Мне сложно сказать, от кого это пошло всё (разве что у Рыбакова читал о том, что якобы солярные символы на наличниках защищали окна от проникновения в них упырей и навий"), но я ни разу не встречал такого в этнографии — чтоб вышивку, узорочье и прочее считали "оберегом" от чего-то там. Христианский крест вот считали разве что, и, имхо, вся эта тема с "обережной символикой" оттуда и пошла. Известные нам славянские обереги — конкретны и вещественны: это разного рода колючие предметы, например, или нечто красного цвета, или нечто, связанное с хлебом и проч. Но не изображения. Реальные череп или когти медведя, а не изображение медведя. Изображение ни от чего не "оберегало". Да и что за мания видеть везде угрозы, от которых надо "оберегаться"? Жизнь в страхе какая-то.

Если у всего этого народного искусства — как древнего, так и известного из этнографии, не было никакой "обережной" (апотропейной) функции, то что (помимо чисто декоративно-эстетической функции) там было? Тем более, что зачастую мы можем уверенно говорить о том, что видимое нами — не просто хаотичный набор абстрактных элементов, а нечто, обладающее определенной семантикой, Смыслом (главным образом это справедливо для древности, понятно). Если не для того, чтобы "оберегать", то для чего?

Я думаю, что основная функция древней символики — продуцирующая. Люди хотели не "уберечься от" посредством изображения, а наоборот, приобрести нечто. Мне, например, встречалась версия о том, что волнистая линия (символ воды) по верху древних сосудов — это пожелание типа "пусть будет этот сосуд всегда полным". Так это или нет, но определенная логика в этом есть. Разного рода символы земли и плодородия на одежде и полотенцах — это явно не для защиты от чего-то, а для продуцирования этого самого плодородия. Парные коньки на крыше дома — это скорее всего пожелание дому процветания и богатства через силу умножения/удвоения (Славянская мифология от Максима Сухарева). Или вспомним те же самые болгарские новогодние хлебцы — там прямо рисовали все то, что хотели видеть в наступающем году — плуг, виноградную лозу, разного рода животных и т.д.

Да даже сейчас мы делаем татуировки с изображением чего-то важного для нас, с чем мы хотим ассоциироваться и силу чего мы хотим продуцировать. Цветы на женской одежде — из-за ассоциации с цветением молодости. Огонь на гоночном автомобиле — как метафора мощи двигателя внутреннего сгорания и "реактивной" скорости. Даже знаменитое изображение акульей пасти на боевых самолетах — это не про "оберег", а про то, чтобы придать самолету черты (и качества) хищника. Продуцирующая функция, в общем.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие