В Рейкьявике весной начнется строительство первого неоязыческого храма, посвященного скандинавским богам Одину, Тору и Фрею. Фундамент уже выкопан, лиственница из которого будет построен храм ждет строителей.


языческий храм Исландия Рейкьявик

Об исландских неоязыках стало известно год назад, когда они получили от правительства разрешение официально поклоняться скандинавским богам и воздвигнуть им храм на северо-западе Рейкьявика.

- Наше долгое путешествие по пустыне подходит к концу,

- сказал тогда Хильмар Орн Хильмарссон, глава неоязыческого общества Асатру, стоящего за строительством. "Асатру „можно прямо перевести как”вера в богов".

Однако работы продвигались медленно, к зиме строителям удалось лишь выкопать фундамент и поставить рядом плакат с изображением проекта культового сооружения. Ожидается, что все это наберет обороты уже весной. Архитектурная студия Магнуса Дженссона, ответственная за проект, уже выложила на свой сайт фотографии подготовленной и ожидающей использования лиственницы, из которой будет построен храм. Работы, скорее всего, начнутся весной, когда закончится долгая исландская зима.

Храм будет круглой формы, частично вкопан в землю и облицован тесаными камнями. По мнению дизайнеров, все это должно быть вневременным-не слишком навязчиво относиться к викинским традициям или современной архитектуре. По крайней мере, так утверждает Йенссон, получивший образование в Дании.

Современные исландские язычники подчеркивают, что норвежские боги для них скорее метафора, и они не намерены культивировать все обычаи предков – например, приносить кровавые жертвы.

- Я не думаю, что кто – то верит в одноглазого человека, верхом на лошади с восемью ногами,

— говорит Хильмар Орн Хильмарссон, один из лидеров сообщества Asatruarfelagid, которое пропагандирует веру в древних божеств.

- Рассказы о них мы рассматриваем как поэтические метафоры-воплощение сил природы и человеческой психики,

– объясняет он.

Христианство распространилось в Исландии примерно в IX-X веках. Однако языческие нравы или персонажи скандинавской мифологии постоянно присутствовали в традициях и культуре.

Поэтому для современных исландцев вера в Тора — это скорее способ культивировать традиции, вернуться к своим корням, которые воспеваются в сагах, хотя бы написанных Снорри Стурласоном, которому приписывают авторство легендарной „Эдди”. Большой популярностью на острове пользуются, например, жертвенные торжества под названием Блот, которые когда-то были моментом жертвоприношений животных, а сегодня превратились в своего рода фестивали с музыкой, едой и танцами. Современные последователи Тора или Одина просто хотят иметь место, где они могут проводить такие церемонии, как свадьбы, похороны или церемонии присвоения имен детям. До сих пор они обычно делали это на открытом воздухе.

Ассоциация Asatru, стоящая за идеей строительства, сегодня насчитывает 2,5 тысячи членов. Это немного для 320 тыс. жителей острова. Официально он действует с 1973 года, когда исландское законодательство официально признало его и уже тогда вызывало споры среди исландцев.

Возмутился епископ Рейкьявика Сигурбьорн Эйнарссон, который утверждал, что

”одного Христа вполне достаточно для этой страны".

Во времена христианизации Исландии на рубеже IX и X веков сторонники религии предков вели войны с первыми христианскими правителями. Сегодня действующие в Асатру неоязыки выступают за терпимость, уважение традиций всех религий и считают, что вера-это индивидуальное дело каждого человека.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие