Запевалы в почете

- К песням у нас на Белом море относятся очень строго. Если есть в нашем селе песня, поем ее только мы. Захотим соседскую спеть, ту, что, к примеру, в Варзуге поют, разрешение надо у них спрашивать, — рассказывает руководитель отдела культуры Терского района Ольга Анисимова. — У нас сейчас фольклорные коллективы есть в Умбе и Варзуге, а раньше был в Чапоме хор, в Кашкаранцах.

Запевалы в беломорских селах всегда были в почете. В Кашкаранцах, к примеру, в честь создательницы местного хора Платониды Ивановны Дворниковой на стене одного из домов памятная доска прикреплена, помнят ее односельчане.

Спой, Платонида Ивановна, песню,
Какую я слышал давным-давно,
Такую песню,
Чтоб в горнице стало тесно,
Чтоб само по себе распахнулось окно.

Так писал о ней наш мурманский поэт Владимир Смирнов.

4

Многим кажется, что народная песня — это что-то из старины глубокой, подзабытое, непонятно и не нужно в нашем суетном XXI веке. Те, кто поет их, уверены в обратном.

- Это же истоки наши, корни наши. Кто не знает прошлого, тот лишен будущего. Песня, спетая хором, сплачивает людей. А хоровод — тем более. Это же круг. А круг — солнце, — рассказывает руководитель хора села Варзуга и директор сельского Дома культуры Наталья Вопияшина.

Александра Шумилова из архангельской деревни Нёнокса уже не первый год приезжает со своего Летнего берега Белого моря на наш — в Умбу и Варзугу. Всегда берет сына, который погружен в поморскую культуру, поет в фольклорно-этнографической студии «Нёнокотская ключёвка».

- Наши песни очень похожи, мы же раньше были в одной Архангельской губернии, ездили по морю часто друг к другу, слушали песни, запоминали их.

5

Есть небольшая разница в текстах — у нас «свекровушка лютая», а здесь «лихая».

Рано-рано да мамка
цветик сорвала,
Да рано-рано девку
замуж отдала,
Рано-рано
на семнадцатом году,
Вся семеюшка сердита
на меня ...

6

Руководитель Умбского фольклорного хора Ольга Новожилова поет песню, которая есть в репертуаре и других народных коллективов. А продолжает уже своей, умбской:

Мой-то миленький хорош,
Да не носит он
резиновых калош,
Скажем — рыбочка,
ерши-ерши-ерши,
Да наши умбские робята
хороши.
А чапомляне недоросточки...

Без Ольги Анатольевны немыслим ни один праздник. Это она каждый раз встречает на мосту в Умбе гостей фольклорного фестиваля, радостно приветствуя всех шутками да прибаутками, произнося их со свойственным поморским жонкам говором.

7

Зашумит, затрубит, затихнет

Нынешний фестиваль в Варзуге по своему масштабу поменьше Умбского, проводится он здесь впервые. Называется «Поморские кружания» (0+), так как на нем не только песни народные поют, но еще и хороводы водят.

Всего приехали семь самодеятельных коллективов. Из Междуречья, Княжой Губы, Архангельской области, Санкт-Петербурга. Каждый хор пел свои песни, а другие угадывали в них свои.

- Слушаем гостей и слышим, что из наших трех песен у них получилось. Слова-то те же, а вот мотив совсем другой, — рассказала Ольга Новожилова. — Но наши поморские песни более спокойные. Они словно Белое море — сначала затрубит, потом зашумит, потом затихнет и само подпевать примется.

Ольга Анисимова прекрасно знает репертуар северных хоров, различает их по манере исполнения:

- Варзугские песни более протяжные, а в умбских более современные звучание и интонации. Ведь умбский хор сложился из певиц, которые приехали из разных сел и принесли свои песни, и сегодня их репертуар — это некий симбиоз. А Варзуга более самобытная.

Гости из Санкт-Петербурга — фольклорный коллектив «Белозерье» тоже поют песни поморов Русского Севера. Его руководитель Галина Емельянова — один из ведущих в России этнохореографов. С 1972 года она участвовала в экспедициях, объездила села всех берегов Белого моря — Терского, Кандалакшского, Поморского, Онежского, Карельского и Летнего, прослушала и записала сотни песен.

- Многие песни похожи по текстам, а распев везде разный, — рассказала одна из участниц «Белозерья» Виктория Короткова. — И костюмы, конечно, в разных селах отличаются.

8

Подле речки, подле мостик...

Строгого сценария у фестиваля нет. Поют по очереди — сначала выступили хозяева из Варзуги, потом соседи — умбяне, затем гости. Споют песню, закружатся в хороводе, затягивая всех остальных, в том числе и зрителей.

- Хороводы — это хорошо, это весело. Почему раньше люди хороводы водили? — спрашивает Ольга Новожилова и сама отвечает. — Вот зацепится человек за другого, и добро друг другу передают, и знакомятся. Раньше парни-то постоянно на путине были, и чаще хороводы одни девушки водили. Мужикам все некогда было: то рыбалка, то охота, то дров наколоть. Но потом возвращались домой и шли в хоровод с жонками. У нас есть такой хоровод, называется «Подле речки было, подле мостик» — парни вставали в кружок, а девки-то вокруг них ходили, крутились вокруг. И парни себе суженую в это время выбирали. То есть парню совсем не зазорно было хороводы водить. Когда мужчины пляшут, это замечательно!

А Виктория Короткова из «Белозерья» рассказала, что хороводы бывают разные — орнаментальные, игровые, свадебные:

- Бывают как узоры — сходятся-расходятся, пара вправо, пара влево. Есть фигуры — хороводы восьмерочками, шестерочками, бабочками, огурцами, ручейками.

В какую сторону кружиться — по солнцу или против — разницы нет. Хоровод отчасти стихиен, если кто-то двинулся не в ту сторону, соседи его поправят.

9

Есть веселые, задорные, но все же не кадрили. Кадриль больше танцуют в Карелии и южнее, Беломорье — оно более степенное, вдумчивое.

- Хоровод — это не танец, это скорее медитативное занятие, — философски размышляет Александра Шумилова. — Занятие спокойное, соединяющее и умиротворяющее действо, единение с людьми и с природой. Это не развлечение, это скорее обряд, где душа отдыхает. Не надо никуда спешить, ты погружаешься в него полностью. Нам в современном мире некогда сидеть, постоянно надо переделать кучу дел. Раньше жили не так, природосообразно. И, вставая в хоровод, мы, современные люди, стряхиваем с себя весь городской стресс, всю суету, забываем о делах и информационных потоках. Встаем в хоровод, внутри которого совершенно другая атмосфера.

Фестиваль длился до вечера, а в конце всех гостей угощали поморской ухой из свежевыловленной семги.

Как говорят организаторы, «Поморские кружания» стали одной из репетиций традиционного фольклорного фестиваля, который пройдет в Умбе летом будущего года. Он, кстати, теперь будет проводиться чаще — не раз в три года, а через год. Впрочем, таких репетиций до осени будет еще несколько. Жители Терского района и гости смогут услышать народные песни на фестивале «Серебро» (0+) и Поморской гребной регате в начале июля, а в августе — на празднике Белого моря.

Поиск

Журнал Родноверие