В последнее время в сети и популярной литературе все чаще раздаются утверждения, что у изображения Марены-Масленицы не делали черт лица, оставляя ее без таковых, «чистое полотно».

Типичное высказывание такого рода, первое попавшееся по запросу в интернете «масленица без лица»:

«Сейчас часто можно видеть чучело Масленицы с нарисованным лицом, и это красиво, но неправильно. Наши предки же никогда лицо не рисовали, потому что считалось, что если нарисовано лицо, у этой куклы уже есть душа» , «Печальнее всего то, что мы утеряли корни и связи и значение каждого действа этого обряда. У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать»

Особенно лютуют в этом направлении музейные работницы, поучая любого, кто вынужден, на свою беду, их мнение слушать. Безусловно, «любимая тема» может быть у каждого, но причем тут наука?

Да, действительно отмечаются редчайшие случаи, когда чучело делали без черт индивидуальности:

«Наряжали Масленицу. Из соломы. Сажали в корыто, которое поливали коровьими говнами и подмораживали. Одевали на солому: платок, шапочку, сарафан (старый), кофточку. Лицо делали из соломы (глаз, носа, рта не было)» (Ветлужская, С. 44)

На некоторых фотографиях можно видеть такие варианты, когда у фигуры вместо лица – лишь белое полотно. Но причин, почему лица у чучела могли не изображать, хватает и помимо магико-ритуальных: торопливость участников; минимализация затрат на изготовление чучела; непринципиальность этого момента; разрушение обычая, из которого выпало именно, как правило, рисуемое лицо; его не на чем было изображать (лицо из соломы, не проработана или даже отсутствует голова).

Важно же не это, а другое: ни в одном этнографическом описании нет и намека на то, что лица не делали нарочито, по каким-то определенным соображениям. Никто из рассказывающих, как должно было быть «на самом деле», не в силах подтвердить это какими-либо ссылками на источники. И уж тем более реальные источники не содержат ни одного из тех соображений, которыми пичкает своих читателей интернет, наподобие рассказов о том, что перед уничтожением Масленицы ей «открывают глаза» – рисуют их или же дорисовывают зрачки к ранее намеченным векам.

Вот один из наиболее подробных образчиков такой псевдотрадиции:

«После того, как голова Морены была установлена на свое место, девицы углем нарисовали нос, рот, брови и – последними – глаза. Глаза надо нарисовать ОБЯЗАТЕЛЬНО закрытыми, так как Мара-Морена, Богиня Смерти, не должна до своей поры смотреть в глаза живым. /…/ После того, как Круг завершен и все, кто желал, нацепили свои наузы на чучело, Мара «открывает» глаза /рисовали уже открытые глаза/, взглянув на прощание в лицо жизни, и забирает с собой все слабое, отжившее»

Не буду даже указывать на то, что процитированные версии, претендуя на истину в последней инстанции, историчность и посконность, вопиющим образом противоречат друг другу. Все это – не более чем досужие фантазии, к сожалению, начинающие подменять настоящую традицию. Для подобных подделок даже существует свой термин – «фейклор».

Повсеместно распространено иное обыкновение – детализировать лик Марены со всеми присущими чертами. Этому имеются сотни подтверждений. Если бы дело было только в боязни и желании поскорее избавиться от воплощенной Смерти, которой и впрямь незачем лишний раз глядеть на живых, то мнение об изначальном отсутствии у ее фигуры глаз (и всего прочего), наверное, имело бы обоснование. Однако вся масленичная обрядность свидетельствует об ином – Смерть чествуют, ей стараются угодить в пределах культа, обращаясь так, как положено с почитаемым объектом. Да, ее в конце концов уничтожат, но до того Марену всячески славят, называют гостьей, государыней, милой и красавицей. Хороша была бы красавица без глаз или носа… Надеюсь, приводимая далее подборка русских примеров убедит скептиков в том, что изображение всех частей лица у Марены было обычной и повсеместной практикой.

Воронежская обл.: «Делали чучело, наряжали его в кухвайкю и белый платок, рисовали ему глаза и губы. Потом его разламывали ребятишки» (КОВО, № 262),

Калужская обл.: заранее готовили голову, «обмотанную тряпкой и обшитую куском холста с нарисованными углем носом, глазами, бровями» (Шереметева, С. 108),

Костромская обл.: «Лицо рисовали – глаза, брови, нос, рот, углём начеркают. Поджигали чучело», «Сноп такой сделают – перевяжут. Глаза – угли сделают. Лицо рисовали», «На снопик одевалась такая белая как бы накидка, типа платка, а на платке углём рисовалось лицо красавицы: глаза, нос, уши, брови, рот – общие наброски, конечно» (Пыщуганье, С. 41, 42, 43),

Тамбовщина: «Рисавали ей глаза, губы» (Алпатова, С. 32),

Тюменский край: «Это чучело должно изображать женщину-старуху, голову чучела делают из белой тряпки, на которой разрисовывают углём глаза, нос и рот» (Городцов, С. 243),

западная Сибирь: «молодежь из соломы делала «куклу», которой глаза и рот рисовали углем» (Золотова, С. 80),

Калужская губ.: Масленице «вставили комок чесаного льна – голову, обмотанную тряпкой и обшитую куском холста с нарисованными углем носом, глазами, бровями» (ФКГ 1, С. 39),

Кировская обл.: «На обмолоток надевали халат худой, глаза углем начертят» (ВФНК, С. 119),

Нижегородская обл.: «Уж это в поле жгли, в соломе она была (не наряжали больше никак). Лицо рисовали и морковка» (Ветлужская, С. 46), «лицо сделают, напишут, нарисуют» (Корепова, С. 218), «Лицо соломеное: нарисуем глаза и нос, рот» (Варнавино, С. 51),

Тульская обл.: «Делали из соломы куклу, лицо заматывали белой тряпкой, рисовали краской брови, глаза, нос, рот, одевали женскую рубаху и платок» (Прокопец, С. 55),

у русских Ерментаусского р-на (Казахстан) «делали чучело куклы из соломы. Набивали платье, рисовали глаза, у ней морда была, как блин на сковороде!» (Власова 2011, С. 12).

Поиск

Журнал Родноверие