНА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ! КАК ВЗМЕТНУЛОСЬ ВРАНИЕ ЧЕРНОЙ ТУЧЕЮ РАЗЛЕТЕЛОСЬ ПРОЧЬ ОТ КАМНЯ ГОРЮЧЕГО ПЬЮТ-ЕДЯТ С ТЕХ ПОР ОДНО ПОВЕЛЕННОЕ ОТ ПЕРУНА-БОГА БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ ПОДЪЕЗЖАЛ ПЕРУН КО ЗМЕЕВУ ЛОГОВУ ВЫЗЫВАЛ ПЕРУН ВРАГА ТУТ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ КАК СХОДИЛИСЯ ОНИ В ЧИСТОМ ПОЛЮШКЕ РАТОВАЛИСЯ ДА БИЛИСЯ ТРИ ДЕНЬКА РАТОВАЛИСЯ ДА БИЛИСЯ ТРИ ДЕНЬКА

ДА ТРИ НОЧЕНЬКИ БЕЗ ВСЯКОГО РОЗДЫХУ А ПОБИЛ ПЕРУН ЗМЕИЩА ГОРЫНИЩА ПОБИЛ СБРОСИЛ ЕГО В МОРЕ СТУДЕНОЕ БОЛЕ НЕТ ПУТИ ВРАГУ НА РУСЬ-МАТУШКУ ОХРАНЯЕТ БОГ ПЕРУН ЗЕМЛЮ РУССКУЮ! А ГДЕ ЗМЕИЩЕ БЕЖАЛО-СПАСАЛОСЯ ТАМ ОСТАЛИСЯ ОВРАГИ ГЛУБОКИЕ ГДЕ ПЕРУНОВ КОНЬ В ЗЕМЬ КОПЫТОМ БИЛ РОДНИКИ СКВОЗЬ КАМЕНЬЕ ПРОБИВАЮТСЯ ОТМЫКАЛ ПЕРУН ПЕЩЕРЫ ВСЕ ЗМЕЕВЫ ВЫПУСКАЛ ОН ПОЛОНЯН ВСЕХ НА ВОЛЮШКУ А С ТЕХ ПОР ПО ВСЕЙ РУСИ ДА ПО ШИРОКОЙ ПЕРУНУ ПОЮТ ВЕЛИКУЮ СЛАВУШКУ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

keawi0rmyxu

Затем — возжигают Краду, рекут:

ЯР-ОГОНЬ БАТЮШКА ВОЗДЕНЬ ПЛАМЕНЬ СВОЙ ЗАЧЕРНИ ЗОЛОЙ КУДРИ ЗЛАТЫЕ ЯР-БУЙ ВОЗНЕСИ КОЛО ВЫСВЕТИ ЯР-ОГОНЬ ЖГИ-ПАЛИ НЕБО ЗОЛОТИ ЗЕМЛЮ ОСВЕТИ ДАЖЬ БОЖЕ ДОЛИ ВО КРЫЛО СОКОЛЬЕ В СИЛУ-СИЛУШКУ В РУДУ-ЖИВУШКУ ГОЙ ЕСИ ОГНЬ НЕ ДЫМ НЕ ОСТЫНЬ НЕ ПОКИНЬ СТЕЗЮ ПРАВИ ВОВЕК СЛАВИМ ЯР-БУЙ СВА! СЛАВА! ГОЙ!

7dyttl2mp5w

После чего — кладут зачин обрядиву:

РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ! ГОЙ!

lqllugtorno

И далее:

ТУЧИ ИДУЧИ[Е] ГРОМЫ ГРЕМУЧИ[Е] ТРАВЫ СТОЯЧИ[Е] КАМНИ ГОРЮЧИ[Е] ПОДИ ПО ДОЛУ ВОЗДЫМИ ПРЕСТОЛ ХОДИ ВО ЗДРАВЕ ОБЛЕКИСЯ ПРАВИ! ГОЙ!

rifu7lsuqzg

И далее, восхищаясь Духом-Собью до Сварги Златой — Обители Боговой:

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ СОКОЛ СВЕТ-РАРОГ СОКОЛ СВЕТ-РАРОГ ГОЙ-ВОСТРИНУШКО ВСХОДИ К НЕБУ ТЫ СПОРЫМ СПОРЫШКОМ В БЕЛОМ СВЕТУШКЕ ВЗМАХНИ ПЕРЫШКОМ СКОРО ВОСХОДИ В СВЕТЕЛ БОЖСКИЙ ГРАД К САМОМУ КО ТРИГЛАВУ КО БОГОВУ! ГОЙ!

fa8ln7sw8rc

Далее обычно речётся Прославление Триглава (Сварога-Перуна-Велеса — Прави-Яви-Нави), без коего не обходится практически ни один обряд с-Правный:

ТРИГЛАВЕ ЕСИ МНОГОСЛАВЕ ДИДЕ-ДУБЕ-СНОПЕ СВЯТЫ ВМИТЕ СОРОДИЧЕЙ СЛАВЯЩИХ КОИ ЕСТЕ ОТРОЦЫ ВАШИ СВАРОЖЕ ВЕЛИКЕ БОЖЕ КИЙ МОЩИ В ДЕСНИЦУ ВЛОЖИ ОТЧЕ ГРОМАМ ПЕРУНЕ СИЛЫ ПРАВИ ДАРУЕ ВЕЛЕСЕ ДИВЕ НЕБЕСЕ БО ВЕЩИЙ ВЕЛЕСЕ ЕСИ ПРЕБУДЬТЕ С НАМИ ВО БЛАГОСТЯХ БОЖСКИХ ОТНЫНЕ ВОВЕК! ОТ КОЛА ДО КОЛА! ГОЙ!

uhmdkyz6pwo

И далее жрец переходит непосредственно к славлению Перуна:

ЗАБУРЛИ МОРЯ СВЕТЛОПЕННЫЯ ШЕЛЕСТИ ДУБА ВЕКОВЕЧНЫЯ ЗАСВЕРКАЙ МЕЧИ РАЗУДАЛЫЯ ВСПОЛЫМИ ОГНИ ИСКРОЗАРЫЯ РАСПЛОДИСЯ ЗЕМЛИЦА БОЯРАЯ СЕ ТВОРИТСЯ СЛАВА ПРЕОГРОМНАЯ САМОМУ ПЕРУНУ ГРОМОВЕРЖЦУ! ГОЙ!

gtljcg7hhgo

И далее:

ДА СОТВОРИМО СЛАВУ РОДНЫМ БОГАМ! ДА ВОЗНОСИМО ПЕРВУ ВЕЛИКУ СЛАВУШКУ САМОМУ-ТО ГРОЗНУ ПЕРУНУ БАТЮШКЕ! ГОЙ! ПОСРЕДЬ ТРЕХ КЛЮЧЕЙ СРЕДЬ ШЕСТИ КАМНЕЙ ПЕРЕИДЕМО РЕКУ ШИРЬ-ШИРОКУ СТАНЕМО НА ГОРУ ВЫСЬ-ВЫСОКУ У ВЕЛИКА ДРЕВА СТОЯША ЧТО ВЫШЕ ОБЛАКА ХОДЯЩА ПРИЗОВЕМО ИМЯ БОГОВО КОИМ ПО ПРАВИ ПРОСЛАВИМО ГРОМАМ ОТЦА ПЕРУНА ВЫШНИХ РАТАЯ! ГОЙ! ПОЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ КРУГ ЗЕМЛИ ПОДЫМИСЯ ДОРОГОЙ РА-ДУГОЙ КО САМИМ ПОЛЯМ КО ЛАЗОРЕВЫМ ГДЕ СКАЧЕТ БОГ ПЕРУН НА КОНЕ-ОГНЕ ГОНИТ СТАДА ТУЧ ПРИ ДРОБНОМ ДОЖДЕ ВЕРЖЕТ ГРОМАМИ ДИВЕЙ КОЩЕЕВЫХ ВЫЗВОЛЯЕТ ИЗ ПЛЕНА ТРИСВЕТЕЛ ЛИК САМОГО СВОВО БРАТА СОЛНЕЧНА! ГОЙ! БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ: ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО ОГНЕМ ЯРЫМ В НЕБЕ ДОЖДЕМ ДОБРЫМ НА ПОЛЯХ КОЛОСОМ ГУСТЫМ НА НИВАХ ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ НАШ БУДИ СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ! ГОЙ! ПОЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ ЗА КРАЙ СВЕТА ЗА ЛЕСА ТЕМНЫ ЗА ГОРЫ КАМЕННЫ ЗА ПОЛЯ ШИРОКИ ЗА МОРЯ ГЛУБОКИ ГДЕ ПЕРУН ВЕДЕТ РАТЬ БЕЗ УСТАЛИ СБЕРЕГАЕТ ГДЕ ОН ВОСТОЧНЫЙ КРАЙ ОТВОРЯЕТ ПУТЬ СОЛНЦУ ТРИСВЕТЛОМУ ХРАНИТ-БОРОНИТ ВЕСЬ-ТО БЕЛЫЙ СВЕТ ЯВЬ ОТ НАВИ ТЕМНОЙ ОТРИНУВШИ! ГОЙ! БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ: ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО БЕРЕГУЩИЙ МОЩЬЮ БРАННОЮ САМИХ НАС ДА УДЕЛ НАШ ПРАВЫЙ РЯД ДА ЛАД БОГАМИ НАМ ДАННЫЕ ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ НАШ БУДИ СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ! ГОЙ! ТЫ ЛЕТИ-ЛЕТИ СЛОВО ВЕЩЕЕ НА РУБЕЖИ ЗЕМЛИ СВЕТОРУССКИЯ ГДЕ ГРЕМЯТ-ЗВЕНЯТ ВОИ МЕЧАМИ ГДЕ ТОЧАТ РУДУ-ЖИВУ СЕЧАМИ ГДЕ СЛАВЯНЕ ВНУЦИ ДАЖЬБОЖИИ ИДУТ РАТИЮ ЗА ДЕЛО ПРАВОЕ ГДЕ ГРОЗЕН ПЕРУН РАТАЙ БОЖЕСКИЙ ИХ ДЕСНИЦЫ ДАРУЕТ КРЕПОСТЬЮ ПАВШИМ С ЧЕСТИЮ УКАЗУЕТ ПУТЬ ВО ЧЕСТНУ-СВЕТЛУ СЛАВЬ НЕБЕСНУЮ! ГОЙ! БУДИ РЕЧЕНО СЛОВО ВЕЩЕЕ: ПЕРУНЕ-ВЛАДЫКО ПРИЗЫВАЕМО ТЯ БРЯЦАНИЕМ ОРУЖНЫМ ДА ГЛАСОМ ТРУБНЫМ СИЛОЮ-ЯРИЮ ДА ВЫБОРОМ ПРАВЫМ ВСЕМ ЧТО ТАК ЛЮБО ТЕБЕ ВСЕМИ ДАРАМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ НАШ БУДИ СЛАВИМО ТЯ ВОВЕКИ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

nosla th3tm

После сего потворники обходят коло собравшихся с требными хлебами, и каждый, возлагая на хлеб длани, речёт от Сердца благопожелание Роду, сородичам и себе самому. По завершении круга жрец освящает требу над Огнём, троекратно речёт:

СВЯТА ТРЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ОТ СОЛИ ДО ХЛЕБА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ ДА ПРЕБУДИ ЛЕПА СВЯТИ-ОСВЯЩАЙСЯ! ГОЙ!

Затем — заносит требу на Капище и, предлагая её Родным Богам, возлагает на Алатырный камень пред Чуром Перуна. При сём — речёт:

ПРИМИТЕ ВСЕ-БОЖЕ А БОЛЕ ПЕРУНЕ ТРЕБУ ВЕЛИКУ ОТ РОДА НАШЕГО ТРЕБУ ЧЕСТНУ ОБИЛЬНУ ТРЕБУ СЛАВНУ ВСЕСИЛЬНУ! ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО! ГОЙ!

На камне треба разделяется: часть её остаётся у Капи, а часть вкладывается в Огонь. При сём жрец речёт:

ВО СВАРГУ СОКОЛОМ ВСХОДИ СЛАВА БОГАМ НАШИМ КО ДИДУ А ДУБУ А СНОПУ КО РОДУ ОТ РОДОВ РУССКИХ ИЗ ОГНЯ СВЯТАЯ ТРЕБА А ЯКО БЫСТЕ ОТ ВЕКУ ТАК ЕСТЕ А ТАКО БУДЕ! ДА БУДЕ ЗЕМЛЕ НАШЕЙ БЛАГО! ГОЙ!

Пока треба восходит в Огне, воины бряцают оружием о щиты, а жрец речёт прославление Сварги:

ЕСИ ПАЧЕ УМА ПРЕСТОЛ ЛЬЮЩИЙ НЕЗРИМЫЙ СВЕТ БОЖСКОЙ ВЕЛИКОЙ СЛАВЫ ЗРИМ МЫ ТАЙНУ ПРЕСЛАВНУ ЯКО ОГОНЬ СИЯЮЩУ ПАЧЕ ЧУДЕС ЗЕМНЫХ ОЗАРЯЮЩУ ДА ПРОСВЕЩАЮЩУ ИЖЕ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ ОТ ВЕКУ УТВЕРЖДЕНА! ЕСИ СВА! ЯКО ЗЕМЛЯ ПОУТРУ КРАСНО УБРАНА ЗОРЯМИ СВЕТЛЫМИ ТАКО СЛАВОЙ УКРАШЕНА ПРАВЬЮ ВЫШНЕЙ ВОЗВЫШЕНА СВАРГА ЗЛАТАЯ УДЕЛ БОГОВ РОДНЫХ НАШИХ ВО СВЕТЕ А КРЕПОСТИ ВЫШНЕЙ! ТАКО БЫЛО ТАКО ЕСТЬ ТАКО БУДЕТ! ИСТИННО ВОВЕКИ! ГОЙ!

Через какое-то время жрец, возгорев Сердцем, глядит в Огонь и, в зависимости от открывшегося, речёт о требе:

ВЗОШЛА! СЛАВА РОДНЫМ БОГАМ! СЛАВА ПЕРУНУ!

Либо, если треба ещё восходит: ГОДИТЬ (ЖДАТЬ) БУДЕМ!

Либо, если треба не взошла:

ПРАХОМ ПОШЛА!

В последнем случае, то есть когда треба отвергнута Богами, приносятся особые искупительные жертвы; остатки же нечистой требы — зарывают в Землю. Лишь после того, как треба взойдёт, потворники выносят братину с питным мёдом либо сурьей, которая освящается жрецами:

СУРЬЯ ЛЕИСЯ БЛАГО ДЕИСЯ ЧАРА ПОЛНИСЯ-ПРЕИСПОЛНИСЯ! КОМУ ПИТИ ТОМУ ДОБРО! ГОЙ!

Братину пускают по кругу, дабы каждый, приняв её с поклоном из рук сородича, вознёс её к Небу — во славу Родных Богов, плеснул немного на Землю — во славу честных Предков и причастился из неё сам, громкогласно произнеся должное славление от Сердца. Вслед за братиной всех собравшихся обносят требным хлебом (хлебами), оставив на Капище лишь малую часть требы.

Когда коло замкнётся, народ расступается, пропуская вперёд двух воинов, возжелавших, по согласию жрецов, почтить Перуна обрядным поединком. Обычно бой ведётся на мечах — по правилам, оговорённым заранее.

Победителя чествуют всем миром, почитая его как осенённого особой милостью Грозного Бога...

Обрядовый поединок знаменует собой начало воинских ратаний, игр и всевозможных молодецких забав, среди которых:

1) Бои «стенка на стенку» и «сам на сам»;

efjbkxluitu

2) «Ломание» (воинский пляс, постепенно переходящий в бой);

yrj0oncyog8

3) «Перунов Пляс» (показ особливого воинского умения);

4) Метание ножей, топоров и сулиц (коротких копий) в цель, стрельба из автомата и т.п.;

5) Всевозможные упражнения на координацию движений и ловкость, например, бросание полена на дальность, бой на облегчённых кистенях либо палках, всевозможные «толкания» и проч. Игровые поединки.

Завершается празднество братчиной (общим пиром) во славу Родной Земли и Предков, защищавших её с оружием в руках и сумевших сберечь в лихие года. На зачин братчины жрец, простирая длани над столом, речёт слова пищесвятия:

ТАМ КОСТЕР ЗДЕСЬ КОСТЕР КАКО НА НЕБЕСИ ТАКО НА ЗЕМЛЕ СТАЛО ПИЩА А ПИТИЕ НА БЛАГО РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКА НАРОЖДЕНЫ МИЛОСТЬ ТО ЕСТЕ А ЗА ТО БЛАГОДАРСТВИЕ БО ГДЕ ХЛЕБ ЕСТЕ ТАМО БОГИ ЕСТЕ А СТА СИЯ СТРАВА ЧИСТА ОТ БОГОВ ДАЖДЕНА! ХЛЕБ ДА СОЛЬ! [ОТВЕТ: ХЛЕБА ЕСТИ!] ГОЙ!

Сам пир начинается с прославления честной чарочки:

УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ ЧЕСТНА НАША ЧАРОЧКА ТЫ КРУГЛЫМ-КРУГЛА НЕТУ НА ТЕБЕ УГЛА ТЫ ПОЛНЫМ-ПОЛНА НЕ ВИДАТЬ В ТЕБЕ ДНА А НА ЧТО ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПОСТАВИТИ? А ЧЕМ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ПРОСЛАВИТИ? А КОМУ ТЕБЯ ЧАРОЧКА ДНЕСЬ НАПОЛНИТИ? ДА К ЧЕСТНЫМ ЛЮДЯМ ДОРОГИМ ГОСТЯМ КОМУ ВЫНЕСТИ? А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ НА ЗЛАТ ПРЕСТОЛ А ПОСТАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НА ДУБОВЫЙ СТОЛ У ТОГО ЛИ У СТОЛА ДА ЧЕТЫРЕ ВСЕ УГЛА КАК У СВЕТА ШИРИНЫ ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ А ПРОСЛАВИТЬ ТЕБЯ ЧАРОЧКА НЕ ВОДОЙ НЕ РОСОЙ А ПИТИЁМ ПЕННЫМ ДА МЕДОМ НЕ ХМЕЛЬНЫМ ЗАРОДИЛО ЕГО САМО НЕБУШКО СИНЕЕ ВОЗЪЯРИЛО ЕГО САМО СОЛНЫШКО КРАСНОЕ А ВОЗРОСТИЛА ЕГО САМА МАТУШКА СЫРА ЗЕМЛЯ А НАПОЛНИТ ТЕБЯ ЧАРОЧКА СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК СТАР-МАТЕР ЧЕЛОВЕК ТРЕМ СЫНАМ ОТЕЦ А НАПОЛНИТ ОН ТЕБЯ НЕ В ДОМУ НЕ В ТЕРЕМУ А НА КРАСНОМ ЛУГУ ДА НА КАМЕННОМ КРУГУ А ВЫНЕСЕТ ТЕБЯ К ДОБРЫМ ЛЮДЯМ МОЛОДА ЖЕНА МОЛОДА-ПРИГОЖА НА ПОЧЕСТЕН ПИР НА ПОЧЕСТЕН ПИР МЕД-ПИВО ПИТИ МЕД-ПИВО ПИТИ ГОСТЕЙ ВЕСЕЛИТИ ПРЕДКОВ СЛАВНЫХ ЧТИТИ ДА БОГОВ РОДНЫХ ПО ЗАКОНУ СВАРОЖЬЕМУ СЛАВИТИ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ!

Первая часть от каждого яства и пития — завсегда Предкам... Помимо общего обрядного действа, о коем была речь выше, на Перунов день совершаются и другие обряды: принятие нового воина в дружину, воинское имянаречение, скрепление братских уз кровью, принесение частных треб, совместные Духовные радения, освящение оружия и проч., о чём ведают мудрые...

...Рекут иные, что Перунов день — праздник сугубо воинский, то есть отмечать его должны только те, кто относится к Ратайскому (Воинскому) сословию Руси.

Поистине, трудно согласиться с таким утверждением! Ибо Воинский Дух, согласно нашему Искону (Духовной Традиции, переданной нам от Предков), отличает не только воина в сословном смысле слова, но каждого полноценного Руса и Славянина мужского пола. Конечно, не каждый из наших сородичей имеет воинское призвание Свыше, но быть Сильным, Мудрым и Здравым, как это подобает внуку Даждьбожьему, уметь достойно переносить удары Судьбы и иметь достаточно воли для преодоления препятствий, встречающихся на Жизненном Пути, быть достойным отцом и заботливым мужем — разве не этому учит нас Стезя Перуна и Родолюбие?

Поистине, Сила Духа, Воля к Преодолению, Честь и Доблесть каждого Руса и Славянина — это Сила Перуна, явленная внутри нас! Все «обиженные и оскорблённые», убогие и слабоумные, слюнтяи и трусы, проходимцы и паразиты, все «рабы божии», униженно замаливающие свои «грехи» пред иконами, не достойны зваться Воинством Перуновым, не достойны Чертогов Слави Небесной после ухода из мира Яви Земной, не достойны идти Стезёй Родных Богов и Предков, увековечивая их славу для потомков! Этому нас учит Родолюбие. Это заповедовали нам Родные Боги — Предки Предков наших — Старшие в Роду нашем! Этому учили нас Отцы и Деды наши, Щуры и Пращуры, на коих быть стремимся похожими, жизнью своей указавшие нам Стезю Прави, коей следуем ныне — во славу Земли Родной, Солнечного Светорусья!

Тако было, тако есть, тако будет! От Кола и до Кола! Во славу Всебога Рода Всесущего! Во славу Рода Небесного, в коем по смерти воссоединение с Предками честными нашими чаем! Во славу всех честных Родов Земных Русско-Славянских, верви коих ныне мы длим!

Приметы и обряды связанные с праздником Перуна

jxwg 8wcugu

Грозовая вода

В этот праздник знахари и волхвы собирали грозовую воду, которая использовалась в множестве обрядов - с ее помощью избавлялись от нечисти, находили и наказывали виновных, укрепляли здоровье и лечили раны.

Считалось, что воду, собранную в грозу в Перунов день, громовержец наделял особой силой, которая переходила к человеку и делала его крепче, выносливей, здоровей. Девушки использовали такую воду для наведения красоты, приведу для примера один из обрядов.

Обряд на красоту

Во время грозы в Перунов день в глиняный кувшин нужно собрать дождевую воду, в нее положить серебряную монетку или серебряное украшение. Важно, чтобы это было действительно серебро. После над водой читают заговор:

«Молния-краса, летняя гроза, предлагаю тебе покинь небеса, коснись моего лица, сойди на телеса, сойди на волоса. Пусть я буду красна да ладна, чтобы другим меня хаять было неповадно. Слова мои крепки да лепки, как сказала, так и будет, а кто бел-горюч камень алатырь изгложет, только тот слово мое превозможет! Да будет так»

Этой водой следует умываться утром и вечером, а также можно по несколько капель добавлять в ванну или использовать в бане.

Обряд на Перунову силу

Чтобы мужчина был здоровым, сильным и богатым в Перунов день следует найти дуб, обнять его, дождаться раската грома и сказать:

«Дуб-Дубище,
Перуна капище!
Дам те во Требище,
Яриле на Огнище
Сухо дервище
Во жарко кострище!
Ты расти, Огнище,
Согревай корнище,
До Небес, ветрище,
Подыми дымище!
Опали искрищем,
Воздыми снопищем!
Дажди, Дуб-Дубище,
Чтоб Сварога детищи
Жили век не нище!
Да будет так! Гой!»

Оберег от всякого зла

Чтобы не смогли сглазить и навести порчу в Перунов день следует стать под дождем и после того как ударит молния проговорить заговор:

«Ты, Перун-отец, туго тетиву натягиваешь, верно по цели огненной стрелой бьёшь, врагом и нечисть поражаешь, пусть твое стрела пронзит всякое зло на меня нацеленное ,спалит дотла и пыли не оставит. Слово моё крепко, да будет так.»

Заговор от болезней и для здоровья

Наговаривают на собранную в грозу воду и дают по небольшому глотку в день заболевшему человеку:

«На море-окияне, на острове Буяне Лежит бел-горюч камень Алатырь. У каменя стоит Перун с воями своими. Они отбивают, отстреливают От (имя) уроки и призоры, Щипоты и ломоты, ветроносные язвы, На чёрные грязи, на болота топучие, Откуда возврата нет, не было и не будет. Слова мои крепки и лепки, ключ и замок!»

Гимн Перуну перед боем от гибели в сражении

Современным солдатам не чужды такие верования. Гимн можно читать перед боем, как это делали наши предки. Если верить современным легендам, он не дает пасть в сражении. Знающий эти слова солдат вернется домой целым и невредимым. Культ Перуна силен по сей день, не стоит недооценивать дары этого божества. Кроме этого, данный гимн наговаривают на воду для снятия сглазов и порч, а также для защиты от злого колдовства и происков врагов. Если вы подозреваете, что на вас наводят негатив, попробуйте читать этот гимн. Делать это нужно утром, до завтрака и умывания. Гимн громко начитывается на чашку с водой, читать нужно 33 раза:

Перун, божественный ратник золотых вед, Перун, дарующий силу вещую, силу звонкую, благородную, Перун, ты — священный огонь, Ты — живой огонь, воссиявший радостно многоцветьем цветов первозданных. Перун — Бог искрометный, ведо небесное, Бог бесстрастной правды небесной. Ты всегда первый во чести борения, Ты слышишь зовущих тебя. Мое сердце честное в сердце твоем вещем. И храню я честь и достоинство, вспоминая о честной доблести твоей. Ты вложил в мое тело оружие, чистоту души моей светлой. Тот божественный дар сохраню я, огнь вещий, священный. Хлебом сытным своим я тебя одарю. Предлагаю появись в моей жизни оком пламенным, чтобы видеть мне все. Предлагаю проявись в моей жизни словом пламенным, словом мудрости, и пусть правит оно моей жизнью. Велика твоя суть, Родом данная, Ты открыл мне путь, и пусть будет так, И пусть будет так и на все века. Слава тебе, родич Перун. Слава тебе, родич Перун. Слава тебе, родич Перун. Бог чистоты жизни моей, Бог славного огня вечного, Бог, соединяющий силы мои в благодать великую, истинную, Слава тебе, гои Перун. Бог, и ночью, и днем ты всегда со мной, Ты сияешь всегда разноцветьем огня

Это адаптированный для современного русскоязычного человека вариант гимна.

Символы Перуна

vz93tmjecwy

wswdzbtie c

bqq0lllttbq

Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве

Даркевич. В. П.Статья 1961 год.

В докладе доктора исторических наук В.П. Даркевича коротко рассказывается о формировании и распространении поверий об оружии небесных богов у разных народов. Приводятся изображения и описание амулетов в виде миниатюрных топориков, секир, молоточков, найденных в ходе археологических раскопок на территории Восточной Европы. Особое внимание уделяется роли топора в различных обрядах и празднествах у славянских и других европейских народов. И, наконец, рассказывается об использовании топора в почитании громовержца Перуна.

3lx avff fk

o6 ymhgxaak

vodo0d fxhe

9ul0jo4k27s

shlp6efnkjg

pxewortzmgo

xasnv7sdab8

mkbl9rlpusa

qmekr6g fvg

46scncem1qk

lrooub9rnkk

pusr9k4dmik

Гусли к которым прикоснулся Перун и звонкие струны древних Новгородских гуслей

Гусли звончатые со струнами золотыми — это идеал гуслей, поэтический и реальный. Он складывался как понятие, вероятнее всего, в период конструктивных преобразований в прототипах струнных щипковых инструментов, не знавших до того струн из металла. Этот идеал вырастал в условиях осознания блеска золота как воплощения Солнца—Ярилы на земле, звона золота — как солнечной яри, сокрушающей Зиму с ее ледяными, мертвыми покровами, звона металла — как оградительной силы, расположенной на грани двух миров, призывающей к жизни, дарующей жизнь. Отсюда гусли с золотыми звонкими струнами — это гусли солнечные, яровчатые. Это гусли, которые принадлежат культу космического огня, его богам — Солнцу, Яриле, Перуну, Световиту. Идеал этих гуслей мог сложиться при соответствующих материальных условиях: когда были развиты дерево- и металлообрабатывающее ремесла, когда у ювелиров имелся навык волочения проволоки и когда их продукция требовалась достаточно большому числу людей. Тогда же, по-видимому, звуковые качества гуслей начинали оцениваться не только в плане сакральном, но и в плане эстетическом. Всем этим условиям мог отвечать возводившийся в IX—X вв. Новгород.

Владимир Иванович Поветкин.

[видео]

Перуне — Перуне, обряд отгона туч пением

Отрывок из фильма "Рух зямли", 1999. Исполнитель - Мiхась Басяков. Режиссер этномузыколог и этнокинематографист Зинаида Можейко.

Перун Перуне,
Помоги Божа.
Хмару отогнати,
Да за тые лесы темныя,
Да за тые горы высокия

Топонимы связанные с именем Перуна

В Российской империи насчитывалось множество топонимов, связанных с именем Громовержца: есть д. Перунь на р. Колпь Ленинградской обл. (Перун Верхней дер. в Ильинском в Веси пог. Беж. пят. 1538/39 г.), и д. Перино/Перыно, неподалеку от р. Великой (Псковская губ.) (Васильев 2012, С. 339), д. Перуново в Ржевском уезде, Перунов в Полоцком повете (Снегирев 1, С. 14), Перунов в Могилевской губ, Быховском р-не, Пируны в Новгородской губ., р-н Старой Руссы (Мансикка, С. 282). Польша: д. Piorunka, Piorunów, Piorunowy most, Piorunńce, Piorunówek (Мансикка, С. 282). В Словении деревня Perunja ves. «На расстоянии 5 км. от Крагуевца (Сербия) находится село «Перуновац». /…/ В Куршумлийском уезде есть село «Перуника»» (Иванов 2005, С. 20). В Германии, на бывших землях полабских славян, имя Перуна в топонимах также отрази-лось: деревня Pronstorf в Шлезвиг-Гольштейне, регион Зедеберг, в 1199 г. известный под названием Perone, а также д. Prohn (Perun в 1240 г.) в Померании. Параллели. Деревни в Литве: Perkūnai, Perkūnėlis, Perkūnkaimis, Perkūnkiеmis «деревня Перкунаса», Perkūniške (3 топонима), Perkūniškės, Perkūniškis (Laurinkenė, s. 44).

u3axc7ksmey

1gu3t6xjxta

Боевая пляска посвящённая Перуну

Один из обычаев сельского Ильина дня – шумная гульба с молодецкими игрищами, ритуальными БОЯМИ и ПЛЯСКОЙ. Причём такая пляска частенько воспринималась как своеобразная жертва Илье-Перуну. В Смоленской губернии записана песня с упоминанием такой пляски и, видимо, исполнявшаяся во время ее:

Ахи, дай Божа,
Два Илюшки ў гаду,
А Пятрушки
Хуть и ни водныга;
Я Ильюшички пупляшу,
А Пятрушички ни хачу!

Комментируя публикуемый им текст, исследователь В.Н. Добровольский пишет: «В Прыщевской волости, Рославльского уезда, пляска в праздничные дни считается оказанием чести того святого, память которого празднуется. «Попляшу Богородице!» или «попляшу Илье!», говорят крестьяне перед пляской. Такое воззрение на пляску, несомненно, остаток языческого культа»

ls3h9u ruga

Проклятья именем Перуна:

рус. Сбей тебя Перун! Схвати тебя Перуном! Перун тебя забей / возьми! Пусть Перун тебя заберет! Чтоб тебя Перуном убило!

блр. Каб тебя Перун треснул! Штоп тябе Пярун на том забиў! Каб яе Пярун! Каб цябе Пярун спалiў / распорошил / ўзяв / треснув / трахнуў / сунуў! Шоб цебе Перан асмалiў! Пярун яго хай возьме! Каб вас Пярун побиў! Хоб тэбэ Перун ляснуў! Штоб яе Перун ляснуў! Бадай цябе Перун свiснуў! Няхай мяне Пярун забье! Каб цябе Пярун забіў на роўным месцы! Каб табе Пярун голоў разбiў! Каб цябе Пярун забiў, а маланка пяты начышчала! Каб цябе Пярун сярод чыстага поля ляснуў! Кап цибе зимавы Парун (забиў бы)! Идзи ты пад зимнаго Паруна! Каб ты Перуна не пазнала! Каб цябе Пярун забiў, а маланка пяты пашчапала! Каб цябе Пяруном забiло! Кап цябе Пярун забiў! Кап цiбе першы Перунок не мiнуў! Каб ты сперунеў, каб ты!

укр. Перун би тебе побив! Пером би тебе взяв! А Перум би тиба льоснув! Щоб тебе Перун гримнув! Щоб тебе Перон трахнув! Перум би тебе побив! А жи би тебе Перун трiснув! Бодай на тебе Перун вдарив! Нех тебе Перун трахне! Щоб тебе Перун рознiс! Най в тебе Перун стрiлiт! Перум би т᾽а убиў! Убiй тебя Перун! Бодай тя Перун биў, жебы тя запалиў! Бодай тебе Перун побив! Бодай тя миленькый Перуни забили! Перун би тя забiл! Щоб / бодай тебе / тя Перун забив! Бодай тебе Перем забеў! Най би т’а Перум трiс! Iдь до Перуновей матерi!

болг. Свети Илия с гръмотевица да те порази дано! (Святой Илья с молниями бы тебя поразил!),

серб. Убио те Света / Свети Илиjа! Свети Илиjа те громом спалио! Свети Илиjа те у перчин погодио! Свети Илиjа те громов гађао! Свети Илиjа те у перчин погодио! Убио те Свети Илиjа и Огњена / Блага Мариjа! Убио те свети Илиjа да Бог да!

хорв. Ilija me/te (h)bila (Убей меня/тебя Илья!)

поль. Niech cię / gо (jasny) Piorun trzaśnie! (Чтоб тебя / его горящий Перун треснул!) Niech Piorun z nieba zleci i w łeb mnie trzaśnie! (Пусть Перун с неба слетит и в лоб мне треснет!) Niech cię Piorun strzeli! (Чтоб тебя Перун застрелил!) Do Pioruna! (Иди ты к Перуну!) Do stu Piorunów! (Иди ты ко ста Перунам!) Ażeby cię Piorun zabił! (Чтоб тебя Перун забил!) Piorun w tobie! (Перун был бы в тебе!) Żeby cię Рiorun z wysokiego nieba na miejscu zabił! (Чтоб тебя Перун с высокого неба на месте забил!) Azeby cię Рiorun trzas(ł) / zapąluł! Niech cię Рiorun rozerwie! Сюда же застольное: A kto z nami nie wypije, niеch go Piorun trzasne!

чеш. Aby tě / tо / je / či Perun / hrom spral!

словац. Parom te trestal / metal / zabil / vzal! Bodaj /Aby ťa / ju Рarom vzal / ubil / zabil! Parom by ťa skáral! Nech ťa Parom vezme! Daže teba Parom trestal! Parom ti do duši / do srdca / v košeli! (Чтоб тебя Перун в душу / сердце / за пазуху!) Parom ho bral! (Перун его возьми!) Parun nech to tlači! (Перун чтоб это задавил / толкнул!) Peron te zabil, abo ich Paromowa strela! Že by če Pjeron zabjol! (Чтобы тебя Перун забил!) Peruni bi ce pobil'i! (Чтобы тебя громы побили!) Peronova strela na zabila!

лит. Kad tave Perkūnas šaut! «Чтоб тебя Перкунас поразил!»

латыш. Kad tevi Pérkûns saspérti! «Чтоб тебя Перкунс разгромил!»

tf17h1aymg0 1

Перун как покровитель свадеб

Девушки купались в воде, освященной присутствием (купанием в ней) Громовержца, для обеспечения себе лучшей доли: «В праздник Ильи люди собирались у родника в лесу около деревни Стайки Ушачского района. Тут на горе до 1938 года стояла деревянная Свято-Ильинская церковь. В старые годы девушки, чтобы скорей выйти замуж, в этот день купались в роднике и водили хороводы» (Дучыц, С. 86)

В трансформированном виде магическое купание-очищение могло превратиться в посещение бани, где от ритуальной стороны осталось только производимое на реке гадание девушек на определение своей судьбы: «В Ильин день в баню сходишь, вымоешься и веник на реку несешь. Бросишь и смотришь, в какую сторону плывет комлем – туда и жить поедешь» (УД, С. 180)

Гадали и иначе: костр. «Ильин вечер, собираются и поют, и бабка одна ворожит. Илию поют: «Суженый-ряженый, привидься»» (РНК, С. 184)

Здесь Перун/Илья выступает в редкой ипостаси – как покровитель свадеб. Это представление сохранено в ряде других примеров: во Владимирской губернии в Ильин день устраивали богомолье, в ходе которого «молились до восхода солнца в каменице /…/ чтобы хлеба уродилось много, скотина не пала и чтоб девки вышли замуж» (Владимир, С. 42).

У македонских болгар отмечено обыкновение устраивать сватовство и свадьбы лишь в один день в году – «Илинден, Петровден или Богородица»: «В день пророка Илии, после окончания литургии, самый старший из поселян выходит на середину села, окруженный народом и /…/ приглашает к себе молодцев, одетых в праздничное платье, и объявляет им, что «по Божьей воле свадьбы начинаются». Молодежь кланяется ему, становится на колена перед священником под его благословение /…/ потом все, вставши, стреляют несколько раз из ружей в знак, что свадьбы уже начинаются. Спустя несколько минут начинают развеваться знамена над крышами тех домов, в которых должны быть свадьба или обручение» (Волков, С. 47, 48)

В липецком селе Излегоще свадьбу играли в престольный праздник – Ильин день, (Бессонова, С. 64)

ush wdoxkke

Заговор на венчание [реконструкция по заговору дружки, Кадниковский у., Вологодская губ., 1898]

«Как красное солнце воссияет на день сегодняшний, и как тому красному солнцу возрадеют все Боги родные и все предки святые, на воде рыба, на лесу птица да на траве пчелы, так же бы возрадел муж (имярек) о жене (имярек), и жена (имярек) о муже (имярек). И возрадели бы они навстречь себе: очей бы друг с друга никогда не сводили, сердца не разнимали, лиха бы не думали и худого не сотворили. А кои слова не договорил да переговорил, станьте задние назад, а передние наперед, да будьте все в числе, да будьте крепки и лепки, крепче камня и железа. Тем же моим словам ключ и замок по воле и во славе Сварога-Коваля, Перуна Громного и Велеса Премудрого. Гой!»

h d5wa5hivu

Цветы Перуна

Южнославянское название растения Iris germanika: серб. перуника, макед. перуника, пенурика, перунига, болг. перуника, перунига, перонига, словац. perunika, принято возводить к имени Перуна (Ђокић, С. 149), посредством соединения к теониму суффикса -ика, используемого для образования названия трав: баздика, вретеника, морачика, сљезика и т.д. Косвенно это предположение подтверждается: в Дубровнике пучки перуники, освященые в церкви в день св. Петра Богишара держат дома, чтобы уберечь его удара молнии (Филиповић, С. 71). Известны и другие растения со схожим именем: серб. пероњика, пероница, перуник (Cyperus longus), перуника гомољаста (Hermodactylus tuberosus) (Раденковић, С. 110), у латышей полевая горчица именуется Pehrncones «Цветок Перконса» (Иванов 2005, С. 22).

alhtiwb qgg

о. Перун до затопления Днепрогэсом

dt3sziyibf4

Перунов праздник в Родопах

Перевод с чешского Богумил Гасанов:

«Деревня Яворово лежит в пяти часах пути южнее Пловдива, между Станимакой и Новым Селом. Все жители до единого – болгары. Деревня очень красива, лежит под высокой горой, которая до сих пор называется св. Илья. /…/

Я пришел еще накануне праздника св. Ильи, чтобы познакомиться издалека, как идут приготовления к следующему дню. /…/ Узнав у трактирщика план на завтра, я вскоре лег, чтобы раным-ранешенько проснуться.

Около пяти часов утра трактирщик разбудил меня, чтобы, если пожелаю, идти в костел, поскольку литургия вскоре начнется. Я пошел, посмотреть, не будет ли чего для записи. По окончании мессы ведший ее поп Ковачев, приведя несколько цитат из Библии о еретиках, наконец спросил: «Вы, православные христиане, что вы делаете?» Большего он сказать похоже не отважился, поскольку, как он мне говорил, от своего обряда они ни за какие деньги не откажутся, и нет авторитета, который бы их убедил в обратном. Ему ответили: «Наши деды делали так и им это не повредило, и нам это также не повредит».

Мы вышли из костела. Люди разошлись и только мужчины остались перед костелом. Спросил, какой курбан будет заколот, ибо до этой минуты я не знал, забьют быка или баранов. Скоро всякий мне рассказывал, что есть две партии. Одни хотели четырех или пять баранов, другие – снова корову. Стали договариваться. Один доказывал одно, второй другое. Наконец раздалось сильное хлопанье в ладоши. Это означало, что о курбане договорились. Я подошел ближе и узнал от старика, что купили трехлетнюю яловицу. Продажная цена достигала 320 грошей (1 грош = 1 крейцер). Этим другая сторона, голосовавшая за овна, была побеждена. Не думаю, что мясо овна было для обряда безразлично, но: 1) оно мне вкуснее, 2) мясо овна в Болгарии кажды любит больше, чем говядину. Я заметил на то, что в старое время в этот день кололи коров. Старик еще выпил ракии и всякий спор утих. Вскоре пришел трактирщик сообщить, что яловицу ведут на заклание. На вопрос, где ее зарежут, несколько голосов разом ответило: «Э, там на горе». При этом некоторые размахивали руками, указывая мне направление так сурово, что и при наличии самого лучшего компаса нельзя было бы сделать точнее. Я вскочил на мула и болтая своими длинными ногами, направился по улочке по направлению к западу от деревни.

Было это в субботу 20 июля, или по нашему календарю, 1 августа. Восемь часов утра. Первой вели яловуху, а за ней на мулах везли четыре медных котла (казана). Помимо этого в двух бочках налита необходимая вода. Проходя около изб, я имел шанс увидеть собственными глазами баб и женщин, выбегающих через ворота. Я же бросался им в глаза прежде всех. Одна из этих пятидесяти или шестидесятилетник красоток громко сказала, разразившись словами: «Чего тут делает этот человек? Дьявол его забери!» Из этого комплимента я понял, что бабе не было по нраву, что «этот человек» примазывается к их старинному празднику. За то ее соратница в других воротах удовлетворила мое любопытство, перекрестившись и говоря вслед шествию: «Святой Илья в помощь! Под вечер будет дождь». Едва она договорила, я точно занес ее слова в свою записную книжку. Смысл их очевиден. Отмечу лишь, что действительно не прошло и месяца, а прежде всего высохла под ясным солнцем кукуруза. Не позднее чем через четверть часа мы прошли через небольшую дубовую рощу к той горе, где прежде стояла часовня св. Ильи. На самом верху остались только несколько наполовину и полностью высохших дубов. Лишь на склоне рос маленький дубовый лесок. Гора – одна из самых высоких в округе, выступает как подножье Родоп в пловдивской равнине. С нее роскошный вид. /…/ Во всей округе нет места более значимого, чем «св. Илья». Здесь «на верху скалы», поросшем небольшими дубками, было облюбованное место «для приношения жертв Богам своим святым». Мужчины постояли минуту, сложили котлы и бочки с водой, а один тем временем ровнял камни на очагах, другой рубил сухие сучья и хворост для огня, поскольку дров с собой не привезли. Я же пока рассмотрел убогую скотину. Она не была никак украшена, рога не были позолочены, как вероятно бывало прежде. Стояла тихо, быстро дыша, поскольку дорога на гору была весьма крутой, и ничего не подозревая, отгоняла хвостом одолевающих ее мух. День был с хорошей погодой, теплый, а небо над головами синее-синее. Нигде ни тучки. /…/ Мужчины связали ей ноги, повалили, оттянули шею, а курбанджия (жрец) снял шапку, а с ним и все присутствовавшие, перекрестился со словами: «Святой Илья приди на помощь», и принялся за работу. Делал он это без охоты и потому рука у него тряслась. Говорили, что у него тяжелая рука. И действительно, как курбанджия сам предсказал о своем заклании, яловица умирала долго. Повалили ее полуживой, подшучивая один над другим. Чтобы мясо не испачкалось землей, корову положили на хребет, подложив сперва по бокам большими камнями. Первым делом отрезали голову и сняли кожу. Некоторые предлагали, чтобы ее отдали как «бакшиш» (дар) попу. Другие были против этого, говоря, что поп такой же крестьянин, как и все. Сняв кожу, стали отрезать мясо кусок за куском, начав с головы. Отрезанные бедра и куски вешали на деревьях. Последними вынули требуху и желудок. Рубец и требуху оставили в дар людям, занятым готовкой. /…/

Рассекши таким образом жертву, начали разрезать мясо на маленькие куски и бросать их в котел. Затем добавили масло и крупы. Спину, когда разрезали, оставили. Требуху и рубец оставили вымокать, и затем разделили их между собой. Кожу отложили в сторону. Когда ее продали, вырученные деньги отбили из потраченной суммы. Начали варить. Четыре больших котла поставили на очаги, сделанные из камней, и собирались зажечь. Ни у кого не оказалось спичек. Я дал им спички. Обстоятельство это было для меня весьма вопиющим. Чтобы они делали без спичек? Прибегнули бы к другим способам, как в других случаях, когда нужно добыть так называемый «живой огонь», т.е. извлеченный из дерева или камня. Переживал я о том настолько, что был готов это допустить. Мужчины немедля развели огонь и поместили его под котлы. От десяти часов до полудня и до трех пополудни в котлах кипело, а мужчины длинными ветками мешали мясо в котлах и подливали выкипевшую воду. Целый час особо смотреть не было на что. Солнце жарило, огонь трещал, а дым поворачивал то в одну, то в другую сторону, мешая нам лежать вокруг огня. Я имел возможность пообщаться с присутствующими мужчинами. Не считая нескольких детей и козопаса, который пас коз поблизости, некого не было. Среди прочего Атанас Примов рассказал мне, что еще лет сорок тому назад кололи аж десять овнов и нажигали несколько пудов пепла. Один овен обходился 15 грошей, один козел – 5 грошей, а корова – 30 грошей. Люди на вершине собирались с утра. Из прочих рассказов не было ничего интересного.

Около трех часов пополудни послали парня, чтобы сообщил селянам, что курбан будет вскоре готов. И действительно вскоре можно было слышать, как «звонарь ударил в клепало», извещая всех селян, чтобы собирались.

Тем временем, прежде чем на дороге из деревни в дубраву появились первые любопытствующие, я отправился расспрашивать поваров, которые со мной были уже весьма откровенны и доверительны. От них я узнал, что подобный курбан готовят также на св. Спаса, когда ходят шествием с хоругвями и иконами, обходя все руины старых часовен (церквей)» (Voráček J.A. Perunova slavnost᾽ v Rhodopách // Slovanský sborník. R. V. – Praha, 1886, s. 77-79)

Любопытная параллель

На русских деревянных календарях Ильин день помечен почти повсеместно характерным знаком: «изображением колеса, как части колесницы пророка» (Логиновский К.Д. О быте казаков Восточного Забайкалья // ЖС, 1902, Вып. 2, С. 199). Но, нет ли здесь прямой преемственности с символом, прочерченным на сосуде с Киевщины (IV в.) - "громовым колесом", по мысли Б.А. Рыбакова отмечающий Перунов день? Версия вполне вероятная. Громовержец ездит по небу в огненной повозке, стук колес которой производит гром. Потому тут и колесо = гром, как одно из проявлений Перуна.

weftwqrjlti

xfa1jd 5prc
Связь Перуна с радугой

«Радуга – труба, которою Илья берет воду из рек, озер» на дождь (Иванов 1888, С. 88) - Купянский у., Харьковской губ.

«Радуга – дуга Ильи Пророка, пьет воду, чтобы не было потопа» (Тенишев 7/1, С. 30) - Белозерский у., Новгородской губ.

Таким образом радугу в принципе можно числить среди символов Перуна - подателя дождей, покровителя скота, Бога, наделяющего урожаем...

6 ynvfk huu

Грозные пожелания

Белоруссия:
Каб цябе Пярун распорошил / ўзяв / треснув / трахнуў / сунуў!
Каб вас Пярун побиў!
Хоб тэбэ Перн ляснуў!
Бадай цябе Перун свiснуў!
Каб цябе Пярун забіў на роўным месцы!
Каб табе Пярун голоў разбiў!
Каб цябе, Божа дай, сярчыстыя перуны расстралялi!
Каб цябе Пярун забiў, а маланка пяты начышчала!
Каб цябе Пярун сярод чыстага поля ляснуў!
Кап цибе зимавы Парун (забиў бы)!
Идзи ты пад зимнаго Паруна!
Штоб цябе гром забiў да чорна хмара залiла!
Каб цябе спалiла маланка!

Словакия:
Parom te trestal!
Parom te metal!
Parom te zabil!
Parom te wzal!
Bodaj /Aby ťa/ju Рarom vzal/ubil/zabil! (Чтоб тебя Перун взял/убил/забил!)
Parom by ťa skáral! bodaj ťa parom skáral! (Чтоб тебя Перун покарал!)
Nech ťa Parom vezme! (Пусть тебя Перун возьмет!)
Hrom ta do police! (Гром тебе в полку!)
Daže teba Parom trestal! (Чтоб тебя Перун наказал!)
Parom/Perún ti do duši! (Чтоб тебя Перун в душу!)
Parom/Perún ti do srdca! (Чтоб тебя Перун в сердце!)
Parom/Perún ti/mu v košeli! (Чтоб тебя Перун в рубашку [за пазуху]!)
Parom ho bral! (Перун его возьми!)
Paru nech to tlači! (Перун чтоб это задавил/толкнул!)
Peron te zabil, abo ich Paromowa strela!

Болгария:
Дано те гръм убие! Да го убие гръм! Гръм (да) го/те убие/ударил/тресне! (Гром бы его/тебя убил/ударил/треснул!)
Свети Илия с гръмотевица да те порази дано! (Святой Илья с громовержцами бы тебя поразил!)
Мунята да го смуньоса! (Молния бы его поразила!)
Да го тресне! (Чтоб его треснуло!)
Да го блесне и да го тресне! (Блеснуло бы его, треснуло бы его!)
Да те тресне из ясно! (Чтоб тебя треснуло из ясного (неба)!)

Россия:
Пабей град/гром яё по уху!
Сбей тебя Перун!
Разрази тебя гром!
Гром тя убей!
Схвати тебя Перуном!
Гром и молния!
Громом их сожги!
Пусть меня убьет громом!
Чтоб тебя градом побило!

Сербия:
Гром те згромио!
Гром те спалио, да Бог да!
Убио те Света Илиjа!
Свети Илиjа те громом спалио!
Свети Илиjа те у перчин погодио!
Убио те Свети Илиjа и Огњена Мариjа!
Триjес те Божиj убио!

Польша:
Niech cię/gо (jasny) Piorun trzaśnie! (Чтоб тебя/его горящий Перун треснул!)
Niech Piorun z nieba zleci i w łeb mnie trzaśnie! (Пусть Перун с неба слетит и в лоб мне треснет!)
Niech cię Piorun strzeli! (Чтоб тебя Перун застрелил!)
Do Pioruna! (Иди ты к Перуну!)
Do stu Piorunów! (Иди ты ко ста Перунам!)
Ażeby cię Piorun zabił! (Чтоб тебя Перун забил!)

Украина:
Хай ёго побъє те, що в хмарi гуде!
А щоб ёго побила руда глина (та що з кручи пада)!
А щоб тебе грім побив!
Щоб тебе грiм убив!
Нехай його грим забъе!
Грiм би тя забив!
Аби тебе побило!
Най тебе Бiг побʼє!
Щоб тебе Перун забив!
Най вас дундер свисне!

6md6yawqhla

Реконструкция мифов, связанных с Перуном

Необходимо вести через призму в т.ч. песенной традиции прибалтов. Такого у нас просто не сохранилось. (Сб. анторопологических и этнографических статей о России... Кн. 2. - М., 1873, С. 27).

5ermcvshnzo

Языческих идолов не много найдено в Белоруссии

Еще в 1684 г., в развалинах какого-то древнего каменного здания близ Витебска найден был, как полагают, идол Перуна, значительных размеров, стоявший на подносе. Идол и поднос были сделаны из чистого золота. К.С. Стацевич, описавший этот случай, говорит, что от этой находки многие поживились и даже пане в Риме посана была часть золота. Гр. К.П. Тышкевич свидетельствует, что в Борисовском уезде, в лесу, по течению р. Пуни, местные крестьяне, срубив старый дуб, нашли в дупле его два истукана, один серебряный, другой бронзовый. За серебряный предлагали им 100 р. Но оба достались владельцу леса, Чеховичу, Тышкевич долго упрашивал показать ему эти идолы, владелец вс обещал, но не показал. В Полоцком уезде, близ Полоцка, в имении Беликовича Экимания, в пятидесятых годах, в кургане, на груди костяка, найден был неизвестный идол из гладко шлифованного камня, изображавший человека восточного типа, в длинном одеянии, полулежачего, в левой руке державшего чашу, подносимую к устам; правая подогнута; волос нет и следа, лицо обрюзглое. Длина статуи 104 милиметра. Статуэтка эта была передана мною в бывший Виленский музей древностей. В июле 1874 г. в Невельском уезде Витебской губернии, не знаем, где именно, при посадке дерева найден был идол с двумя головами, вышиною 9 дюймов. В археологическом музее Ягеллонского университета в Кракове хранится фотографический снимок с этого идола. О дальнейших его судьбах нам не известно» (Живописная Россия, 1882, С. 243-244).

Книги посвящённые Перуну

psharxlzlwc

wfgteg4p3ve

ydh2mtisjoy

gog7 nssrve

cbi3yffzm8a

Названия географических объектов на Балканах содержащих имена Славянских Богов

Родноверы Сербии "Старославцы" систематизировали названия географических объектов на Балканах, содержащих (сохранивших) имена Славянских богов!

Ими же была составлена карта.

Перуњи врх, Корушка, Словения

2. Велесово, село у г.Крань, Словения

3. Триглав, вершина горы, Словения

4. Макоше, место в области Рыбница, Словения

5. Перунчевац, холм в общине(районе) Грачище, Истра, Хорватия

6. Перун, холм на Учкой у Риеки, Хорватия

7. Велес, полуостров к югу от Риеки, Хорватия

8. Вид, село вблизи от озера Балатон, Венгрия

9. Хрсово, место вблизи Беловара, Хорватия

10. Велешевец, село между Загребом и Сиском, Хорватия

11. Видово, село в Дрвара, Босния и Герцеговина

12. Троглав, вершина у Ливны, Босния и Герцеговина

13. Перун, холм в месте Подстрана, Сплит, Хорватия

14. Видова гора, остров Брач, Хорватия

15. Вид, село у Метковича, Хорватия

16. Хрсовац, источник у Мостара, Босния и Герцеговина

17. Мокошица, посёлок у Дубровника, Хорватия

18. Макоше, место у Дубровника, Хорватия

19. Перун, гора у Вареша, Босния и Герцеговина

20. Видово, холм у Тузлы, Босния и Герцеговина

21. Видово, холм вблизи Сараево, Босния и Герцеговина

22. Ладин врх(Ладина вершина), у Плевли, Черногория

23. Велестово, деревня в общине(районе) Цетинье, Черногория

24. Велесница, село у г.Кладово, Сербия

25. Велес, село у Гуче, Сербия

26. Троглав, гора у Богутовца, Сербия

27. Видово брдо (холм), у Нового Пазара, Сербия

28. Видово брдо (холм), вблизи Звечана, Сербия

29. Перуника, село у Куршумиля, Сербия

30. Велес, вершина горы, в окрестности Скадра, Албания

31. Велес, гора, Албания

32. Велешта, село у Струги, Македония

33. Велестово, место у Охрида, Македония

34. Марена, село у Кавадарца, Македония

35. Велес, город, Македония

36. Моране, село у г.Скопье, Македония

37. Перунска планина (гора), округ Кратово, Македония

38. Велестино, место у Волоса, Греция

39. Волос, город, Греция

40. Хрсово, село, Эгейская Македония, Греция

41. Хрсово, село, Болгария

42. Перуника, село, Болгария

43. Велести, село у г.Крайова, Румыния.

Примечание: Вид - естественное сокращение от Световид.

Планина - холм.

Врх - вершина.

jvopr0tmrsa

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ПЕРУНЕ

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ" разных списков:

"И если кто с русской стороны помыслит разрушить такую любовь… то некрещёные да не получат помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами в этой жизни и в загробной" ("И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь... елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посѣчени будуть мечи своими и отъ стрѣлъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь вѣкъ и въ будущии");

"И наутрия призва Игорь слы и приде на холм, кде стояше Перун, и покладоша оружие свое и щиты и злато; и ходи Игорь роте и людие его, елико поганых руси";

"А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием." ("Аще ли тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ не съхранимъ... да имѣемъ клятву отъ Бога, в ньже вѣруемъ, отъ Перуна и отъ Волоса, скотия бога, и да будем злати, якоже злато се, и своимь оружиемь да исѣчени будемъ.");

"И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь." ("И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ, и Хърса Дажьбога и Стрибога и Сѣмарьгла и Мокошь.");

"и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу";

"вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам." ("вшелъ бѣаше бѣсъ въ Перуна и нача кричати: «О горѣ! Охъ мнѣ! Достахся немилостивымъ симъ рукамъ». И вринуша его въ Волховъ. Онъ же поплове сквозѣ Велии мостъ, верже палицю свою на мостъ и рече: «На семъ мя поминаютъ Новгородьскыя дѣти». Еюже нынѣ безумнiи убивающиеся утѣху творять бѣсом. И заповѣда нiкомуже нигдѣже не переяти его.").

"СЛОВО НЕКОЕГО ХРИСТОЛЮБЦА" XI века (в сборнике XIV в. "Золотая цепь"):

"Тaко и сей не могa терпети хрьстьян двоеверно живущих. И верують в Перунa, и в Хорсa... и в Мокошь... и огневе моляться же ся, зовуще его Свaрожичьм..."

"СЛОВО ОБ ИДОЛАХ" Григория Богослова (полное название: "Слово Григория изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", XIII в.):

"По святем же крещеньи Перунa отринушa, a по Христa богa нaшего яшaся. Но и ноне по укрaинaм молятся ему, проклятому богу Перуну... и то творят отaи"

"БЕСЕДА ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ" XVI в.("Беседа" интересна тем, что русский книжник заменил имена, которые были в греческом оригинале ("Перуну соответствует Аполлон (греческое, «эллинское» божество), а Хорсу — Нахор, ветхозаветный, «иудейский» персонаж"):

"Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два молнийных ангела." ("Два ангела громная есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина.")

yzubamalcco

Лев Клейн. - Воскрешение Перуна. К реконструкции восточно-славянского язычества. (2004 г.)

u8 gef 0i9s

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 07.11.2009

[видео]

Озар Ворон — Ярила — податель урожая

Лекция школы "Русская Традиция" от 08.09.2009

[видео]

Василий Бутров — Танец и пляска в народной традиции

Поиск

Журнал Родноверие