Село Янковичи раскинулось на берегу каменистой, крутой и глубокой реки Дрисса, в которой недавно дайверы нашли сгоревшего деревянного идола.

Здесь, на самом севере Беларуси, в Расонском районе Витебской области, все немного по-другому. Например, весенняя традиция посещения и чествования предков приходится не на день празднования православной Родауницы (вторая неделя после Пасхи), а на Зеленые праздники, или Троицкие праздники, которые начинаются после завершения весенних сельскохозяйственных работ.





Старожилы села помнят, как 20-30 лет назад тройные Деды действительно имели в виду слово «радость», когда духи предков в виде птиц прилетали к живым родственникам. Вместе они пили, ели, веселились и наслаждались благоденствием природы. Некоторые из этих традиций, такие как украшение памятников, оставление еды предкам, разливание напитков и пиршество на кладбищах, сохранились до нашего времени, но многое сейчас утеряно...

Янковское кладбище расположено по языческой традиции – на холмах у берега реки. В центре, как и много веков назад, сохранилась каменная часовня Янка с крестами в форме человекообразных. Как будто предки и бабушки стоят рядом. На некоторых идолах можно даже увидеть глаза, отверстия в виде ртов, а также кресты в кругах (воротничковые кресты) – свидетели древнего поклонения солнцу. На большинстве идолов кресты прямые (то есть это мужской крест), а резной криволинейный – женский крест.

Рядом находится идол каменного боба. Он отличается от остальных своей формой и примитивной обработкой. Некоторые ученые считают, что идол Янка принадлежит культу богини Лады.

Судя по сглаженной обратной стороне идолов, не исключено, что с приходом христианства их заточили в остроконечные кресты — с целью приспособить языческие традиции почитания предков к христианскому культу.

Интересно, что некоторые из кумиров, например детский кумир на близлежащем Грибёлском кладбище, до сих пор местные жители украшают цветами перед Дедушками.

Камни, напоминающие женскую фигуру, с примитивными чертами лица, в платке и платье с широким подолом, веками служили жителям деревни оберегами. Им поклонялись, их почитали: их одевали в женскую одежду, им приносили подарки и просили взамен урожай, здоровье, плодородие, благополучие и счастье.

На фотографиях, сделанных сравнительно недавно местным лесником Олегом Милентяем, идол из каменной фасоли лежал на земле. Но корреспондент «Нового времени» нашел его на Родаунице уже зарытым в землю. Это порадовало, но, к сожалению, не свидетельствует о том, что памятникам далекого прошлого в Беларуси уделяется должное внимание.

На протяжении веков наше наследие уничтожалось как фанатичными религиозными деятелями, так и советской властью. Да и сами крестьяне, нашедшие древние идолы в своих садах, рядом с могилами своих родственников, не понимали, какую ценность они нашли. Их взвешивали на мусорных свалках, сбрасывали в болота и реки или прямо закапывали в землю.

Многочисленные валуны и идолы несут древние символы и надписи, они окутаны древними легендами и являются по сути самыми первыми и ценнейшими памятниками эпиграфики и этнографии. Несмотря на это, у белорусских властей нет особого желания заниматься культивированием и реконструкцией древних святынь.

Однако хорошим примером плодотворного сотрудничества энтузиастов и местной власти в наши дни является деятельность краеведа Владимира Иванова, который при помощи председателя Лятчанского сельского совета Виктора Бурдзея создал Музей древнего погребального обряда кривичей. на кладбище села Шевина в 20 км от Витебска, а также энтузиасты Туравской епархии, установившие и украсившие каменные кресты в местных храмах.

К сожалению , на Янкавицком кладбище обереговые кресты почти полностью остались в земле. и находимся возле мусора, окруженного сеном...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие