Нож бронзового века, монета времен расцвета Римской империи, фибула конца второго столетия нашей эры... По мнению ученых, в памятнике археологии Радость-2, что у деревни Малые Мурины Каменецкого района, можно найти материалы всех культур и народов и проследить почти все историко-культурные процессы, происходившие на этой территории последние 9 тысяч лет. На прошлой неделе группа белорусских археологов завершила здесь пятый сезон полевых исследований, и ученые планируют вернуться сюда в следующем году.

«Памятник исключительно интересный, — говорит Вадим Белявец, кандидат исторических наук, доцент Института археологии Варшавского университета и координатор проекта «Современное приграничье Польши и Беларуси в первой половине первого тысячелетия нашей эры». — Много попутешествовав по свету, я понял и оценил его уникальность».

Первые серьезные исследования на месте памятника «Радость-2» были начаты в 1997 году. Практически на одном месте археологи нашли следы поселений разных эпох и разных культур и несколько грунтовых могильников, на материалах которых можно построить всю хронологическую колонку региона начиная с мезолита.

В этом году научную экспедицию, в состав которой вошли преподаватели и студенты исторического факультета БГУ, института истории НАН, практиканты и волонтеры, интересовали преимущественно материалы железного века эпохи Великого переселения народов. Дело в том, что историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно возникли славянские племена. Согласно одной из наиболее популярных теорий, исторические славяне как народ начали формироваться на протяжении первой половины первого тысячелетия нашей эры на территории Полесья.

«В этой связи памятник «Радость-2» интересен тем, что здесь предки славян оказались в очень сложной культурно-исторической ситуации, — поясняет Вадим Белявец. — Они контактировали и с германскими народами, которые жили на территории современной Польши, и с балтами (территории Литвы и северной части Гродненской области). И мы ловим тот момент, когда наши предки были, скорее всего, вытеснены

Фрагмент фибулы рубежа 2-3 вв. н. э. с этих территорий под давлением германцев. Возможно, в этой борьбе постепенно и формировались славяне как историческая общность».

Заложенный в этом сезоне раскоп на площади 300 кв. м позволил археологам найти предметы самых разных эпох. Одна из интереснейших находок — керамика раннего железного века (5-7 век до н. э.), которую в этом регионе раньше не знали. Иногда фрагменты керамики находятся вместе с костями. Возможно, это древние захоронения.

«Погребальный обряд у наших предков был очень необычным, — рассказывает Белявец. — Человека сжигали. Не всегда, правда — иногда в захоронениях мы находим и непережженные кости. Кремация проводилась где-то в другом месте. Кости какое-то время не погребались. Пока мы не можем сказать, как именно они сохранялись. Возможно, на столбах или в специальных строениях. Но в определенный момент наши предки устраивали могильники, в которые бросали горстку человеческих костей, добавляли кости диких и домашних животных и что-то из домашнего инвентаря. Как правило, очень бедного — горшочки, пряслица. Скорее всего, это не захоронения даже в привычном смысле, а то, что один петербургский ученый назвал «поминальниками». То есть это некоторые практики, возможно, связанные с урожаем, с некоторой магией или поминовением предков. И таких объектов мы нашли здесь более 30».

Деревня Малые Мурины, недалеко от которой находится памятник археологии Радость-2, появилась более тысячи лет назад. По мнению ученых, исторические славяне пришли сюда в 6-7 веке н. э., а стабильное поселение возникло в 8 веке, и с того времени история деревни не прерывается. По всей видимости, коренные местные жители являются потомками населения 8 века. На территории деревни также немало следов из прошлого. Один из них — курган на краю деревни. Жители Малых Муринов утверждают: в нем находится множество человеческих останков — «как будто накидали много-много тел когда-то».

Археологи не исключают, что курган может быть моровым кладбищем 15-18 веков. Или воинским захоронением после какой-то битвы. И военные действия, и эпидемии проходили по этим местам не единожды. Такие памятники очень специфичны, ими надо отдельно заниматься, но в Беларуси специалистов по ним нет. В любом случае, если это массовое, и, вероятно, моровое захоронение, без серьезной экспертизы его не стоит затрагивать, говорят ученые. Кто знает, какого джинна можно выпустить из бутылки?

Поиск

Журнал Родноверие