Ожерелье. Меото-сарматский период. I век до нашей эры. Выставка «Шедевры древнего искусства Кубани». Государственный музей искусства народов Востока РИА Новости © Э. Басилий

Историк рассказала об археологических культурах юга и европейской части России.

Когда славяне расселялись на территории современной европейской России, они уже владели земледельческими технологиями. Местное относительно редкое финно-угорское население находилось ещё на переходной стадии к оседлому образу жизни и занималось собирательством и охотой. Отголоски многих традиций древности дошли до нашего времени в виде примет. Об этом в интервью RT рассказала старший преподаватель кафедры всеобщей истории ФГСН РУДН, кандидат исторических наук Наталья Панасюк. Она также объяснила, какие народности в ту эпоху населяли юг России — например, меотская культура существовала на территории современных Краснодарского края и Ростовской области до III века. Меоты занимались земледелием и скотоводством и даже имели ранние формы государственности. Эта культура пала под натиском готов, учёные не исключают, что именно меоты стали предками современных адыгов.

— Археологи Азовского музея-заповедника впервые обнаружили во время раскопок в городе Азове Ростовской области (где в XIV веке находился золотоордынский город Азак) меотские святилища. Находка датируется II веком нашей эры. Что сегодня науке известно об этом народе?

— Меоты — это группа древних оседлых народов, живших в бассейне среднего и нижнего течения реки Кубань и в Восточном Приазовье (современная территория Краснодарского края и запада Ростовской области). В письменных источниках меоты начинают упоминаться греческими авторами с V века до н. э. Так, у греческого мореплавателя и географа Псевдо-Скилака, который жил в IV веке до н. э., есть описание, что меоты и другие древние племена синдов живут «в Азии», то есть юго-восточнее реки Дон, и соседствуют с савроматами. По данным Геродота, племя меотов располагалось восточнее Керченского пролива. Древнегреческие и римские авторы называли Азовское море Меотидой, то есть морем, вокруг которого обитают меоты.

Об образе жизни меотов мы узнаём из работ античного историка Страбона. По его словам, они занимались земледелием и рыболовством, хотя по воинственности не уступали кочевникам. Значительную часть их хозяйства составляло скотоводство — археологами найдено много костей крупного рогатого скота, а также лошадей и свиней. Языковая принадлежность меотов во многом неясна — большинство собранных данных указывает на их связь с иранскими языками. Есть также информация, что у меотов в V веке до н. э. сложилась ранняя форма государственности; на монетах того времени есть древние надписи о местных царях. Самые поздние упоминания меотов в письменных источниках относятся к II веку н. э.


Ритон. Меото-скифский период. V век до нашей эры. Выставка «Шедевры древнего искусства Востока». Государственный музей искусства народов Востока РИА Новости © Э. Басилий

При этом большая часть информации о меотах была получена из археологических исследований. Учёные соотносят меотов с меотской археологической культурой, которая локализуется, как я ранее говорила, в бассейне реки Кубань (кроме верховий), предгорьях Северо-Западного Кавказа, на Таманском полуострове и Нижнем Дону.

— Сколько веков просуществовала эта народность?

— Меотская культура существовала с IX—VIII веков до н. э. до III—IV веков н. э. Она относится к раннему железному веку — то есть основным материалом для производства орудий труда и оружия у меотов было железо. Однако зарождение этой культуры началось ещё в эпоху бронзы. О местном населении, проживавшем в то время на этой территории, археологи в основном знают по находкам погребальных памятников, которые довольно широко распространены в Прикубанье. Конец меотской культуры связан с разгромом их поселений готами или аланами Танаиса в середине III века н. э. Видимо, носители культуры переместились в горы, где часть населения приняла участие в этнической истории адыгов.

— Как до столкновения с готами складывались отношения меотов с соседями?

— Местное оседлое население жило в тесном контакте с кочевыми народами — скифами и савроматами. Об этом свидетельствуют погребения меотской культуры, найденные в курганах, где захоранивались и скифы. Отличительной особенностью погребальных традиций меотского населения является распространение деревянных построек, которые затем сменяются сырцовыми многокамерными склепами. Рядом с умершим обычно помещали его коня и оружие.

С конца VII века до н. э. в Кубанском Правобережье появляются поселения. Местное население начало строить глиняно-каркасные дома или постройки из сырцового кирпича. С конца VI века до н. э. в Кубанском Левобережье появляются городища (например, Танаис и Кобяково) — поселения с укреплениями в виде валов и рвов и цитаделью-вышкой, а также ритуальные комплексы и святилища. Эти святилища представляют собой площадки с большим количеством костей жертвенных животных (лошадей, быков), посуды, изделий из драгоценных металлов. На сегодняшний день известно более 200 меотских городищ.


Скифские лучники, золотой орнамент, золотые изделия из скифского клада Куль-Оба, близ Керчи, IV век Legion-Media

Меоты использовали оружие кочевых соседей, например скифские акинаки и наконечники стрел. Однако с конца V века до н. э. они начинают изготавливать меотские мечи с клинком, расширенным ковкой у рукояти, с кольцевидным или серповидным навершием. У них активно использовались большие бронзовые дисковидные зеркала с циркульным гравированным орнаментом. Оружие и орудия труда украшались орнаментом прикубанского варианта скифо-сибирского звериного стиля, для которого характерны особая вычурность и декоративность.

С первой половины VI века до н. э. меотское население вступило в тесный контакт с древнегреческой культурой, в результате чего сложилось местное производство сероглиняной и красноглиняной керамики, подражающей древнегреческим формам и технологиям. Эта керамика вскоре стала предметом экспорта соседним кочевым народам Предкавказья, Подонья, Приуралья. Археологами также были найдены меотские стеклянные украшения — бусы, браслеты.

Практически одновременно стало известно, что археологи впервые нашли в районе Астрахани остатки древнего поселения V—VIII веков с сохранившимися артефактами Приморского Дагестана. Учёные предполагают, что это может быть древнейшее оседлое поселение в этом регионе. Какие народности жили на этой территории в древности?

— В указанный период на территории Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия обитали племена, входившие в состав Хазарского каганата. Это государство было создано хазарами — представителями древнего кочевого народа тюркского происхождения. Каганат образовался в 680 году после распада Западного Тюркского каганата. В конце VII—VIII веков данниками Хазарского каганата стали народы Крыма, Среднего и Нижнего Поволжья, часть восточных славян.


Требование хазарами дани с полян; решение полян платить от дыма по мечу. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века © Public domain

Отражением расцвета Хазарского каганата считается салтово-маяцкая культура, от которой сохранилось множество поселений и погребальных памятников в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях. Социальная иерархия Хазарского каганата была близка тюркской. В IX веке правящая верхушка приняла иудаизм.

Внешнюю политику каганата определяло противостояние Арабскому халифату, натиск которого на севере от Большого Кавказа удалось остановить, и союзы с Византией. Так, в середине IX века византийские инженеры строили хазарскую столицу Саркел. К середине X века государство Хазарского каганата ослабло и начало распадаться, чему способствовали и походы киевского князя Святослава.

— Славяне пришли на территорию современной России, расселившись из Восточной Европы. Какие факторы вынудили племена к переселению и что известно о традициях и социальном укладе славян в момент переселения? Как славянские племена взаимодействовали с народами, населявшими Русскую равнину в то время?

—Вопрос о славянском расселении на территории Русской равнины очень сложный. В первые века первого тысячелетия нашей эры происходит один из очередных демографических взрывов, в результате которого меняется этническая карта Евразии. Славяне, которые пришли из Восточной Европы, были уже устойчивыми земледельцами. Осваивая территории современной европейской России, они столкнулись с местным довольно редким населением, в значительной степени финно-угорским. Эти народы были преимущественно собирателями и охотниками и только начали переходить к производящему хозяйству. Пришлое славянское население довольно гармонично вписалось в схему расселения местных народов. Начались активное смешивание «пришельцев» с автохтонами (коренным населением. — RT), выработка новых хозяйственно-культурных типов и появление новых культурных традиций.


Предметы быта людей из фатьяновских могильников: вауловский бронзовый топор, сосуд, ожерелье из зубов животных. Государственный исторический музей РИА Новости © Валентин Черединцев

— Сохранились ли какие-то рудименты древних культур в наши дни?

—Остатки древних верований заметно прослеживаются в нашей повседневной жизни. Мы зачастую не задумываемся над нашими привычками и реакциями, потому что они воспитаны в нас с младенчества и, передаваясь из поколения в поколение, уходят корнями в глубокое, первобытное прошлое. Даже православная христианская традиция пропитана славянскими и дославянскими представлениями о природе и мироздании.

Думаю, довольно распространённой приметой даже сегодня является обычай не передавать ничего через порог дома. Вы задумывались почему? Причина кроется в древнем прошлом человечества, когда дом воспринимался убежищем человека, а снаружи его подстерегали и реальные, и мистические опасности. Поэтому под порогом дома хоронили предков, чтобы они его охраняли. Если человек снаружи не может перейти порог, боится это сделать, значит, он задумал злое, он враг. Таких примет можно привести множество, и они наполняют нашу повседневную жизнь.

— Вы упомянули переход финно-угорских племён к производящему хозяйствованию, а также то, что славяне раньше начали вести такой образ жизни. А под влиянием каких факторов происходил такой переход?

— Образ жизни древних народов был тесно связан с окружающими их природными условиями. Если природных ресурсов было достаточно, чтобы спокойно обеспечивать себя пропитанием, материалами для изготовления одежды, орудий труда, строительства жилищ и т. д., то люди продолжали вести образ жизни собирателей и охотников и перехода к земледелию не происходило. Такими, в частности, являлись лесные зоны Северной Америки и тундровые районы Евразии. Здесь присваивающий тип хозяйства сохранился до прихода европейцев.


Битва между славянами и скифами — живопись автор Виктор Васнецов (1881) © Public domain

Кроме того, при определённых условиях складывался особый тип хозяйства — отгонное или кочевое животноводство, когда племена разводили домашних животных и пасли их на больших территориях. Например, фатьяновцы представляют собой переходную форму от присваивающего типа хозяйства к производящему. Племена фатьяновцев обитали на довольно ограниченной территории, по которой они перекочёвывали в зависимости от сезона и характера используемого ресурса: охота на животных, рыбная ловля, сбор дикорастущих, но уже подвергающихся уходу злаков, собирательство лесных ресурсов.

Образ жизни фатьяновцев и характер их поселений позволяют нам говорить, что это был устойчивый, довольно большой коллектив, значительная часть которого обитала на стационарном поселении. Периодически часть населения уходила на временные стоянки, где собирались пищевые ресурсы.

— Климат на территории Европейской России более суровый, чем в Европе. Почему славяне не вернулись к охоте и собирательству, оказавшись в подходящих для этого природных условиях?

— Присваивающий тип хозяйства сохраняется в тех регионах и при таких климатических условиях, где и когда нельзя эффективно заниматься производством растительных и животных продуктов. Преимущество земледелия и скотоводства очевидно: выращивая зерно и домашний скот, человек имеет возможность планировать свою жизнь, запасать продукты и расширять общину. Возможность делать запасы, повышать урожайность растений и плодовитость животных позволяет человеку улучшать свои жизненные условия. Ведь, согласитесь, вкусно и разнообразно питаться гораздо приятнее и полезнее, чем жить впроголодь. Климатические условия Русской равнины критично не менялись с момента сложения славянской культуры, не возникало причин перехода к более рискованному типу получения пищевых ресурсов, каковым являются охота и собирательство. Суровость климатических условий на территории Европейской России лишь стимулировала селекцию более устойчивых видов злаков и плодовых культур.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие