О восприятии нашими предками медведя и мужской силе зайца, о зверье волшебном и пустяшном 47news расспросил культурного антрополога Олега Николаева.


Фото: фрагмент картины Васнецова "Сирин и Алконост. Песнь радости и печали"

– Образы животных, птиц неизменно присутствуют в сказках, песнях, поговорках. А какое место вся эта живность занимала в мифологической картине мира, внутри которой существовали наши языческие предки?

– Славянскую архаическую традицию, связанную с представлением о мировом древе как о центре мира, мы знаем лишь в самых общих чертах. По ряду косвенных свидетельств таким древом был дуб (как у германцев, у скандинавов). Он делил мир на три яруса — нижний, верхний и средний. Соответственно, все живые существа занимали на этих ярусах свои места. Описание такой модели мироздания встречается даже в "Слове о полку Игоревом". Так, верхний мир символизирует орел. Нижний — волк, он связан с подземным миром. Любопытно, что волка сближают с гадами, в первую очередь со змеей. Согласно легендам, гады появились на свет из стружек от выстроганного чёртом волка.

– А "Слову" можно верить?

– Конечно, этот текст абсолютно ни на что не похож, но, судя по всему, он действительно был написано тогда, в конце XII века. В любом случае — всегда лучше верить, чем не верить.

– До того, как все звери расположились по полочкам, были у славян животные, почитаемые как языческие божества?

– У нас, напрямую, — нет. Хотя, снова оговорюсь, мы о нашем язычестве вообще маловато знаем. Но у существовавших языческих божеств имелись связи в животном мире. У того же Велеса ("скотий бог"), покровителя домашнего скота. Культ Велеса связан также и с медведем ("хозяином животных").

– Получается, Велес, он – и вашим, и нашим?

– Это нормально. К примеру, по народным представлениям добычу волку давал Бог: "Что у волка на зубах — то Егорий дал". Егорий (святой Георгий Победоносец) охранял стада от диких зверей. Но и он же, тем самым, распределял добычу волков.

– О! Можно чуть подробнее о волках?

– В славянской мифологии у волка — глубокие архаические корни. В том же "Слове" есть такой герой – полоцкий князь-оборотень. Он там рыскает волком, пересекая дорогу Хорсу. А Хорс — это божество солнца, взятое нами от иранцев.

– А про косолапого?

– У нас сохранились некоторые представления об оборотничестве медведей. К медведю на Руси всегда особое отношение. Отдельные исследования свидетельствуют, что у славян-язычников был культ этого животного. В меньшей степени — у тех, что жили на современной европейской части России, и в большей – у жителей Сибири. В традиции практически всех сибирских народов было отмечать так называемые "медвежьи праздники", представляющие собой огромное театрализованное ритуальное действо. Такие народы, как, к примеру, ханты, справляют их до сих пор.

– С чем связано такое особое отношение?

– В первую очередь в силу его похожести на человека. Как говорят в Сибири, "если ободрать — чисто человек". По этой причине существовало огромное количество историй о том, как женщина, заблудившись в лесной чаще, начинала жить с медведем. Этот мотив попал даже в сказки, где богатыри частенько рождаются от связи с этим лесным зверем. Кстати сказать, медведь нам и по сей день неизвестен по своему настоящему имени. Как его зовут – мы не знаем.

– В каком смысле?

– Медведь — это "тот, кто ведает медом". Живет он в берлоге, что, в принципе, указывает на немецкое название (от слова "бэр"). Но как славяне звали его на самом деле — неизвестно. В свое время академик Б. А. Ларин высказал весьма остроумную точку зрения, согласно которой, как ни странно, наиболее близким к настоящему имени медведя является имя "Мишка". В том числе потому, что по-болгарски медведь — "мешка".

Медведь сохранился в самых разных славянских представлениях, запретах, верованиях в его магическую силу. К примеру, если обвести медведя вокруг дома, то он отведет беду и защитит дом от нечистой силы. Охотники знали, что на своем веку убить можно не более сорока медведей. Ибо 41-й убьет уже тебя самого.

– Это идет от якобы негативного заряда, содержащегося в цифре 40?

– Да, в русском сознании это число обладает мифологической аурой. Русский человек предпочитал только до сорока считать — дальше опасно, считаем по "сорок сороков". Можно по-разному к этому относиться, но вот вам показательный пример – 1941-й год. Или сложившееся устойчивое "сороковые-роковые".

– Как гласит легенда, Пушкин, будучи в ссылке в Михайловском, узнал о готовящемся восстании декабристов и выехал в Петербург, чтобы принять в нем участие. Но неожиданно дорогу перед санями перебежал заяц, что по местным обычаям считалось дурным предзнаменованием, и Пушкин повелел возвращаться домой. С чего вдруг милый трусливый зверек – к несчастью?

– Заяц наделен магией и тесно связан с нечистой силой. По легендам, также, как и волк, он создан чёртом и служит ему. Поэтому существовал запрет употреблять в пищу мясо зайца как животного нечистого. Вместе с тем, заяц – животное, наделяемое в народных представлениях эротической символикой.

– Неожиданно. Возможно, это как связано с плодовитостью зайцев-кроликов?

– Скорее всего – да. На свадьбах исполнение песен, в которых фигурирует заяц, нередко было связано с обрядом брачной ночи и определением "честности" невесты. Сон о пойманном зайце предвещает женщине беременность. К слову, в наших сказках заяц – вечно трусливый. А вот в африканских – супермен, от которого вся саванна стонет.

– А как насчет мифологических животных?

— Они тоже, в основном, книжного происхождения и пришли к в фольклор из древнерусской письменности. А та, в свою очередь, во многом восходит к византийской традиции. Например, птицы, живущие в раю: Сирин, Алконост, Гамаюн ... Через ту же Византию добиралась до нас и античная традиция. Так что знали на Руси и китовраса (кентавра), и единорога, и левиафана...

– Песенный "город золотой", который "под небом голубым", это тоже оттуда?

– Нет. Это все-таки история про небесный град Иерусалим. И поминаемые в припеве животные — это евангелисты. Вернее, их символы. Соответственно, "Вол, исполненный очей" (он же – Телец) — это Лука, Матфей — человек, Орел – Иоанн, а Марк — Лев. Кстати, Святой Марк является небесным покровителем Венеции, поэтому каменные львы там встречаются чуть ли не на каждом здании.

Важный момент: в славянской традиции многие животные и птицы со временем стали трактоваться, исходя из событий Священного писания. Например, воробьи считаются плохими. Потому что своим чириканьем воробей выдал Христа преследователям, а потом и вовсе приносил гвозди для распятия и язвительно чирикал "терпи, терпи!". Ласточки же, наоборот, старались избавить Христа от мучений: они кричали "умер, умер!", похищали гвозди и вынимали колючие тернии из тернового венца. Как результат – ласточка считается чистой, святой птицей, приносящей счастье. До недавнего времени в деревнях на фронтонах домов обязательно делали специальное маленькое окошечко (дырочку), чтобы ласточки прилетали и селились под крышей. Или возьмем такую, казалось бы, малость, как паук. Знаете народную примету, с ним связанную?

– Увидеть паука – письмо получить?

– Да. С давних времен сложилось устойчивое представление о том, что паука убивать нельзя. В позднейшем варианте добавилось "паук — к письму". А все почему? Потому что, согласно народным легендам, паук... носит наши грехи к Богу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

[видео]

Часть 1

Танец и пляска в народной традиции

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие