У нас как-то так сложилось, что изображения Богов не всегда, но и не редко делаются, ну, мягко говоря, тяп-ляп, как получилось. Далеко не все мастера, да и топором много не наработаешь. И вообще — "зато сам!" Даже в мыслях нет ругать тех, кто своими руками творит лики Богов, стараясь на благо возрождения родной веры.

Но мы совершенно точно знаем, что изображения славянских Богов в древности не были кривыми пеньками. Христианские хронисты не дадут соврать. Вот лишь несколько примеров:

- «Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придает им страшный вид» (Титмар Мерзебургский. Хроника. VI.23);

- «Было также здесь изваяние тройное, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав» (Герборд. Житие епископа Оттона. II.31. в. Цит. по: Дудко, С. 399);

- у Ругиевида «было семь похожих на человеческие лица, причем все они имели одно общее темя. Еще же его создатель сделал так, чтобы на поясе у этого истукана висело семь настоящих мечей в ножнах, тогда как обнаженный восьмой (меч) он держал в своей правой руке» (Саксон Грамматик. Деяния данов. XIV.39.39);

- «В Мекленбурге бодричи почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена черная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове – птицу» (Конрад Бото. Саксонская хроника. Цит. по: Дудко, С. 416).

Я уж молчу про знаменитое изваяние Святовита!

Из этого беглого перечисления можно сделать неоспоримый вывод о том, что славянские мастера изготовляли не бесформенные чурки с глазами, как зачастую это пытается представить кинематограф и популярная литература, а полноценные высокохудожественные деревянные скульптуры, с проработкой композиции, учетом пропорций, с тщательной отделкой атрибутов и детализацией ликов. Весьма примечательна комбинированная техника, при которой дерево сочеталось с металлическими частями: «и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат». в Щицине, как пишет Эббон (Житие Оттона. III.1); «есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой» (Дудко, С. 396).

Отсюда вывод — нужно стремится к лучшему! Ибо когда красиво — это красиво. И ни одна зараза не возопит: "Сатанисты!" Но есть еще один момент...

В специализированных индийских трактатах содержатся детальные предписания о пропорциях скульптурных изображений богов, связывающие это с магическими последствиями. «Маться-пурана» (259.15-21) гласит: «В [изображениях] любых божеств не должно быть больше или меньше [предписанного количества] частей тела. Если [изображение] с меньшим [количеством] членов тела или с ужасным ртом, то [оно] убьет своего хозяина. Если с большим, то убьет мастера, [который сделал такое изображение.] Если члены тела хилые, то это уничтожит богатство. Худой живот [вызовет] сильный голод. Если [у статуи] нет плоти, погибнет имущество. Кривой нос – к несчастью. [Изображение] с поврежденными частями тела приводит к опасности. Плоское [изображение божества] – к страданию и горю, безглазое – к потере глаз. [Изображение] без рта – приносит горе, а также [если оно] с тощими кистями [рук] и ступнями. [Изображение], лишенное членов, безногое, вызывает у людей сумасшествие и [страсть] к бродяжничеству. [Если у изображения] высохшее лицо и отсутствуют бедра, то это [же] будет у царя. Отсутствие ступней и кистей рук вызывает сильные эпидемии. Отсутствие лодыжек и коленей приносит благо врагам. [Статуя] без груди – к гибели сыновей и друзей. Та [статуя], у которой [все элементы присутствуют] полностью, приносит долгую жизнь и благополучие» (Тюлина, С. 130-131).

Есть над чем задуматься. Если изображения Богов так могут повлиять на жизнь, то, получается, красиво — это еще и важно...

Поиск

Журнал Родноверие