Сделали это на территории архитектурно-этнографического отдела музея — с соблюдением всех народных традиций. Эту культуру здесь выращивают уже второй год. Задача — показать желающим обряды и песни, связанные с «северным шелком», а также — полный цикл роста и обработки. Наблюдать за севом льна пригласили и съемочную группу ГТРК «Кострома».
Поле в окружении деревянных изб — всего 2 сотки. А это — лён. Мелкие семена коричневого цвета. Двое сотрудников музея одеты в русские национальные костюмы, чтобы соблюсти аутентичность, и создать атмосферу 19 века, когда Костромская губерния была одной из первых в стране по выращиванию «северного шелка». По местной традиции сев начинают с того, что на поле закапывают вареное яйцо. Примета сулит богатый урожай.
Лён сотрудники музея выращивают второй год. Но все равно волнуются, говорят они.
- Ну, с Богом?
- С Богом!
Лен сеют почти также, как рожь или пшеницу — разбрасывают из стороны сторону. Только семена берут не пригоршней, а щепотью в три пальца. И жест не размашистый, а такой, будто землю солят. Так мелкие льняные семена ложатся равномерно.
- Скажите, а лен уже сегодня взойдет?
- Нет, не сегодня. Его ещё детишки должны притоптать. Думаю, что взойдет на следующей неделе.
Притаптывание детишками льна — тоже традиция. Благодаря ей семена лучше закрепляются в почве.
Корреспондент:
«Поскольку детей нет, лён утаптываем мы. Чтобы лучше всходил. Вообще это поле в Костромской области, получается, единственное, где в том году посеяли лён. Есть ещё одно хозяйство в Красносельском районе — по данным Департамента АПК, там тоже, возможно, посеют лён. Но к севу ещё не приступили.
Ну, а это музейный льняной урожай прошлого года. Его бережно хранят, но не как статичный экспонат.
Анна Демченко, методист архитектурно-этнографического отдела Костромского музея-заповедника:
«Лён у нас хороший, качественный. Единственное, что его нужно в баньке подвымочить, прежде чем мять. В планах воссоздать полностью посев, выращивание, обработку»
Как столетия назад мяли и трепали северный шелк — нам показывают тут же. С помощью вот такого нехитрого станка. На пол летит мелкая льняная щепа.
«То, что сейчас падает на пол, называется кострой. Вот по названию этой мелкой крошки, возможно, и назван наш город – Кострома»
В Костроме в 19-м и 20-м веках было сразу несколько фабрик, ткавших льняное полотно. Одна из них — ныне существующая Большая костромская льняная мануфактура. Она принадлежала Павлу Третьякову. На деньги с костромского льна была создана знаменитая Третьяковская галерея.
Роман Мальцев, заведующий архитектурно-этнографическим отделом Костромского музея-заповедника:
«Все-таки можно сказать о том, что костромской лён поддерживал и поддерживает искусство, которое известно уже не только в России, но и во всем мире. Может быть, мы немножко традиции сохраним — традиции именно крестьянского посева льна»
Уже со следующего года в Костромском музее-заповеднике планируют проводить мастер-классы по обработке льна и ткачеству. Ну, а этим летом приглашают желающих понаблюдать за ростом льна, его прополкой (она будет в середине июня), и сбором урожая.