Я давно хотел взять интервью у Витослава. Это один из тех, которые обязательно нельзя пропустить в Коловрате. Я встретил Витослава четырнадцать лет назад. В то время мы вместе работали над языческим журналом «Паганский круг» (закрыт весной 2004 года). Витослав – один из старейших членов славянского объединения Родна вира. В настоящее время он также является его руководителем. Родная вера представляет славянскую языческую духовность, практикует ее и объединяет язычников, поклоняющихся славянским богам. Однако Витослав предан славянству не только как религии, но и как предмету академических исследований. Он работает в Славянском институте Академии наук и на философском факультете Карлова университета. В рамках своей академической деятельности он занимается богемоведением, славистикой и палеославяникой. Я знаю его как скромного человека, как приятного собеседника и как честного ученого, допускающего сомнения и иные мнения.


Празднование праздника Ярослава, 2015 г. (Витослав пятый справа). На переднем плане можно увидеть церемониальный сосуд для тостов – окрин.

Здравствуйте, Витослав. Обычно я спрашиваю «Как дела» на собеседованиях, но, поскольку вчера мы вместе выпили несколько бутылок вина у себя дома, мы, вероятно, можем пропустить этот вопрос. Хотя я спрошу в том же духе.

Чем вы сейчас живете в отношении язычества? Есть ли у вас актуальная тема, к которой вы постоянно возвращаетесь в своих мыслях?

Наши праздники повторяются из года в год, кто-то может посчитать это рутиной, но я этому рада, потому что с каждым приближающимся праздником я год за годом возвращаюсь к нему и его смыслу в своих мыслях. Прямо сейчас мы находимся прямо перед «Вынесением смерти», которое состоится 26 марта, так что мои мысли движутся в этом направлении. Смерть — вечная тема, и мы, вероятно, всегда будем к ней возвращаться, пока живы.

О, да. Мы только вчера много говорили о смерти. Какое утешение или понимание может предложить родственник скорбящему человеку?

Я бы солгал, если бы сказал, что генеалогия предлагает некий простой ключ к решению всех жизненных проблем. Точно нет. Справиться с трудной жизненной ситуацией сложно, потому что так и должно быть. Кто нам обещал, что мы пройдем по жизни легко и без боли? Но именно переживание тяжелого жизненного испытания, переживание великой печали и боли приближает нас к мудрости. Велес никому не даст испить из своего колодца мудрости бесплатно. А какое утешение предлагает славянская вера человеку, потерявшему близкого человека? Жизнь. Именно поэтому поминки традиционно были не трауром по усопшему, а бурным и радостным праздником жизни. И тот, кто пережил это до того, как Морана позвала его к себе, и также мы, живущие до того, как Морана зовет нас, чтобы жизнь могла праздновать следующее поколение.

А с другой стороны, что может найти в Родноверии человек, только что пришедший на свет?

Я считаю, что особенно моя семья. Это то, в чем в основном нуждается человек после своего рождения. Семья – звено вечной цепи рода, ведущей от мифических предков к нам и нашим потомкам. Наша вера родная, потому что это вера в наше происхождение. Боги стоят в начале семьи. Почитание своей семьи в первую очередь означает почитание предков и богов одновременно. Тот, кто после своего рождения обретет в своей семье прочную, добрую и верную основу, также найдет богов и их благосклонность. Если родственная душа способна помочь семейным узам, то это лучшее, что может найти в ней новорожденный.


Неся смерть, 2013

Как вы воспринимаете вопрос воспитания детей в языческой среде?

Я считаю это ключевым моментом для выживания обновленного язычества. Только если вера будет передана новому поколению, мы сможем считать такую ​​веру по-настоящему живой. Что касается генеалогии, то она до сих пор остается большой неизвестностью. В нашей стране он появился только в середине 1990-х годов, поэтому самые старшие дети, рожденные в Родновери, сейчас находятся максимум в периоде полового созревания или раннем подростковом возрасте. Будут ли они придерживаться веры своих родителей во взрослой жизни, еще неизвестно. Подход к образованию другой. Некоторые воспитывают своих детей непосредственно как Родноверий, другие показывают им Родноверий как вариант, который они могут или не могут выбрать для себя, когда захотят. Только время покажет, какой подход окажется более успешным. Конечно, позитивно то, что в наших церемониях участвуют дети родственников, иногда в очень большом количестве.

Может ли ребенок быть родственником? Каковы критерии для этого?

Такой ребенок просто рождается в семье родственников, и поэтому мы рассматриваем его как естественную часть нашего сообщества. В зависимости от возраста и способностей дети могут участвовать в церемониях и других мероприятиях. Например. На празднике Яровита также организуются специальные конкурсы для детей. Мы не хотим исключать детей из наших мероприятий, наоборот, естественно, что в них участвуют люди всех поколений. Ребенок становится родственником, когда он решает быть родственником не только по указанию родителей, но и непосредственно по собственному желанию. Конечно, это может произойти только на пороге взрослой жизни и это затруднит реализацию инициации взрослой жизни. Однако с детьми коренных верующих мы так далеко не продвинулись. Возможно, через несколько лет.

Считаете ли вы, что языческие религии в Чехии куда-то идут, или вы думаете, что мы находимся в стагнации?

Куда они направляются, я точно не знаю. Я надеюсь, что это продлится долго. В этом я также вижу главную цель существования Родной Веры: опираться на старые традиции, поддерживать их и передавать дальше, чтобы они существовали. Будет ли этим заниматься горстка людей или целая толпа, я считаю это второстепенным и неважным. Я не ожидаю, что массовый интерес вспыхнет, но даже если он и произойдет, это точно не гарантия успеха. Важно, чтобы были психически уравновешенные люди, которые могли бы сбалансировать свою жизнь таким образом, чтобы практика языческой веры могла быть постоянной частью ее, а также, где это хоть немного возможно, жизни их семей.

За те несколько лет, что я хотя бы кратко слежу за чешской языческой сценой, у меня такое ощущение, что она в целом повзрослела и стабилизировалась. Сейчас существует несколько достаточно стабильных организаций с относительно четкой направленностью и сферой деятельности, их представители (по крайней мере, в большинстве своем) умеют общаться и ладить, даже если их позиции в чем-то различаются. Надеюсь, что период бессмысленных лягушачьих межязыческих конфликтов окончательно прошел.


На праздновании Велесова дня, 2017 г.

И чувствуете ли вы разницу в том, как люди видят славянское язычество сегодня и каким оно было пятнадцать или более лет назад, когда оно зародилось?

Я бы сказал, что тогда славянство вообще воспринималось частью общества гораздо более негативно, чем сегодня. Ведь в девяностые годы было не так уж далеко до советской оккупации и ухода последних советских солдат. Идентифицироваться со славянами, да еще и духовно, было тогда совершенно против моды во всем западном искать свое превосходство. Некоторые люди наотрез отрицали свои славянские корни и испытывали соблазн даже упомянуть о них. Сейчас я не чувствую такого антиславянского сопротивления. Наоборот, могу сказать, что везде, где мы налаживали сотрудничество, например, с жителями села, нас встречали положительно. Для нас очень ценный пример – село Мокошин, где мы организуем Мокошинский фестиваль и «Принесение Мораны». Этот муниципалитет даже выбрал богиню Мокошь в качестве муниципальной эмблемы, основанной на идоле, который мы там воздвигли. Какой еще муниципалитет в нашей стране имеет на своей эмблеме языческое божество?

Однако с угасанием антиславянского и особенно антирусского сопротивления к нам приходит новое явление, почти неизвестное в нашей стране пятнадцать, а то и десять лет назад. Особенно из России к нам распространяются различные сектантские псевдославянские учения, которые также находят здесь все больше последователей. Эти учения имеют мало общего со славянским язычеством. Однако они заимствуют некоторую часть его символики, из-за чего необразованного человека легко можно запутать. Прежде всего, могу упомянуть учение так называемой Древнерусской Церкви Инглиса, которая была запрещена даже в самой России из-за экстремизма, а ее основатель Александр Чиневич, он же Отец Дий, предстал перед судом в качестве автора своего священного писания, так называемых Славяно-Арийских Вед. В этом сектантском учении задействована целая сеть более удачных и менее удачных мистификаций и фальсификаций, как, например, так называемая Велесова книга. В последнее время в нашей стране активизируется некая госпожа Овечкова, которая на основе подобных лжи и мистификаций построила свое учение о так называемой буквице, предположительно протославянской письменности.


Урожай 2015 г.

Как вы думаете, социальные события каким-то образом отражаются в современном язычестве или непосредственно в родной вере?

Конечно да, но язычники – это часть общества и все, что происходит в обществе, естественно, должно отражаться и в язычестве. Native Faith — аполитичная организация, но это не значит, что ее члены не имеют собственных политических взглядов. Могу сказать, что эти позиции представляют весь политический спектр справа налево и сверху вниз. Понятно, что у костра после праздника все, что волнует общество, рано или поздно закончится, будь то предстоящие выборы, военные конфликты на Украине или в Сирии, миграционный кризис и все остальные актуальные темы. Это нормально. И я очень рад, что озвучено много, порой даже радикально противоречивых, позиций, и даже если они не согласны друг с другом и даже спорят по этому поводу, это никогда не было поводом не поднять сразу бокал ко рту и не выпить. вместе. И я желаю, чтобы так и оставалось.

Говорят, мы живем в сложные времена. Но с вашими знаниями истории, вероятно, легко утверждать, что ни одно время не было простым. Предлагает ли славянская духовность какой-либо ключ или способ добраться до точки зрения сегодняшнего мира?

Я не знаю. Скорее, мне кажется, что совершенно неуместно с точки зрения славянской духовности делить мир на настоящее, прошлое и будущее. День и ночь продолжают чередоваться, лето и зима, на небе солнце, луна и звезды, мы едим то, что производит земля, мы должны пить воду, дышать воздухом и согреваться огнем (даже если он горит в далекой электростанция). Люди всегда рождаются и умирают, как и все живое в природе. На этом цикле основано язычество, и пока оно продолжается, оно всегда будет действительным, независимо от того, в какое время мы живем и насколько глупы люди.

Большое спасибо за интервью.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие