Белорусы с уважением относятся к ряду деревенских святынь, в той или иной степени признанных официальной церковью, которые можно объединить под названием «проща». Местные жители ходят туда просить здоровья и благополучия.

Паломники часто формируются вокруг природных объектов (камней, родников, деревьев), которые ценятся окрестными жителями, но иногда паломники едут издалека. Рассказывая о происхождении таких святынь, упоминают чудеса (проявление святого человека или предмета, исцеление от болезней). Большинство прощ имеют 1-2 «основных» календарных праздника, когда к ним приезжает много паломников. Обычно церковь, по крайней мере православная, не против такой стихийной народной религиозности, по возможности старается освятить эти места, поставить канонические кресты.


Святой камень возле села. Крамянец, Лагойского района. Фото Виталия Правалинского из архива РМГА «Студенческое этнографическое общество» 2012 года и Алёны Ляшкевич 2015 года.







Например, Святой Камень у села Крамянец Лагойского района признан святыней и православной, и католической церковью, там останавливаются паломники по пути в Будслав. Интересно, что, по местным данным, валун иногда посещают приверженцы неоязыческих культов. Жители Краменца сами приносят к Святому Камню на Пасху яйца и булочки, на Спасский день яблоки, посещают святыню также на Троицу и Покров, просто собираясь в лес или из леса, кладут деньги, печенье, конфеты, ягоды, грибы. , на нем цветы... О помиловании Крамянца Змитрок Бядул писал в "Нашей Ниве" от 26 мая 1911 года (цитируется с сохранением орфографии и пунктуации):

«Камень подобен камню, только на нем две ямы, а рядом родник, так местные говорят, что какой-то святой когда-то наступил на этот камень, а теперь остались следы, и родник открылся. ... Вода из этого источника поэтому сама считается святой и помогает людям от всяких болезней; люди издалека приезжают за этой водой и кладут подношения – ткань, деньги – в часовню, устроенную возле камня. Люди здесь свято верят в святой камень, что два раза в год возле него проводится ярмарка (на Илью и в день Спаса). Многие приходят со всякими товарами и, попивая, поддразнивают друг друга. Во время ярмарки также приходит священник (из села Батурина Хаценчицкого обл.) и совершает молебны. Сейчас распространился слух, что власти больше не разрешат поклоняться камню .

Подобные культы поддерживаются не только церковью, но и государством: почитанию Кременецкого святого камня присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь. Сам валун как геологический объект также находится под охраной государства.


«Каменная дева» в селе Боровое Лельчицкого района. Фото Алены Ляшкевич, 2016 г.








[видео]

Случай Краменца не уникален для нашей страны: почитание каменных крестов в Лельчицком уезде находится под охраной государства («Новый час» подробно писал об этом, как и о валуне в Краменце, в связи с Пасхальные обычаи ), готовятся документы для присвоения статуса нематериального историка — культурной ценности камню Невесты возле села Огородники Ашмианского района. Он, по убеждениям местных (а после многочисленных публикаций в СМИ и не только местных) жителей, помогает в семейных делах: способствует счастливому браку, отпугивает бесплодие, детские и женские болезни, помогает одиноким людям найти партнера.

В Беларуси насчитывается более 200 культовых камней, которые почитаются по сей день или почитались в недавнем прошлом. В 1882 году этнограф Адам Киркор отмечал, что в Гродненской, Виленской и Каунасской губерниях «почти нет большого камня. не иметь отличительного названия и с которым не будет связана никакая традиция».


Камень в деревне. Новоянчина Борисовского района. Фото Алены Ляшкевич, 2016 г.







Иногда о прежней сакральной функции валунов можно догадаться лишь по некоторым признакам (он имеет следы обработки, находится под старым деревом, вокруг него была мощеная площадка).


Источник в деревне. Пеница, Калинкавицкого района. Фото Алены Ляшкевич, 2016 г.








Стремясь усилить свое влияние за счет освящения мест народного богослужения, Православная Церковь иногда создает новые святыни. Таким образом, источники, испокон веков имевшие лишь хозяйственную функцию, вдруг обретают сакральную. В то же время в селе может быть «старый» источник, который ценят в основном жители старшего поколения, тогда как молодежь и приезжие предпочитают вновь освященный, который зачастую более удобно расположен, лучше организован, торжественно чтится. Крещение, в соответствии с христианским каноном.

[видео]

Родник в деревне Пеница Калинкавицкого района образовался в 1970-е годы во время земляных работ. Рядом с Мозырским нефтеперерабатывающим заводом искали нефть в Пенице. Жители села заметили, что вода помогает от некоторых болезней. Православная церковь освятила и упорядочила источник в 2000-х годах, а к 2016 году его уже «политили» поверьями, характерными и для источников природного происхождения: возле него вешают кусочки, считается, что так даже можно «передать» вещи умершему.

Вот рассказ жительницы Пеницы Евдакии Данильчука, 1936 года рождения: «Мне снится, что мой крестный стоит голый за рекой. Думаю: «Боже мой, ну не пойду я туда»… Я взяла ленточку, а там <в источнике> Богородица с младенцем <изображение>, вот я ее ленточкой перевязала. И всё, мне удалось. И тут она показывается мне обнаженной... Я вижу ее обнаженной, меня это нервирует. Так вот, она здесь не похоронена, я никогда этого не видел, но она крестная, я должен ее прикрыть. Ну, я повесил ленточку».

В список нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси вошли почитание источника «Бразгун» в день святых Петра и Павла (12 июля) у села Нарки Черыцкого района и паломничество к источнику «Голубой Колодец» возле села Клины Славгородского района, на Макавае (14 августа). По подсчетам исследователей Владимира Лобача и Татьяны Володиной , в Беларуси более 200 религиозных источников, почти треть из которых находится в Витебской области. Это объясняется холмистым рельефом, способствующим выходу грунтовых вод на поверхность, и местной культурной традицией, поскольку не каждый природный источник приобретает сакральный статус. Обычно это ключи, помещенные за пределами поселения, в труднодоступных местах (лес, болото), что затрудняло их использование в бытовых целях и соответствовало потустороннему миру в мифопоэтическом мышлении.

В речах Кирилла Туровского в XII веке культ источников осуждался как проявление язычества, но традиция их почитания была настолько сильна, что христианская церковь приспособила ее к своим ценностям.


Поклоняющийся крест возле села. Концы Пинского района. Фото Алены Ляшкевич, 2017 г.






Проста в деревне Кончицы Пинского района состоит из распятия и иконы Богоматери, прикрепленных к старой высокой сосне, а также текстиля, что жертвуют посетители. Ствол дерева и землю возле него украшают искусственными цветами, вроде тех, что носят на кладбище. К сосне приходят и приезжают специально, а также приезжают, идя за ягодами. Посещение святыни начинается крестным знамением и молитвой на коленях, во время которой просят здоровья и благополучия. Тогда обвязывают сосну принесенным даром и / или затыкают в щели ее коры монеты.

На Пасху жертвуют много полотенец, в другие дни — чаще ленты. Черные и белые ленты не носят, отдают предпочтение ярким. Старый текстиль иногда убирают и сжигают, выбрасывать его нельзя. Часть текстиля просто завешивается по верху новыми оброками. Этот сакральный комплекс ухаживал за местными жителями стихийно, только в этом году они решили обратиться к представителям православной церкви, чтобы как-то” легализовать " свой поклонный крест.

Дорога, при которой стоит сосна, раньше связывала хутора. После того как жители переселились в кончики, путем особо не пользуются. Рассказывают, что раньше в лесу напротив простыни по ночам "что-то плакало". На вопрос, когда перестала плакать, отвечают: "а кто знает. Сейчас же никто не живет, не ходит, может, оно и сейчас плачет". Проща раньше располагалась неподалеку на другой сосны, которую повалила буря вскоре после войны (распятие осталось целым и было перенесено).

По словам Марии Анташук 1939 г. р., дерево росло на землях ее семьи, поэтому родители попилили его, поваленное, на дрова. Во время пиления из ствола высыпалось множество монет, что за долгие годы оставляли люди в качестве оброка. Распятие будто бы сделал когда-то больной человек, что таким образом надеялся восстановить здоровье, а текстиль стали вешать после того, как однажды вызвали дождь, соткав всей деревней за ночь Оброчное полотенце.

[видео]

Сосна постепенно засыхает и жители Кончиц планируют перенести святыню на прежнее место, выбрать подходящее дерево, для чего обратились в православную епархию. Святыню почитают представители разных поколений. Говорят, после посещения монастыря самочувствие улучшается . Жители Кончиц совершенно не против того, чтобы к их святыне приезжали паломники из других районов.

Итак, являются ли молитвы пережитком язычества?

Начать стоит с упоминания Бранислава Малиновского, который еще в начале XX века доказал, что культурных реликвий нет. Каждое явление имеет определенную функцию и цель исследователя – понять его (отсюда и направление функционализма в социокультурной антропологии). Белорусские учёные считают храмы проявлением «народного христианства», устойчивости мифопоэтического мировосприятия: храмы формировались на месте старых дохристианских святынь, хотя их появление зафиксировано и в XIX-XX вв. века. В России сейчас модно говорить о «народности». Определение распространилось после публикации в 1995 году статьи итальянского религиоведа Леонардо Премиано «Народная религия». Под просторечностью понимают неинституциональные практики, религиозность вне официальной церкви.

Вырисовывается следующая схема: чудо – появление на своем месте монастыря – приобретение определенной популярности монастыря – его освящение официальной церковью – строительство культовых сооружений (крещения, часовни или церкви, церкви) – окончательный переход монастыря под церковную «юрисдикцию». Отдельно взятое прощение может остаться на одном из указанных этапов или возникнуть только после освящения. Появление новых святынь соответствует традиционной картине мира.

Схему можно наблюдать и в наше время (упомянутый источник в Пенице, строительство церкви в урочище Избийский Бор у села Будча Ганцевицкого района, где до этого стояло множество жертвенных крестов). Схема актуальна не только для Беларуси и других славянских стран, стоит вспомнить явления Богородицы в латиноязычном мире, например, явление Фатимы в Португалии, 100-летие которой в этом году отметили паломники в Будславе , Беларусь . Христианские атрибуты формируют изначальную святость прощения для деревенского общества, но отсутствие таких атрибутов не отменяет этой святости.

Возможно, в зависимости от направленности каждый увидит в совершении белорусских молитв то, что хочет: проявление язычества или христианства, мракобесия или святости, древних традиций или новой религиозности... Универсального ответа здесь нет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие